Ольга Саломатина
Консультация «Методика проведения типовых занятий. Виды музыкальных занятий, организация и построение»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка «Методика проведения типовых занятий.
Виды музыкальных занятий, организация и построение».
Музыкальный руководитель : Саломатина О. В.
В качестве основных музыкальная педагогика определяет три типа музыкальных занятий, обеспечивающих оптимальное развитие каждого дошкольника.
Публикация «Консультация „Методика проведения типовых занятий, Виды музыкальных занятий, организация и построение“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Фронтальные занятия. Наполнены различными видами музыкальной деятельности, проводятся со всеми детьми группы.
Небольшими подгруппами, где продолжается разучивание материала, усвоение которого требует от тех или иных детей больших усилий, затраты дополнительного времени. На этих занятиях разучиваются сюрпризные номера для праздников, развлечений.
Индивидуальные занятия, где совершенствуются навыки более одаренных детей, их исполнительское мастерство; осуществляется подготовка сюрпризных моментов, также разучиваются песни, пляски, игровые роли с застенчивыми, малоактивными детьми или теми, которые по той или иной причине долгое время не посещали детский сад. Здесь же проводится проверка уровня музыкальных способностей, степени усвоения навыков.
Эти занятия подразделяются в зависимости от содержания и структуры на: типовые, тематические, по слушанию музыки, развитию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности.
Наиболее распространенным является типовое занятие. Оно состоит из трех частей.
Первая часть осуществляет задачи активизации внимания, его сосредоточения на звучании музыки, внесения организованности в работу, создания рабочего настроения. Начинается эта часть занятия с ходьбы детей, которая должна согласовываться с характером, формой и средствами выразительности музыкального произведения. Обычно для ее проведения используются бодрые марши. По ходу занятия даются задания на совершенствование основных движений: ходьбы, бега, подскоков, прыжков и различных перестроений. (Ни в коем случае нельзя вводить детей под звучание марша из-за двери, ибо в этом случае многие дети не начинают движение одновременно со звучанием музыки.) Так как основой жизнедеятельности организма является движение, то в первой части занятия идет обучение музыкально-ритмическим и двигательным навыкам в процессе какого-либо одного вида упражнений: образного, подготовительного, композиционного.
Во второй части занятия педагог переходит к пению или слушанию (в зависимости от интенсивности движений первой части, учитывая при этом этапы разучивания произведения. В младших группах дети поют две-три песни, перед исполнением которых проводятся музыкально-дидактические упражнения на различение высоты, тембра, силы, длительности звуков. В средней и старшей группах - три песни, перед которыми проводятся упражнения по развитию слуха в виде распевания специально подобранных попевок, исполняемых подгруппами или индивидуально. Для слушания музыки детям предлагается специальный репертуар, указанный в программе или дополнительный. Это может быть и музыкальный материал песен, игр, плясок, которые в дальнейшем будут разучиваться с детьми. Обычно дети слушают и анализируют одно произведение, но можно - для сравнения по сходству или контрасту - исполнить два уже знакомых произведения. После пения или слушания, когда уровень внимания падает, с детьми проводится хорошо разученная ранее игра или пляска (в младших группах возможно их соединение.) В них совершенствуются музыкально-ритмические умения и навыки, ведется работа над выразительностью исполнения. Многократно повторяя игру или пляску, дети начинают выполнять ее непринужденно, придумывать варианты образных движений в играх, фигур в танцах.
После игры или пляски (без перерыва) начинается третья часть занятия, одной из задач которой является приведение возбужденного организма к нормальному состоянию, снижение физической нагрузки. Музыкальный руководитель играет марш спокойного характера, дети идут, постепенно выстраиваясь в колонну, останавливаются с окончанием звучания марша. Проводится оценка занятия. У старших детей спрашивают, а младшим говорят, чем они занимались и как, чтобы закрепить полученные ими знания. После этого педагог высказывает необходимые замечания по поводу участия детей в занятии, их поведения (если это необходимо).
Методика проведения типовых занятий разработана с достаточной полнотой, однако для повышения эффективности обучения педагог должен относиться к их построению творчески. В зависимости от сложности репертуара, степени его усвоения, особенностей поведения детей музыкальный руководитель может, например, исключить слушание музыки или ритмические упражнения, танец, игру, остановиться на более углубленном разучивании только одной песни и т. д.
