Быкова Елена
Мастер-класс с использованием куклы «Машенька» при организации ОД по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по использованию дид. куклы «Машенька» при организации ОД с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи
Цель:
обмен опытом педагогической деятельности по использованию
Публикация «Мастер-класс с использованием куклы „Машенька“ при организации ОД по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Одежда, обувь, головные уборы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
самодельной ростовой дидактической куклы в работе с детьми младшего дошкольного возраста по организации ОД по развитию речи
Задачи:
-продемонстрировать приемы использования самодельной ростовой
дидактической куклы при организации ОД с детьми на практике;
- сформировать понятие у молодых педагогов о вариативности применения методов и приемов для активизации речевой деятельности детей младшего возраста посредством ростовой дид. куклы;
- вызвать желание применить в своей профессиональной деятельности представленный опыт;
Ход мастер-класса :
Уважаемые педагоги, вашему вниманию предлагается ОД для детей с использованием ростовой куклы Машеньки.
Поднимите руки те, у кого есть в имени буква «М», «А», «Ш». Выходите, вы мне сегодня поможете (5-6 человек). Ваша задача - быть детьми 2-3 лет. Предлагаю пройти в центр зала и смоделировать любую игровую ситуацию.
ОД «В гостях у Машеньки»
Задачи: Расширять и активизировать словарь по теме «Домашние животные».
Формировать умение согласовывать глагол и существительное в В. п.
Понимать значение слов, обозначающих пространственные отношения : верх-низ (вверху-внизу).
Практическое усвоение стереотипной фразы «Кто там?».
Развивать подражание движениям и речи взрослого.
Развивать коммуникативные навыки.
Развивать речевой слух, умение внимательно слушать слова, определять животного по звукоподражанию.
Оборудование: ростовая кукла Маша, ширма напольная, колокольчик, любые игрушки (мяч, кубики, машинка, юла-по количеству детей, фигурки животных (лошадь, собака, кошка, коза, предметные картинки (косточка, трава, рыбка, зеленый листик). Книжка-малышка с загадками; магнитофон.
Педагог заранее выставляет напольную ширму, пока дети (взрослые) заняты свободной деятельностью. Педагог привлекает внимание детей звучащим колокольчиком.
Педагог обращается к детям: Ребята, что это за звук? Подходите скорее ко мне, кто стоит там в стороне?
-кто знает, что это такое? Правильно, колокольчик.
-Послушайте, как он звонко звенит,
всех ребят к себе манит.
-Подходи же, детвора,
ждет сегодня нас игра!
-Ребята, послушайте еще раз, как громко и звонко поет свою песенку колокольчик.
- А теперь давай вместе с ним споем как колокольчики, громко, повторяйте за мной: Дзинь, дзинь, дзинь.
-А теперь колокольчик споет свою песенку тихо, послушайте.
-И мы споем тихо: дзинь, дзинь, дзинь.
-Вот какие у меня внимательные ребятки, внимательно умеют слушать и петь песенку колокольчика.
-А наш колокольчик не простой, он волшебный. И сегодня он поможет нам попасть в сказку, хотите? Но сначала отгадайте, кто же нас с вами ждет в гости. Посмотрите на картинку, кто это, узнали? (Машенька).
На проекторе, на слайде появляется фрагмент из мультфильма.
-А кто знает, как называется эта сказка? (Машенька и Медведь). Верно. Тогда в путь. Вставайте за мной, друг за другом и повторяйте за мной.
Звучит музыкальное сопровождение
-Идем мы по дороге, топ-топ-топ (маршируют обычным шагом)
-Идут большие ноги, тооооп-тооооп-тооооп (делая длинные шаги, громко притопывая)
-шагают по дорожке, маленькие ножки, топ-топ-топ (семеня, мягко ступая)
Педагог останавливается возле ширмы.
– Вот мы и пришли к домику. Постучу-ка я в дверь: тук-тук-тук (проговаривает).
- Никто не отвечает. Давайте постучим вместе и погромче, повторяйте за мной: –ТУК, ТУК, ТУК. (дети повторяют)
Голос за ширмой: - Кто там?
Педагог : Ребята, что нужно сказать? (Здравствуйте, это мы, ребята).
Педагог: Ребята, вы постойте тут, а я посмотрю, где же хозяйка этого домика.
Заходит за ширму, одевает ростовую куклу Машеньку. Выходит к ребятам.
-Здравствуйте, ребята! Я Машенька, давайте знакомиться, как вас зовут.
Подходит по очереди к каждому ребенку, пожимает руку, знакомится.
Машенька : Проходите, гости дорогие. Присаживайтесь на стульчики. Отдохните с дороги.
Заводит за ширму. Дети видят разбросанные игрушки.
