Анна Эсске
Методы и приемы формирования у воспитанников элементарных математических представлений, на примере палочек Кюизенера
«Методы и приемы формирования у воспитанников
элементарных математических представлений,
на примере палочек Кюизенера»
Публикация «Методы и приемы формирования у воспитанников элементарных математических представлений, на примере палочек Кюизенера» размещена в разделах
Методика формирования у воспитанников элементарных математических представлений, на примере блоков Дьенеша и палочек Кюизенера состоит в том, чтобы способствовать формированию широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях; развивать навыки и умения в счете, вычислениях, измерении, моделировании; способствовать овладению математической терминологией; развивать познавательные интересы и способности, логическое мышление, используя проблемные вопросы, творческие задания, развивающие игры. Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Детям кажется, что они только играют. Незаметно для себя в процессе игровых действий считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Задача взрослого – поддерживать интерес ребенка. Палочки Кюизенера как дидактическое средство развития математических представлений у детей являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка. Главное назначение пособия – развитие маленького человека, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны, ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях. Изучив особенности цветных чисел Кюизенера, перед педагогами открывается универсальная и очень эффективная технология математического обучения дошкольников, в которой:
1. Каждая игра представляет собою набор задач, которые ребенок решает с помощью палочек.
2. Задачи даются в различной форме : в виде модели, плоскостного рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены, как правило, в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип «от простого к сложному». В задания входят задачи разной сложности: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
4. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме числа или слова, а в виде рисунка, узора или сооружения из палочек, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи, т. е. решение задачи всегда визуально.
5. Игры с палочками Кюизенера не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческой деятельностью. Игра имеет тенденцию к продолжению.
6. В играх комплексно решаются разные группы задач (познавательные, речевые, образовательные, на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы, инициативы, самостоятельности) .
Велика роль развивающих игр в реализации принципов обучения математике : сознательности и активности, наглядности, принцип деятельностного подхода, систематичности и последовательности, прочности, научности, доступности, коррекционной направленности. С математической точки зрения палочки — это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности («самостоятельного математического исследования») .Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным. Цветные числа предоставляют замечательную возможность конструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:
знакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету);
знакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине);
знакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда, чётные, нечётные числа, при построении горизонтальной, вертикальной и симметричной цветных лесенок;
осваивать прямой и обратный счет при построении симметричной цветной лесенки;
знакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел);
помогать овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, освоения понятия итогового числа;
научить делить целое на части и измерять объекты;
развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, умение создавать различные конфигурации, воссоздавать модели по образцу;
знакомить со свойствами геометрических фигур;
развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже);
развивать логическое мышление, внимание, память, комбинаторные способности, воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений «больше — меньше», «больше — меньше на.», организовать работу по усвоению таких понятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину», познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной «цветной алгеброй», готовящей к изучению школьной алгебры. Подбор упражнений осуществляется с учётом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. При подборе упражнений учитывается их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов : способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств. При подаче материала используется инструкция, пояснение, вопросы, словесные отчёты детей о выполнении задания, контроль, оценка. Занятия с палочками Кюизенера рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
В нашей группе дети охотно играют с палочками Кюизенера.