Ковалева Алена
Методика организации и проведения занятий по физическому развитию с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Методика организации и проведения занятий по физическому развитию с детьми младшего дошкольного возраста».
Вопросы здоровьесбережения являются наиболее актуальными в образовательной концепции детского сада. Тем более когда речь идёт о самых маленьких воспитанниках, которые испытывают серьёзные эмоциональные перегрузки, связанные с адаптацией к новым условиям. Поэтому образовательная деятельность в области «Физическое развитие» призвана не только формировать умения и навыки двигательного характера, но и помогать поддерживать психическое здоровье младших дошколят.
Публикация «Методика организации и проведения занятий по физическому развитию с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
В образовательную область «Физическое развитие» входят два направления психолого – педагогической работы:
1. формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
2. физическая культура.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза — смотреть, уши — слышать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хватать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать.
2. Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку. Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога. Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых пepcoнажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.).
Содержание образовательной области включает приобретение двигательного опыта в следующих видах деятельности:
• Двигательной – связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гиб-кость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, мелкой и крупной моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, овладение подвижными играми с правилами;
• Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
• Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (режим дня, питании, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Большое значение для здоровья и физического развития детей младшей группы детского сада имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий — обязательное условие правильного воспитания ребёнка.
Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
Для характеристики двигательного режима в настоящее время все шире используется учет повседневной двигательной активности. Дети с большей двигательной активностью оказываются более развитыми физически и психически : интенсивная двигательная активность способствует лучшему физическому развитию, а лучшее физическое развитие, в свою очередь стимулирует двигательную активность и нервно-психическое развитие.
Утренняя гимнастика как форма оздоровительной работы в дошкольном учреждении является важным компонентом. Она обеспечивает хорошее настроение, повышает жизненный тонус. Утренняя гимнастика вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, поднимает эмоциональный тонус, воспитывает целеустремлённость, вызывает положительные эмоции и радостные ощущения, повышает жизнедеятельность организма, даёт высокий оздоровительный эффект.
Гимнастические упражнения, плавание со 2 младшей группы – все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм, поэтому требуется контролировать интенсивность нагрузок на детей при оздоровительных занятиях.
Для снятия усталости, профилактики переутомления и повышения работоспособности способствуют динамические паузы или физкультминутки, которые включаются как в режимные моменты, так и в организации ООД по другим видам детской деятельности.
Физкультминутка сопровождается текстом, при его произнесении необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов од-ной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох. После физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным. Двигательная разминка во время большого перерыва между занятиями позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы.
Проводятся для закрепления оздоровительного эффекта подвижные игры, физические упражнения на прогулке. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для здоровья дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит.
Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней - после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.
Подвижные игры – сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств.
После дневного сна важно поднять настроение малышей и мышечный тонус, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому может способствовать комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер.
Закаливание – важная составляющая физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом к низким температурам, поскольку причиной ряда заболеваний являются охлаждение организма. Цель закаливания - выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой. Положительных результатов от закаливающих процедур можно ожидать только при соблюдении таких принципов, как постепенность, последовательность, систематичность.
В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные занятия. Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Они проводятся регулярно по расписанию. Структура физкультурных занятий в младших группах детского сада общепринятая и состоит из 3 частей: вводная, основная, заключительная. Длительность занятия в 1 мл. гр. 10 мин, во 2 мл. гр. 15 мин.
Вводная часть (продолжительность в 1 мл. гр. до 2 минут, во 2 мл. гр. до 3 минут). Вводная часть мотивирует детей на работу, включает упражнения в ходьбе и беге их разновидности вы видите на слайде : не наталкиваясь друг на друга, «стайкой за воспитателем, с согласованными, свободными движениями рук и ног, в прямом направлении, по кругу взявшись за руки, перешагивая через предметы, со сменой направления движения; беге: за воспитателем, от воспитателя, в различных направлени-ях, не наталкиваясь друг на друга, догоняя катящие предметы, между двумя линиями не наталкиваясь на них, построения в круг, в пары и друг за другом, детей 2 мл. группы приучают становиться в шеренгу, задания с предметами.
Основная часть продолжительность в 1 мл. гр. до 7 минут, во 2 мл. гр. до 12 минут. В этой части занятия обучаю детей следующим видам ОВД (основным видам движений) : выполнению прыжков, разновидностям бега, в упражнениях ползания, лазанья, метания, бросания, ловле мяча ( например : «Допрыгни до мяча», «Перепрыгни ручеек», «Танцуем с лен-точками», «Кати мне», «Подползем под радугой») и подвижную игру. При проведении ОВД важно следить за дыханием: говорить детям, что выполняем упражнение на вдохе, вернуться в И. П. - выдох.
