Татьяна Афонина
Применение нестандартных форм проведения занятий с детьми дошкольного возраста в образовательной области «Безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем современном мире, как и раньше, существует актуальная тема на все времена – это безопасность детей. Безопасность – не только дома, в детском саду, в гостях, но и в окружающем их мире. В условиях современного общества вопросы безопасности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека.
Публикация «Применение нестандартных форм проведения занятий с детьми дошкольного возраста в образовательной области „Безопасность“» размещена в разделах
Сейчас с экрана телевизора можно чуть ли не каждый день увидеть ужасные кадры того, что ребёнок травмировался, потерялся или, что самое ужасное – погиб! И мы испытываем огромную тревогу за детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
Зачастую родители дома просто не заостряют внимание на том, что для ребенка существует опасность в мире, где он живет. То ли от нехватки времени, а то ли просто от того, что уверены, что с его ребенком ни чего не случиться. И вот здесь, уже можно включиться в работу с детьми, нам – педагогам. Конечно, все педагоги без исключения в организованной образовательной деятельности проводят мероприятия, направленные на безопасность детей. Но просто поговорить, обсудить – не всегда этого хватает.
В своей работе я подошла к этой теме с творческой стороны. Сейчас мой опыт работы уже обобщен и я включаю его в работу с другими детьми. Когда, в 2013 году я набрала группу детей первого младшего возраста, я начала свою работу.
Тема моей работы звучит так: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников в организованной образовательной деятельности и вне занятий».
Цель работы:
«Определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
Задачи:
1. Изучить психоло-педагогическую литературу по проблеме формирования основ безопасного поведения у современных дошкольников.
2. Определить показатели опыта безопасного поведения, основные принципы организации воспитательно-образовательной работы с детьми по формированию основ безопасного поведения.
3. Сделать технологичным процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, основанным на реализации процесса обучения, с использованием разнообразных форм, методов и приемов обучения с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
4. Организовать специальные условия, способствующие формированию основ безопасности.
5. Обеспечить сотрудничество с родителями воспитанников по проблеме формирования основ безопасного поведения.
Поставив цель, сформулировав задачи – исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, можно выделить следующие основные формы работы по данной проблеме:
- ознакомление с правилами безопасности на организованной образовательной деятельности;
- ознакомление с правилами безопасности посредством чтения и обсуждения литературных произведений, познавательных бесед;
- организация тематических конкурсов детских рисунков и поделок;
- использование тематических альбомов и плакатов, дидактических игр и пособий;
- встречи с интересными людьми профессии «пожарный», «полицейский», «врач» и т. д. ;
- экскурсии на предприятия, отнесенные к структуре МЧС;
- просмотр презентаций по данной тематике;
- игры-драматизации, развлечения;
- познавательные минутки;
- проекты.
Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств.
Вы спросите: «А в чем здесь заключается творчество педагога?»
Отвечу не задумываясь: «Творчество педагога – в этом играет огромную роль! Просто рассказать детям: это – хорошо, это – плохо! – значит это ни чего не рассказать. Все должно быть подкреплено визуально. «Я вижу – я запоминаю! Я делаю – запоминаю еще больше!»
На занятии, в совместной деятельности, мы читали произведения или у нас проходили познавательные беседы, они были подкреплены картинками, плакатами, дидактическими играми и т. д.
Несколько примеров :
Беседа на тему «Тонкий лёд!» представлена была с помощью сюжетных картинок с опасными ситуациями, которые могут произойти на водоемах в зимний период, и были плакаты, как прийти на помощь провалившемуся на льду. Каждую ситуацию мы обговаривали, а иногда и обыгрывали. А когда был районный конкурс рисунков «Осторожно, тонкий лед!» дети приняли активное участие в нем.
Изучая ПДД мы вместе с детьми вспоминали, какие знаки дорожного движения они встречали на территории нашего села, что они обозначают. Как правильно вести себя на дороге. По теме ПДД у нас постоянно шла работа, в независимости от времени года. Шла работа и с родителями. Возьму один пример из опыта этой работы: когда изучали ПДД и знаки, родителям вместе с детьми было предложено по маршруту от детского сада до своего дома рассмотреть все знаки дорожного движения, вспомнить, что они обозначают. А дома зарисовать все знаки, что они встретили. В детском саду мы все вместе рассматривали знаки каждого, находили общие, или новые. Обсуждали, почему пешеход тоже должен знать знаки.
Очень интересно было обсуждать с детьми ПДД после того как наш детский сад посетила передвижная «Азбука ПДД». Нам показали мультфильм, интересные плакаты. Дети еще долго делились своими впечатлениями.
Также в детский сад приходили работники МЧС, показывали мультфильм по пожарной безопасности, рассказывали о своей работе. Мы после их прихода рисовали картинки с опасными ситуациями связанные с огнем, загадывали загадки, читали литературные произведения.
У нас были созданы разные альбомы по безопасности :
«Опасные предметы дома», «Служба помощи», «Спичка – невеличка», «Опасные ситуации в жизни» (пожар, ребенок в природе, незнакомые люди и т. д.)
В группе постоянно были дидактические игры: «Дорожные знаки», «Опасные предметы» и т. д. Оборудованы уголки с игрушками по темам: «Скорая помощь», «Станция МЧС», «Полицейский участок» и т. д.
Учила детей вызывать скорую помощь, МЧС, полицию. Рассказывала, как правильно это сделать. Почему нельзя вызывать из-за шалости, к чему это может привести. Давала детям возможность самостоятельно это обсудить и сделать выводы.
Можно очень долго приводить примеров и рассказывать по проделанной работе. Но подведу итог:
Проводя такую работу по ознакомлению детей с основами безопасности, мы добились того, что дети продемонстрировали высокий уровень знаний и умений в решении поставленных задач. У детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения.
Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды, постоянно появляющиеся новые угрозы для человека, требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения.
То, что эту работу необходимо начинать в дошкольный период уже бесспорно. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста : повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важная роль педагога, который, подбирая, правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир, формирует у них культуру безопасного поведения, в основе которой лежит сознательно выбранное ценностное отношение ребенка к личной безопасности и безопасности окружающих. Статистика показывает, что сегодня дошкольники гибнут на дорогах и в пожарах, травмируются в быту, в природе, а что может быть дороже жизни ребенка?