альбина мухаметзянова
Особенности проведения игровых упражнений и подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижная игра - незаменимое
средство развития ребенка.
Е. А. Аркин
Игровые упражнения — основное средство физического воспитания. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка.
Игровые упражнения являются чрезвычайно эффективным средством профилактики и коррекции психофизического состояния организма ребенка младшего дошкольного возраста.
Темочки:
- Подвижные игры для детей
- Средняя группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2019
В работе с детьми широко используются игровые упражнения, не имеющие правил. Особенно нужны они в начале года, когда вновь принятые малыши осваивают разнообразные новые для них движения, выполняя их в индивидуальном темпе. В этих упражнениях нет сюжета, и они содержат почти все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание и т. д.)
Целью игровых упражнений является :
• развитие внимательности, сообразительности, памяти, наблюдательности, ловкости, быстроты реакции;
• укрепление сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной и других систем организма;
• ориентировка в пространстве;
• формирование и закрепление двигательных умений;
• получение удовольствия и создание хорошего настроения;
• сохранение и укрепление здоровья дошкольников;
• повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни.
Основываясь на закономерностях формирования двигательных навыков в теории и методике физического воспитания ребенка, педагог решает практические задачи обучения.
Каждой стадии навыка соответствует определенный этап обучения:
1-й этап — начальное разучивание двигательного действия;
2-й этап — углубленное разучивание;
3-й этап — закрепление и совершенствование двигательного действия.
На первом этапе (начальное разучивание движения) ставятся задачи по ознакомлению ребенка с новыми двигательными действиями; созданию у него целостного представления о движении, выполнение его.
В младших группах для обучения ребенка используются в основном игровые приемы или показ образца движения потому что ребенок еще не обладает достаточной концентрацией внимания и получает удовлетворение от простого подражания конкретному образцу.
Успех начального этапа разучивания зависит от эмоционально-положительного отношения ребенка к движению, что вызывается благодаря поощрению, которым педагог сопровождает его выполнение.
На втором этапе (углубленное разучивание движений) уточняется правильность выполнения ребенком деталей техники разучиваемого упражнения, исправляются ошибки.
На третьем этапе (закрепление и совершенствование двигательного действия) при повторении движений постепенно развивается дифференцированное торможение. Все лишние движения затормаживаются, исчезают, соответствующие показу движения закрепляются словом педагога.
Суть игровых упражнений и почему при обучении детей движениям предпочтение отдается именно им?
-Выполнение конкретных задач
Упражнения представляют собой двигательные действия, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий ("Доползи до погремушки", "Попади в воротца", «Перешагни через палку», «Пройди по мостику», «Найди игрушку» и др.)
- развитие познавательной активности, формирование элементарных знаний о самом движении.
Ребенок, выполняя упражнение разными способами, соблюдая последовательность действий, узнает, что одно и то же движение можно выполнять по разному: бегать медленно и быстро; между предметами (врассыпную) и в прямом направлении. Малыши так же узнают, что с одним и тем же предметом можно выполнять различные действия: обруч можно катить и крутить, через него можно пролезать.
- расширение двигательного опыта детей.
В игровых упражнениях показаны варианты сочетания нескольких видов движений. Так дети прокатывают мяч по скамейке, скатывают его по наклонной плоскости, прокатывают через «ворота».
Одновременно у малышей формируется представление о величине и весе. Ребенок начинает понимать, как изменяется способ выполнения движения в зависимости от величины предмета: маленький мяч он бросает одной рукой, а большой двумя; вращать и прокатывать маленький мяч легче, чем большой.
Игровые упражнения достаточно разнообразны по содержанию и «растут» вместе с детьми. Малыши быстро привыкают к знакомым движениям и при многократном повторении теряют к ним интерес. Поэтому, когда упражнение освоено детьми, его целесообразно совершенствовать при помощи различных вариантов двигательного действия. Дети охотно выполняют новые, более сложные задания. Преодолевая посильные трудности, ребенок учится решать новые двигательные задачи, приобретает новые представления о способах деятельности.