Тематическое занятие вызывает у детей более глубокий эмоциональный отклик вследствие объединения его содержания одной темой. На таких занятиях достигается целостность, взаимосвязь всех видов детской музыкальной деятельности. Темы занятий могут быть самыми разнообразными: от игровых («Наш поезд», «Любимые игрушки», «Поездка в гости к бабушке») до учебно-познавательных («Музыкальные жанры», «О чем нам рассказывает музыка», «Танцы разных народов», «Что и как рисует музыка» и т. д.). Начало, ход, окончание тематических занятий свободны от каких-либо установок. Они зависят от выдвинутых педагогом программных требований, особенностей развития детей данной группы, используемого музыкального материала, логики развития темы.
Занятие по слушанию музыки. Обычно оно проводится с детьми, уже имеющими опыт музыкальной деятельности, обладающими определенным запасом музыкальной терминологии, т. е. в средней и старшей возрастных группах. Но и здесь оно сокращено по времени, так как не включает смен деятельности, и внимание детей притупляется. Занятие по слушанию музыки обычно продолжается 10 (в средней группе) и 20-25 (в старших группах) минут, его можно проводить и в вечернее время. Но это не развлечение, не концерт, ибо здесь присутствуют элементы обучения: после слушания каждого произведения в грамзаписи или исполненного педагогом с детьми проводится его анализ. Отмечаются характер и средства выразительности произведения, его жанр и форма. На таких занятиях целесообразно слушать произведения в исполнении оркестра, различных музыкальных инструментов, певцов, сравнивать вокальные и инструментальные произведения, программные и непрограммные. Для облегчения восприятия произведений в целом в занятие включается образное и поэтическое слово педагога, пение самих детей, иллюстративный материал - картинки, детали народных костюмов, образные игрушки, предметы прикладного искусства и т. д. На занятие дети приходят как обычно (без маршировок, слушают 4-5 произведений (из них 1-2 незнакомых, анализируют их и спокойно уходят, чтобы не нарушить звучанием марша впечатлений от услышанного.
Занятия по развитию творчества также проводятся в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже обладают некоторым объемом знаний, умений и навыков в области пения, музыкально-ритмических движений, игры на инструментах, когда у них в достаточной степени развиты самокритичность, самоконтроль, оценочные суждения, музыкальный вкус. В младших группах творческие задания включаются в ту или иную деятельность на типовых, тематических, комплексных занятиях. Практикой установлено, что в содержание творческих занятий можно включать три элемента из ниже перечисленных: сочинение кратких мелодий или небольших попевок на заданный текст: выполнение образных упражнений; составление пляски-импровизации; сочинение плясовых, маршевых или колыбельных мелодий на металлофоне; проведение сюжетных игр и придумывание их вариантов; сюжетных и несюжетных этюдов; инсценирование незнакомых песен под исполнение педагога. Разумеется, составные элементы занятия должны быть не однотипными и глубоко затрагивать эмоциональную сферу ребенка. Поэтому педагогу самому следует быть на занятии «актером» и «ре-жиссером», применять игровые приемы воздействия на детей, организовывать их активную поисковую мыслительную деятельность, поддерживать инициативность и самостоятельность, относиться ко всем творческим, даже самым элементарным проявлениям детей с доброжелательностью и вниманием. Необходимо вызывать у ребенка желание быть не только исполнителем, но и автором тех или иных игровых ситуаций, танцев, мелодий, т. е. развивать исполнительскую и продуктивную стороны творчества дошкольников.
Обучение игре на инструментах сначала проводится воспитателем на индивидуальных занятиях. По мере продвижения детей в этой области музыкальный руководитель организует занятия по подгруппам и фронтальные по обучению игре в ансамбле и оркестре. Обычно они состоят из трех частей: ознакомление с новым произведением, показ способов звукоизвлечения мелодии и ее ритмичного сопровождения инструментами ударной группы; совершенствование исполнения знакомых произведений; подбор мелодий по слуху или их сочинение.
Комплексные занятия. На них в равной степени представлены музыка, изобразительные искусства и литература. Такие занятия обычно проводятся не часто и служат показателем уровня эстетического развития детей данной группы. Они требуют согласованной предварительной работы музыкального руководителя и воспитателей. Комплексные занятия, как правило, не преследуют задач обучения чему-либо новому, а включают материал, закрепляющий умения детей в сфере художественной деятельности, расширяющий их знания о разнообразных видах, жанрах, средствах выразительности произведений искусств. Например, детям показывают репродукции картин с осенними пейзажами, предлагают желаю-щим прочитать стихотворения об осени, затем исполняют фрагмент пьесы П. И. Чайковского «Октябрь», беседуют о характере музыки, ее настроении и просят изобразить в рисунках свои впечатления.
