Лучший педагог года

Методическое сопровождение профессионального развития педагогов ДОО в условиях введения и реализации ФГОС до

Ирина Айрапетян
Методическое сопровождение профессионального развития педагогов ДОО в условиях введения и реализации ФГОС до
▼ Скачать +Заказ

«Методическое сопровождение профессионального развития педагогов ДОО в условиях введения и реализации ФГОС ДО»

Автор старший воспитатель

МБДОУ "Детский сад № 109 "Айрапетян И. Г.

Оказывай помощь только тому, кто не умеет

внятно высказывать свои заветные думы.

Обучай только того, кто способен,

узнав про один угол квадрата,

представить себе остальные три»

Конфуций

Публикация «Методическое сопровождение профессионального развития педагогов ДОО в условиях введения и реализации ФГОС до» размещена в разделах

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Впервые в государстве провозглашается теория политического детоцентризма, когда принятие любых государственных решений связывается с детством, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (далее – ФГОС). Воспитатель должен стать на позицию партнерства, постигать новое вместе с ребенком в форме познавательно-исследовательской деятельности, творческой и других видах детской активности. Так же как и сам стандарт, воспитатель должен быть детоцентророван, т. е. сосредоточен на ребенке, независимо от особенностей его развития, здоровья, мировосприятия и т. п. При этом, организуя взаимодействие с детьми, взрослый играет роль посредника и намеренно приглушает свою субъективность в пользу ребенка. Он предоставляет ребёнку инициативу, самостоятельность развития, которые находятся в зоне его возможностей, поддерживает и поощряет активность, любознательность ребенка.

В 2013 году был принят профессиональный стандарт педагога, целью применения которого является определение необходимой квалификации педагога, содействие в вовлечении педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Внедрение данных концептуальных идей обновления предполагает перестройку системы управления в ДОУ, в том числе в аспекте методического сопровождения.

В ДОУ есть творчески работающие педагоги, проявляющие активность и инициативу, внедряющие в практику инновационные идеи, занимающиеся самообразованием независимо от обстоятельств.

Отсюда вытекает обобщё нная проблема: несоответствие сложившейся у части педагогов профессиональной позиции и практического опыта педагогической деятельности новым требованиям. Вместе с тем, с принятием ФГОС педагоги оказались примерно в равных условиях : всем необходимо изучать нормативные документы, сообща создавать, выращивать опыт реализации ФГОС ДО (поиск, разработка и распространение новых и эффективных средств и форм организации образовательного процесса; обновление содержания дошкольного образования).

Гипотеза

Учитывая ранее перечисленное, я предположила, что, выбирая оптимальный вариант методической работы в ДОУ и современные формы её реализации, можно совершенствовать механизмы мотивации и эффективно способствовать профессиональному развитию педагогов.

Цель и задачи

Определила цель методического сопровождения профессионального развития педагогических кадров – развитие профессиональных компетенций у педагогов ДОУ в контексте ФГОС, а также внутренней мотивации и профессионально значимых качеств.

Реализация выбранной цели предполагает решение следующих  задач:

1. Организовать изучение нормативно-правовой базы обновления содержания дошкольного образования.

2. Создавать мотивационные условия для развития профессиональных компетенций и профессионально значимых качеств педагогов ДОУ (активность, стремление к самосовершенствованию, корпоративность).

3. Проектировать методическую деятельность с учётом реальных запросов её потребителей: оказывать методическую помощь педагогу в его практической деятельности, в том числе через организацию системы методических мероприятий.

4. Создать непрерывную систему повышения квалификации педагогических кадров (самообразование) через использование новых форм сетевых коммуникаций (дистанционная система повышения квалификации и переподготовки, электронные методические библиотеки, виртуальные методические объединения, профессиональные сайты и т. п.).

5. Дать оценку результатам реализации методического сопровождения профессионального развития педагогов.