При выполнении задания ребенок прилагает усилие, сосредоточивает внимание. Он должен знать не только то, какое движение выполняет, но и как он это делает, каким должен быть результат. Надо помогать ему, напоминать, что он должен сделать, сопровождать его действия словами и пояснениями, оценивая каждого ребенка индивидуально.
Деятельность педагога при этом должна быть направлена на то, чтобы обеспечить понимание детьми двигательного задания, лучшее его восприятие и правильное воспроизведение. Только благодаря непосредственному контакту воспитателя с каждым ребенком, педагогически грамотному сочетанию методических приемов, регулирующих деятельность детей, педагог добивается положительного отношения малышей к процессу познания.
Непреложное условие проведения всех игровых упражнений : при руководстве двигательной деятельностью педагог не должен подавлять личные интересы и инициативу детей. Не следует злоупотреблять готовыми образцами, полезнее вызвать ребенка на самостоятельное выполнение движения. Нужно, чтобы малыш при выполнении двигательного задания в игровом упражнении как можно чаще был хозяином положения.
Как дополнение к игровым упражнениям, на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста включаются сюжетные подвижные игры.
Игры благоприятно влияют на весь организм ребенка в целом, так как при активном выполнении движений работают различные группы мышц, повышается частота пульса, углубляется дыхание.
В этом возрасте у малышей появляются устойчивые игровые интересы, они уже могут соблюдать простые правила, играя вначале небольшим коллективом, а затем уже всей группой.
Подвижные игры способствуют :
- устранению замкнутости, застенчивости;
- у ребенка появляется умение слушать и слышать речь взрослого;
- развивается навык начинать и заканчивать действия по сигналу;
- постепенно зарождается чувство коллективизма, товарищества.
При подготовке к игре необходимо обратить внимание на следующее:
1. Предварительное ознакомление с содержанием подвижных игр. Для занятий лучше использовать известные малышам игры, а также игры с простыми правилами, которые легко усваиваются детьми.
2. Подготовка к проведению уже конкретной игры (необходимо знать, в каких условиях будет проходить игра с каким количеством детей). Заранее нужно уточнить и содержание игры, её правила, продумать приемы активизации детей, использование отдельных пособий, игрушек. Детей до игры надо познакомить с неизвестными им персонажами. Это поможет быстрее освоить действия.
3. Непосредственно перед игрой обратить внимание на гигиеническое состояние помещения или площадки, где будет проходить игра.
Характерной особенностью подвижных игр для этого возраста является то, что все дети находятся в одинаковых условиях. Если есть дополнительная роль, например, в играх «Кошка и мыши» - кошка, «Воробышки и автомобиль» - машина, «Куры в огороде» - сторож и др., то эту роль вначале выполняет сам воспитатель и только после освоения игры передает ребенку.
Основным содержанием игр у детей младшего дошкольного возраста является воспроизведение действий животных, птиц, движения транспорта, предметной деятельности людей. Большинство подвижных игр имеет развернутые сюжеты и обусловленные роли («Трамвай», «Наседка и цыплята» и т. п., часто встречаются сложные движения (взобраться на бум, пройти и спрыгнуть с него) и сочетания разных движений (бросить мяч вверх, затем вдаль и т. п.).
С детьми младшего дошкольного возраста в течение месяца разучивают одну – две подвижные игры (в зависимости от сложности содержания игры повторяются в течение месяца от 4 – 6 раз, новую игру повторяют с детьми в течение месяца еще два – три раза. В последствии разученные игры чередуются с другими, с использованием при повторении различных вариантов. Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:
- увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры);
- усложнить двигательное содержание (воробушки из домика не вылетают, а выпрыгивают);
- сменить сигнал (вместо словесного звуковой или зрительный);
- провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее);
- усложнить правила (увеличить число автомобилей, медведей).