В этом возрасте комплекс упражнений для ОРУ состоит из упражнений:
кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса, упражнений на укрепление мышц спины и ног. Для обучения ОРУ важно научить детей принимать исходное положение от которого зависит двигательная нагрузка. И. П использую разные: поднимать руки вперед, вверх, в стороны; скрещивать их перед грудью и разводить в стороны. Отводить руки назад, за спину; сгибать и разгибать их. Хлопать руками над головой, перед со-бой, размахивать вперед – назад, вверх – вниз. Упражнения для развития гибкости позвоночника и укрепления мышц спины: поворачиваться вправо – влево с передачей предметов рядом стоящему (сидящему). Наклоняться вперед и в стороны. Поочередно сгибать и разгибать ноги, сидя на полу. Поднимать и отпускать ноги в положении лежа на спине. Приседать на пятки, стоя на коленях. Упражнения для развития и укрепления мышц ног и брюшного пресса: переступать на месте. Сгибать левую (правую) ногу в колене (с поддержкой) из исходного положения стоя. Приседать, держась за опору; потягиваться, поднимаясь на носки. Выставлять ногу вперед на пятку. Шевелить пальцами ног (сидя).
Большое значение для развития движений имеют специально организованные подвижные игры с правилами. Является неотъемлемой частью занятия. Для детей 1 ой и 2 ой мл групп детского сада рекомендуют включать в занятие следующие подвижные игры: с ходьбой и бегом, сползанием (доползи до погремушки, проползи в воротца и т. д., с бросанием и ловлей мяча, с подпрыгиванием (мой веселый звонкий мяч, зайка беленький и т. д., на ориентировку в пространстве.
Заключительная часть 1 мл. гр. до 1 минут, во 2 мл. гр. до 2 минут. Цель которого обеспечить детям плавный переход от активного к спокойному состоянию за счет выполнения ходьбы в медленном месте или мало-подвижной игры. В основном в этой части занятия применяю построение в шеренгу или в круг - провожу дыхательную гимнастику или упражнения на релаксацию (построение в рассыпную). Заканчивается занятие организованным уходом детей из зала (в колонне по 1) ручеек идет в группу.
В младших группах на занятиях применяю следующие виды приемов: комплексные, сюжетные, игровые, сюжетно-игровые.
Сюжетно-игровые занятия, в которых сюжетная линия органично проходит через различные игры. Такой подход при выборе формы проведения прежде всего основан на том, что игра в этом возрасте для детей является ведущим видом их деятельности и усвоение программного материала в игре, сюжете, комплексе с другими элементами (развитие речи, математика, познание окружающего мира и т. п.) будет наиболее рациональным и эффективным.
Игровые занятия — это вид занятий, основной составляющей которых являются игры. Их проведение целесообразно после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, а также для обеспечения положительных эмоций. Вместе с тем придерживаться четкого правила, что занятие игрового типа должно со-стоять только из подвижных игр, не стоит. Помимо игр оно может включать упражнения игрового характера (мышки вышли на прогулку, медвежонок умывается, солнышко потягивается и т. д., при проведении которых посредством эмоционально окрашенной речи педагога, тона, стиля общения с детьми занятие будет носить игровой характер.
Сюжетные занятия представляют собой мини - спектакль, разыгрываемый взрослыми и детьми с помощью различных физических упражнений. Структурными составляющими его могут быть подвижные игры раз-личной степени подвижности, игры, представленные в виде мини-сказок, а также упражнения, гармонично отражающие сюжетную линию занятия, сказочные (не сказочные) персонажи и т. п. Данные занятия будут способствовать не только накапливанию детьми двигательного опыта, но и расширению кругозора детей, развитию их познавательных психических процессов.
Комплексные занятия — занятия, в ходе которых педагог имеет возможность решить посредством физической культуры задачи других образовательных областей. А содержание таких образовательных областей дошкольной педагогики, как математика, ознакомление с окружающим, развитие речи и т. д., нередко настолько объединено, взаимосвязано и взаимообусловлено с содержанием физического воспитания, что единственно верный и необходимый путь — это объединение их в комплекс, ведущий к состоянию связанности отдельных частей, к их сближению в единое целое.
Таким образом, оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении направлена на укрепление здоровья ребёнка, его фи зическое развитие, на формирование основ здорового образа жизни и формирование ответственного отношения дошкольников к собственному здоровью.