Далее мною были определены основные теоретические позиции, идеи методического сопровождения :

1. Содержание методической работы в современном дошкольном учреждении должно формироваться на основе различных источников, как общих для всех дошкольных учреждений региона, так и конкретных, индивидуально неповторимых (П. Н.  Лосев). Необходимо изучить, а также проработать и использовать в дальнейшем, следующий комплекс источников содержания методической работы :

- государственно правительственные документы, дающие общую целевую ориентацию для всей методической работы;

- новые и усовершенствованные учебные программы, учебные пособия, технологии, помогающие расширять и обновлять традиционное содержание методической работы;

- инструктивно - методические документы органов образования, дающие конкретные рекомендации и указания по отбору содержания работы с педагогами;

- информация о передовом, новаторском и массовом педагогическом опыте, дающая образцы работы по-новому, а также информация, нацеленная на дальнейшее преодоление имеющихся недостатков;

- данные анализа состояния учебно-воспитательного процесса, помогающие выявить первоочередные для данного ДОУ проблемы методической работы, а так же самообразования педагогов.

2. Создание условий для профессионального развития педагогов в условиях введения ФГОС предполагает реализацию компетентностного подхода. Основными категориями с данной точки зрения выступают следующие:

Профессиональная компетентность – совокупность знаний, позволяющих квалифицированно судить о вопросах, относящихся к сфере профессиональной деятельности.

Профессиональная культура – владение педагогическим наследием.

Квалификация – требования профессиональной деятельности к работнику, соответствие которым выражается в образовательном цензе и других профессиональных достоинствах.

Выделяются четыре аспекта реализации компетентностного подхода в образовании (В. В. Давыдов, Э. В. Эльконин, Э. В. Ильенков, Скаткин, В. В. Краевский, И. А. Зимняя, С. В. Кульневич, А. В. Хуторской и др.) :

– ключевые компетентности;

– обобщенные предметные умения;

– прикладные предметные умения;

– жизненные навыки.

Компетентность как специфическая способность состоит из взаимосвязанных компонентов (компетенций, включающих как узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы профессионального мышления, ценностно-смысловые ориентации в профессии, а также ответственности за свои действия. Это знания и опыт педагога, имеющий для него личностный смысл, позволяющий продуктивно размышлять на профессиональные темы и решать профессиональные задачи разного уровня сложности. Эти компетенции определены в ФГОС ДО и профессиональном стандарте педагога.

3. Содержание, оторванное от насущных проблем, стоящих перед педагогом, неизбежно будет восприниматься им как формальное, навязанное извне (В. Н.  Дуброва).

4. Методическая работа в ДОУ - комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми (А. И.  Васильева). Организованное методическое сопровождение профессионального роста должно строиться на  управленческих принципах:

* начиная новое дело, заботиться о том, чтобы в его основе находился прочный ценностный фундамент;

* прежде чем приступить к освоению нового, потратить достаточно времени для того, чтобы все его участники понимали смысл вносимых изменений не на уровне отдельных действий, а на глубоком уровне ценностей и целей;

* использовать активные формы обучения, для того, чтобы заинтересовать педагогов, замотивировать на участие в методической работе;

* принцип сетевого взаимодействия педагогов;

Необходимо добавить ещё несколько важных принципов:

* принцип «зоны ближайшего профессионального развития» - выявление профессиональных затруднений педагога через анкетирование и «точек профессионального роста» путём анализа методической активности педагога;

* принцип стимулирования творческого роста педагогов способствует преодолению профессиональных затруднений, получению профессионального признания через участие в конкурсах профессионального мастерства разных уровней и поддержку инициативы педагогов, занимающихся самообразованием;

* принцип «не навреди» и «капля камень точит» - предполагает поступательное движение к намеченным целям без торопливости, при необходимости возвращаясь, внося коррективы, пока тема не будет отработана.. Для оценки уровня развития профессиональных компетенций педагогов ДОУ я выбрала карту «Поведенческие признаки профессиональных компетенций» (автор Асаева И. Н., которая подходит как для самоанализа, так и для наблюдений за деятельностью педагога. Для оценки качества методического сопровождения определила ожидаемые результаты и показатели эффективности профессионального развития педагогов.  Освоение педагогами ДОУ необходимых компетенций несомненно скажется на качестве образовательного процесса в целом, поэтому я прогнозировала результат для всех его участников:

Прогнозируемый результат

Показатели эффективности

Для педагогов

Рост творческой активности каждого педагога дошкольного учреждения, удовлетворённость результатами своего труда, улучшение психологического микроклимата в ДОУ.

Создание непрерывной системы повышения квалификации педагогических кадров.

Создание единого образовательного пространства, в котором дети и взрослые в процессе сотрудничества продуктивно решают свои актуальные задачи.