Машенька : Сейчас ко мне еще гости придут. А я не успела убрать игрушки. Ребята, вы мне поможете разложить игрушки по полочкам. Посмотрите, большую машинку я положу наверх, а маленький мячик вниз. Помогите мне пожалуйста.
Игровая ситуация «Убери игрушки» - выполнение словесных инструкций (Ваня, положи синюю машинку вниз. Катя положи куклу наверх. Саша положи желтый мячик вниз. Коля, большой красный кубик наверх).
-Спасибо, ребята за помощь. Присаживайтесь на стульчики.
Раздается стук в дверь. Машенька спрашивает :
-Кто там? (в ответ тишина)
- Давайте дружно и громко спросим «Кто там?» (в ответ - тишина).
Ак то к нам пришел, вы сейчас отгадаете, слушайте внимательно загадку:
Машенька достает картинку с загадкой из кармашка своего фартучка, читает:
Любит рыбку и сметану,
И поёт так сладко "мяу",
И мурлычет у окошка,
Кто же это дети? (Кошка).
(раздается мяуканье).
-Ребята, кто это пришел в гости, узнали? (кошка).
-Как кошка песенку поет? (дети воспроизводят звукоподражание).
Машенька : А я хочу с вами поиграть. Вы будете моими котятами. А я мама-кошка. Посмотрите, как мама-кошка учит котят играть.
-Все котятки мыли лапки, вот так, вот так (выполняет движение руками)
-Все котятки мыли хвостик, вот так, вот так
-А потом мыли мыли животик, вот так, вот так (гладят животики)
- А потом они играли, вот так, вот так, дружно дружно убегали (догоняет детей)
- А потом они устали, сладко, сладко засыпали, вот так, вот так (ладошки под щечку, глазки закрывают)
-А теперь давайте все вместе еще раз повторим.
Дети повторяют слова и движения за Машенькой.
Снова раздается стук. Машенька удивленно : Кто там?
Загадывает следующую загадку.
По ходу беседы на ширму вывешиваются картинки с изображением домашних животных.
В будке живет,
Кости грызет.
Лает и кусается –
Как называется? (собака). (звучит лай собаки)
- А как собачка лает, гавкает, кто покажет (Гав-гав-гав).
- Быстрее ветра я скачу,
«Цок-цок» – копытами стучу, (показывает движения ногой)
Я громко «иго-го» кричу,
Садись на спину – прокачу! (Лошадь) (звучит ржание)
- Повторите, как лошадка голос подает? (иго-го-го). А как цокает копытцами (цок-цок-цок)
- Отгадаем последнюю загадку:
«М-е-е!»- Ребяток кто зовёт?
Бородою кто трясёт?
У кого есть даже рожки
И как ягодки глаза?
И такая егоза, а зовут ее…. (коза).
(звучит блеяние козы)
-Как кричит коза? повторите (мееее, меее). А теперь покажите, какие рожки у козы?
Машенька : Вот какие гости ко мне пришли. Чем же я буду их угощать? Ребята, помогите мне. Подскажите, чем можно угостить кошечку? Посмотрите, у меня есть рыбка, косточка, травка и листик (показывает предметные картинки). Кто знает, что ест кошечка? (рыбку).Кошка, съешь рыбку. А кого угостим косточкой? (собачку). Скажем : Собачка, грызи косточку. Саша подойди, возьми картинку, угости собачку (лошадка жуй травку; коза ешь листочек).
Дети проговаривают ответ, обыгрывают ситуацию кормления.
Машенька : Спасибо, ребята. Вы так мне помогли, и за это хочу подарить вам подарок. Посмотрите, это книжка-малышка с загадками. Будете в детском саду их отгадывать, смотреть картинки. Вам уже пора возвращаться в группу. До свидания. Не грустите, скоро мы снова увидимся. До новых встреч.
Педагог заходит за ширму, снимает ростовую куклу, выходит к детям.
-Ребята, к кому в гости вы сегодня ходили, кого вы там видели? Что делали? (ответы детей). А что вам подарили? Вам понравилось? А нам пора возвращаться в группу. Возьмем с собой подарок Машеньки и будем вспоминать, как мы ходили к ней в гости.
-Становитесь за мной, и повторяйте песенку:
Дети выстраиваются за воспитателем, идут по кругу, напевая:
-Мы весело шагаем, песни распеваем: ля-ля-ля, ля-ля-ля. – 2 раза
Идут наши ножки по ровненькой дорожке, ля-ля-ля, ля-ля-ля -2 раза
Раз, два, три, снова в группу мы пришли.
Педагог: - Через такую форму, применяя различные игровые ситуации, приемы и методы, можно решить различные речевые, социально-коммуникативные, познавательные задачи. Главное, чтоб педагог правильно определял задачи в соответствии с возрастной категорией детей. Творчество педагога- безгранично!
Спасибо за внимание!