Юлия Павловна
Методы и приемы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Метод – последовательность целенаправленных, взаимосвязанных совместных действий педагога и обучающихся, направленных на достижение поставленной цели.
Методы обучения должны удовлетворять требованиям:
• Научности;
• Доступности;
• Результативности;
• Воспроизводимости (другими педагогами);
• Эффективности.
Методы выбираются в зависимости от:
• поставленных целей и задач,
• содержания деятельности,
• индивидуальных особенностей детей.
Главный критерий оптимальности выбора метода – его результативность (качественное достижение конечного запланированного результата).
Публикация «Методы и приемы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Приём – конкретный способ деятельности по достижению конкретной задачи.
В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное).
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
Виды наблюдений: кратковременные и длительные;
повторные и сравнительные; распознающего характера;
за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.
Дидактические требования к наблюдению (Е. А. Флерина, Е. И. Радина, П. Г. Саморукова):
1-объект наблюдения должны быть интересны для детей;
2-объект наблюдается в таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности;
3-педагог намечает цель наблюдения, определяет круг новых знаний, продумывает их связь с опытом детей;
4-детям предлагается целевая установка для наблюдения;
5-стимулирование умственной активности и самостоятельности детей;
6-усвоенные в процессе наблюдения знания, зародившиеся чувства и отношение к наблюдаемому должны получить свое развитие в деятельности детей;
7-последовательность и планомерность наблюдения;
8-сопровождение наблюдения точным и конкретным словом.
2 - Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ).
Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.
показ способов действий;
показ образца.
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
1- Рассказ педагога.
Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.
2- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы).
3- Беседа.
По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).
По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.
4- Чтение художественной литературы.
вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);
указание (целостное и дробное);
пояснение;
объяснение;
педагогическая оценка;
беседа (после экскурсии, прогулки, просмотра диафильмов
и т. д.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
1- Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие).
Дидактические правила проведения упражнений:
1-ставить перед детьми учебную задачу;
2-показывать способ выполнения действий с одновременным словесным пояснением;
3-многократное повторение упражнений с постепенно усложняющейся задачей, с введением новых приемов работы, предметного оборудования;
4-контроль со стороны педагога; переход от прямого контроля к косвенному, развитие у детей элементов самоконтроля.
2- Элементарные опыты, экспериментирование.
Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
3- Моделирование – это процесс создания моделей и их использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков).
В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
1. Дидактическая игра
2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
внезапное появление объектов;
выполнение воспитателем игровых действий;
загадывание и отгадывание загадок;
введение элементов соревнования;
создание игровой ситуации.
Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:
- содержания материала;
- возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения);
- формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы);
- оснащенности педагогического процесса;
- личности воспитателя.