Наталья Деревенских
Консультация «Методика воспитания звуковой культуры речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Что представляют собой звуки, каковы их функции?
это минимальные, не членимые речевые единицы, способ существования всякого языка. Они выполняют две функции: доведения речи до восприятия слухом и различения значимых единиц речи (морфем, слов, предложений).
Из чего складывается звуковая культура речи?
Звукопроизношение является лишь одним из разделов звуковой культуры речи. И требуется специальная работа по воспитанию всех ее составных частей: по формированию чистого и ясного произношения слов в соответствии с языковыми нормами, развитию голосового аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз, выработке умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (мелодики, темпа речи и т. д.).
Публикация «Консультация „Методика воспитания звуковой культуры речи дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха.
Для чего необходимо знать основные закономерности овладения детьми звуками?
Н. Х. Швачкин установил, что ребенок оказывается способным усваивать звуковую сторону речи в определенной последовательности: сначала интонацию (четырех— шести месяцев, затем ритм (шести—двенадцати месяцев) и звуковой состав слова (после одного года).
В самом раннем детстве у ребенка формируется фонематический слух. Сначала малыш учится отделять звуки окружающего мира (скрип двери, шум дождя, мяуканье кошки и т. п.) от звуков обращенной к нему речи.
Перечислите закономерности овладения детьми звуковой стороны языка.
Младший дошкольный возраст Большинство малышей не произносят шипяще звуки, заменяя их соответствующими свистящими («сяпка», «зюк», «цай», <сётка»). Звуки или совсем не произносят, или заменяют другими звуками (л», <м», «в» «й»). Нередко искажается звук «л»: он большей частью смягчается («столь») или заменяется. Звонкие звуки заменяются глухими («шук» вместо <жук»). В многосложных словах дети нередко пропускают или переставляют отдельные звуки, слоги («Тематура» вместо температура»; «пигин» вместо «пингВин»). Часто дети сокращают слова за счет пропуска труднопроизносимых звуков или целых слогов («сковода» вместо «сковорода», делают в слове перестановку звуков и целых слогов («чедоман» вместо «чемодан»; «аптесин» вместо «апельсин»).
Средний дошкольный возрастсвистящие и одновременно шипящие звуки «л» и «р». Так фразу» женщина сушила шубу на солнышке» они могут произнести «женщина шушила шубу шолнышке» или «зенсина сусила_субу на соныске». Большинство детей уже произносят звук «р», однако они еще не владеют им прочно
Старший дошкольный возраст артикуляционном отношении звуки (шипящие,а так же звуки «л» «р» «рь») многосложные слова, слова со стечением нескольких согласных Вместе с тем у многих детей отмечается не совсем правильная расстановка ударений,проглатывания окончаний слов, смешивание твердых и мягких согласных, свистящих,шипящих внутри группы : «с» и «з», «с» и «ц» «ш»и «щ» «ч» и «щ» «с» и «ш» «з» и «ж»; Некоторые дошкольники невнятно произносят слова
От чего зависит воспитание звуковой стороны речи?
Формирование звуковой стороны речи осуществляется как при помощи специального речевого материала (слова, фразы, потешки, песенки, так и приёмом включения задач по воспитанию звуковой культуры речи в грамматические и лексические упражнения
Почему овладение звукопроизношением возможно к пяти годам?
Отработка звуков родного языка у детей трех— пяти лет предусматривает четыре вида работы, последовательно сменяющих друг друга: 1) подготовку органов артикуляционного аппарата; 2) уточнение произношения изолированного звука (в слогах); 3) выработка умения выделять этот звук, отличать его от других; 4) закрепление правильного произношения звука во фразовой речи.
Почему ведущей формой обучения детей звукопроизношению являются фронтальные занятия?
Ведущей формой обучения являются коллективные фронтальные формы работы (а не индивидуальные) занятия с детьми. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается. Общегрупповые занятия по обучению звукопроизношению в средней группе достаточно проводить 1–2 раза в месяц.
В чем специфика занятий в разных возрастных группах?
Проведение занятий в разных возрастных группах, как показали исследования отличаются.
В младших группах занятия лучше проводить в форме дидактических игр с игрушками на звукоподражание («Угадай, кто кричит»); рассказов-драматизаций с игрушками; рассказов педагога с включением высказываний детей.
В средней группе при обучении правильному произношению применение образца для подражания и игровых приемов уже недостаточно. Здесь можно использовать несложные объяснения артикуляции звука. Это вырабатывает привычку не только слушать, но и внимательно смотреть на педагога, а затем следовать образцу
Какие средства, методы и приемы помогают в воспитании звуковой культуры речи?
Практические,Наглядные,Словестные,специальные