Занятия с доминированием одного вида деятельности. Проводятся они обычно тогда, когда музыкальный руководитель считает необходимым уделить выработке навыков той или иной музы-кальной деятельности большего количества времени. Исключение составляет пение, так как известно, что певческий голос формируется у детей лишь к возрасту 9-12 лет и до этого периода для его охраны следует удерживать их от длительного пения. На одном занятии рекомендуется исполнять 2-3 песни, а на вечерах досуга, праздниках - 4-5. Такие занятия позволяют наверстать упущенное в обучении навыкам, способствуют более углубленному изучению материала по разделам музыкально-ритмических движении, игры на инструментах, музыкально-дидактических игр. Например, дети выполняют подготовительное упражнение к несюжетной игре, затем упражнение-композицию, слушают какое-либо вокальное произведение, разучивают песню, а затем проводят сюжетную игру. В данном случае на занятии доминирует музыкально-ритмическая деятельность.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОСТРОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Для музыкальных занятий в детском саду должна быть создана определенная обстановка. Обычно они проводятся в зале. На занятия дети должны являться в удобной для движений одежде или специальных костюмах, мягкой обуви - чешках. Перед началом каждого занятия помещение проветривается, пол протирается влажным способом. В летнее время занятия по возможности проводятся на свежем воздухе, где желательно петь, выполнять музыкально-ритмические движения в сопровождении аккордеона или баяна.
Для музыкальных занятий в режиме дня отведено постоянное время, установлена определенная их продолжительность: 2 раза в неделю преимущественно в утренние часы в каждой возрастной группе, по 15-18 минут в младших, 18-25 - средней, 25-30 - старшей, 35-45 - подготовительной к школе группах.
Во время пения и слушания музыки детям следует сидеть на стульях, поставленных рядами, как можно ближе к инструменту по правую руку от музыкального руководителя. Стулья должны соответствовать возрасту и росту детей. Пособия к занятию готовятся заранее и лежат так, чтобы их было удобно взять и положить в ходе занятия без излишней затраты времени. Дети не должны долго ожидать начала занятия, так как это их дезорганизует и утомляет.
На типовых занятиях при пении и слушании музыки можно зафиксировать места посадки. Например, в младших группах самые маленькие по росту, а также отличающиеся неустойчивым вниманием, беспокойные дети сидят в первом ряду, чтобы лучше видеть и слышать задания и исполнение музыки педагогом. В средней и старших группах в первом ряду сидят дети с несформированным слухом, небольшим диапазоном голоса, недостаточно дисциплинированные и вновь поступившие. Такое размещение позволяет им лучше слышать правильное пение педагога и детей, сидящих сзади. Она ежеминутно находятся под контролем музыкального руководителя и воспитателя. По мере необходимости дети меняются местами. На других занятиях посадка детей определяется видами дея-тельности, методикой работы педагога.
Одним из главных условий воспитания культурного слушателя является глубокое эмоциональное переживание содержания музыкальных произведений. Возникает оно на основе интереса. Учитывая удивительную особенность детского воображения - его активность при восприятии музыки - следует опираться на имеющийся у детей музыкальный опыт, не навязывать им в процессе обучения готовые
движения, формулировки, а вызывать ощущение, что музыка - важная часть жизни: не развлечение, не дисциплина, которую изучают, а нечто, создаваемое самим человеком. Процесс музыкального воспитания всегда должен быть понятен ребенку, эмоционально увлекателен, чтобы он не только воспринимал, но и размышлял о воспринятом, умел слушать и слышать.
Поэтому в младших группах по большей части проводятся тематические музыкальные занятия игрового плана, вызывающие лишь положительные эмоции по отношению к окружающему. Одной из основных задач таких занятий является воспитание интереса к музыке, желания слушать ее, петь, плясать, играть в ее сопровождении. В средней группе занятия приобретают более четкую структуру. В процессе их проведения детям предъявляются требования правильного и выразительного выполнения учебных зада-ний. Используя все виды занятий, в старшей группе педагог добивается освоения программных требований каждым ребенком. В разновозрастных (ночных) группах, а также группах малокомп-лектных детских садов занятия строятся с учетом материала, соответствующего возрастным подгруппам, а также условий и возможностей дошкольного учреждения. Основные виды занятий :
1. Занятие начинается одновременно со всеми детьми, а заканчивается разновременным уходом на прогулку сначала детей младшего, потом среднего, а затем старшего возраста.
2. Дети приходят на занятия в разное время : сначала старшие, затем средние и последними младшие. Обычно такое занятие проводится после завтрака, и по его окончании все дети одновременно уходят на другие занятия.