В освоении детьми новых движений, в развитии самостоятельной двигательной активности ребёнка воспитателю принадлежит ведущая роль.
При руководстве подвижными играми большое значение имеет правильный показ педагога или показ с использованием игрушки и связанных с ней движений. Это особенно относится к детям 3-го года жизни, так как многие движения ребёнок усваивает путем прямого подражания, а чисто словесное поведение ему ещё не вполне доступно. Для показа таких движений, как прыжок, лазание, ползание, образцом является движение детей, уже овладевших этими движениями
Очень важно, чтобы воспитатель в игре был не только исполнителем ответственной роли, но и рядовым участником (птичкой, зайчиком, и т. д.). Малыши с удовольствием играют, когда педагог проявляет интерес ко всем их действиям в играх, и сами активно участвуют, показывая пример правильного выполнения движений. Весёлый и ласковый тон воспитателя подкупает малышей, им передается радостное настроение
При организации подвижных игр, с детьми 3-го года жизни в начале учебного года можно наблюдать, как некоторые дети не хотят принимать участие в общей игре (это чаще дети, недавно пришедшие в детский сад, стоят в сторонке, наблюдают за играющими, эмоционально выражают своё отношение к происходящему. Воспитатель не должен требовать обязательного участия в игре всех детей с первых дней. Постепенно освоившись, они сами будут включаться в игру, с удовольствием играть.
Взрослый, играя с детьми, подсказывает ход игры, показывает движения. Например, в игре «Воробышки и автомобиль» воспитатель сначала показывает действия воробышек, вместе с малышами бегает, расставив руки в стороны,- «воробышки летают», присаживается, стучит по коленям пальцами - «воробышки клюют зернышки» и т. д., а потом подсказывает детям, что воробышки должны убегать, когда едет машина, и изображает езду на машине.
.
Ответственным моментом, влияющим на ход игры, является её объяснение. Объяснение должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Объяснение игры – это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.
С малышами объяснение должно проходить поэтапно, т. е. в ходе игры. Суть игры малышам нужно объяснять эмоционально, выразительно, стараясь интонациями голоса охарактеризовать персонажей (медведь – низкий голос, зайчик, птичка – нежный, ласковый). При объяснении необходимо обратить внимание на сигналы, (зрительные - цвет флажка, ленточки; слуховые - слово, хлопок в ладоши, удар в бубен, музыкальное сопровождение и т. д., по которым им следует менять или прекращать свои действия. Слова нужно произносить чётко, не торопясь: несколько громче произносить последнюю фразу текста, если она служит сигналом к смене движений. Объяснение сюжетных игр детям 3-го года жизни должно быть коротким образным рассказом, вызывать у ребенка эмоциональное представление о персонажах, которые он будет изображать в игре – всё это поможет малышу войти в образ, более выразительно воспроизводить для этого образа движения.
Дети 3-го года жизни объяснение некоторых простых игр могут выслушать от начала до конца, но в ходе игры можно давать некоторые пояснения, уточнять движения, добиваясь боле четкого их выполнения. При объяснении следует использовать большое количество слов, различные интонации – это обогащает речь детей.
Индивидуальный подход к каждому ребёнку во время игр, является непременным условием правильного руководства деятельностью детей. Во время игр воспитатель должен быть тактичным с малышами – не должен быть навязчивым, не надо часто повторять замечания, подчеркивать недостатки детей. Маленькие дети обижаются на такие замечания, у них пропадает интерес к играм.
.
Именно подвижная игра дает возможность регулировать психическую и физическую нагрузку, доставляя детям много радости и удовлетворения. Е. А. Аркин указывает: «. игра, как никакая другая деятельность, способна организовать все силы ребенка, наполнить его существо самыми яркими эмоциями и таким образом в одно время и заглушать зарождающееся чувство усталости и доводить до высшей степени работоспособность организма».