3. Занятие проводится одновременно с детьми всех возрастов. Его материал распределяется таким образом, чтобы для одной подгруппы он был новым, а для других - повторным. Понятно, что младшие дети, наблюдая деятельность более старших и принимая в ней посильное участие, развиваются более успешно, а старшие не приобретают всех определяемых программой умений и навыков. Поэтому с последними надо проводить дополнительную работу.
4. Музыкальный руководитель занимается отдельно с каждой возрастной подгруппой. Одновременно воспитатель проводит занятие по изобразительной деятельности, а помощник воспитателя - игры спокойного характера. При такой организации занятия выполняются все программные требования, рекомендуемые для детей.
В качестве примера рассмотрим поквартальное содержание работы в группе детей 4-5-6-летнего возраста.
Первый квартал. Необходимо выявить возможности детей 4 лет, строить их взаимодействия с более старшими товарищами так, чтобы дети не были скованными, не стеснялись из-за отсутствия тех или иных навыков, принимали помощь старших, но не становились бы иждивенцами, стремились посильно проявить себя в любом виде деятельности. Заинтересованность в музыкальной деятельности помогает собранности и сосредоточенности детей. Поэтому лучше в начале учебного года планировать тематические занятия, наполненные творческим содержанием (образные упражнения, инсценирование песен, сюжетные игры с пением). Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми на занятиях и в быту, а также повторению материала, ранее разученного детьми старших подгрупп. В процессе первоначального ознакомления с музыкальными произведениями следует обращаться с вопросами ко всем детям, но от шестилеток требовать полного ответа, пятилеткам при затруднениях задавать наводящие вопросы, а за четырехлеток порой отвечать педагогу, но так, чтобы ребенок почув-ствовал симпатию к взрослому, утверждался в своих знаниях: «Вова подумал, что. Как внимательно Таня слушала музыку, она, конечно, знает, что это пляска» и т. д.
В соответствии с содержанием и задачами деятельности педагог отбирает программный и дополнительный музыкальный материал, учитывая при этом осеннюю тематику.
Второй квартал. Педагог уже знает возможности четырехлеток, проверил навыки детей, в курсе взаимоотношений в коллективе. Он совершенствует умения каждой возрастной подгруппы на программном материале, индивидуально работает со старшими песни для сольного исполнения или пения небольшими подгруппами. С детьми всех подгрупп готовит сюрпризные моменты для новогоднего праздника. Воспитывает выдержку, самостоятельность, умение выслушивать товарищей, помочь им в освоении тех или иных навыков.
Третий квартал. В процессе занятий проверяются и закрепляются результаты обучения. Дети приобрели опыт в пении, движениях. У них появился интерес к совместной деятельности. Индиви-дуальные занятия помогают подготовить различный по степени трудности материал для выступлений во время праздников. В этом квартале проводятся все виды занятий : типовые, тематические, творческие, комплексные. На занятиях по слушанию музыки, которые трудны для младших детей в силу своей статичности, следует давать увлекательные музыкальные сказки («Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди» и др.) или два-три произведения композиторов, хорошо известных детям всех подгрупп. В этом квартале во всех видах деятельности, а в основном в области музыкально-ритмических движений, детям даются различные творческие задания, предполагающие проявления самосто-ятельности и активности. Причем дети 6 лет должны исполнять эмоционально-выразительно. В мае следует проверить уровень музыкального развития детей - каждой подгруппы и каждого ребенка в отдельности.
Четвертый квартал. Это - оздоровительный период. Материал, пройденный за три предыдущих квартала, повторяется и совершенствуется. По возможности занятия проводятся на свежем воздухе с использованием пения, хороводных игр и плясок, различных упражнений с физкультурными элементами. Большое место отводится инсценированию песен под пение педагога. Для слушания музыки и выполнения движений используется грамзапись, по возможности аккордеон или баян. Проводятся дидактические игры. Музыка звучит на физкультурных занятиях, прогулках, вечерах досуга. В этот период занятия на воздухе можно проводить по возрастным подгруппам. С шестилетками занимается педагог, а с детьми пяти- и четырехлетнего возраста - двое наиболее активных и способных детей. Они по предварительному согласованию с педагогом проводят хорошо известные хороводные игры, пляски, дидактические игры, поют песни возрастного репертуара.
В большинстве детских садов в сельской местности нет музыкальных руководителей, и занятия ведет воспитатель. В этом случае используется в основном вокальный репертуар, грамзапись, движение младших детей под пение старших, игра на ударных инструментах, пение с голосом взрослого. По возможности, на музыкальные вечера развлечений, праздники приглашается аккордеонист или баянист. С ним предварительно необходимо разучить детский репертуар и обговорить особенности исполнения музыки, рассчитанной на восприятие ребенка.