Аттестация на более высокую категорию, признание заслуг (награды, поощрения, положительный отзыв).

Результативное участие в конкурсах педагогического мастерства.

Активное обобщение и распространение собственного опыта.

Для детей

Эмоциональное благополучие и отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья.

Положительная динамика качества обучения и воспитания,

Положительная динамика освоения ООП ДО, готовности к школьному обучению.

Активное участие в выставках, конкурсах и олимпиадах, акциях и концертах.

Для родителей

Готовность и желание родителей сотрудничать с детским садом; высокая активность родителей в проводимых мероприятиях.

Высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей.

Удовлетворенность родителей оказываемыми ДОУ услугами и высокая информированность о состоянии дел в ДОУ.

Высокая активность родителей в проводимых мероприятиях.

Образовательные потребности педагогов могут превышать возможности методического сопровождения.

ОПИСАНИЕ ОПЫТА

С позиции компетентностного подхода профессиональное развитие педагогов ДОУ осуществляется в трех взаимосвязанных плоскостях:

– профессиональное саморазвитие старшего воспитателя;

– развитие педагогического коллектива как профессионального сообщества;

– профессиональное развитие конкретного педагога.

На основе изучения ресурсов педагогической компетентности мною был составлен план-программа курсовой подготовки и аттестации, затем были разработаны Программа развития ДОУ, Концепция развития методической службы, Положение о методическом сопровождении педагогов.

I этап – это создание у педагогов соответствующей мотивации по отношению к ФГОС, повышение ценностного отношения к профессии, формирование гармоничных отношений с коллегами.  

Основная задача этого этапа – подготовить педагогов к пониманию необходимости по-иному посмотреть на себя как на профессионала, на свои отношения с детьми, коллегами, родителями, руководством. Необходимо было показать преимущества личностно-ориентированного взаимодействия над дисциплинарным как для развития детей, так и для развития личности самого педагога.

Кроме этого совместно с педагогом-психологом мы проводили психолого-педагогические тренинги : педагоги учились принимать точку зрения своих коллег, обнаруживали готовность к изменению своих установок; учились излагать свои переживания, стремления, цели и ожидания; повышалась активность и инициативность в поиске оригинальных решений. язательными были завершающие задания, обеспечивающие рефлексию и обратную связь, например, одно из них: «Опишите несколькими словами: "Я" - как чувствовала себя в процессе работы педсовета. "Мы" - насколько комфортно работалось в коллективе. "Дело" - чего я достигла, какие трудности или проблемы возникали, как их удалось преодолеть».

Для формирования внутренней мотивации применялись методы морального поощрения и награждения: благодарности, грамоты, сертификаты, которые не только вручались на педсоветах и родительских собраниях, но и помещались в уголках родителей в приёмных, в качестве информации на сайте ДОУ, каждый педагог ведёт «копилку достижений».

На II этапе формировался содержательный (когнитивный) компонент. Он представляет собой совокупность психолого-педагогических и методических знаний : специфики, целей и задач, средств организации работы с детьми по ФГОС ДО, основных принципов построения личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия и развивающей предметно-пространственной среды.. Проводились теоретические семинары, лекции, консультации, круглые столы. Была организована работа по самообразованию. Педагоги ДОУ активно посещали курсы повышения квалификации, научно-практические конференции, семинары. видеоконференциях и использование полученных материалов в работе. Традиционные формы методической работы сочетались с использованием активных методов обучения, которые направлены на формирование творческого мышления, расширение знаний и умений педагогов путём их вовлечения в активную познавательную деятельность. Хорошее усвоение материала идёт при разборе конкретных ситуаций. Когда участники в выработке единого мнения «открывают» новое, то оно становится их собственной позицией. Активные методы обучения используются в ДОУ при проведении различных форм методической работы :

- консультаций-диалогов по двум точкам зрения: «хорошо-плохо»;

- консультаций-парадоксов с запланированными ошибками;

- экспресс-опросов по выбору правильного образца из нескольких;

- решение ситуационных задач с использованием метода моделирования;

- деловых игр. Эти методы помогали организовать педагогическое взаимодействие на основе сотрудничества в системе «старший воспитатель – воспитатель», «воспитатель – воспитатель»

На III этапе формировался деятельностный компонент, включающий в себя совокупность умений (компетенций, обеспечивающих эффективную реализацию ФГОС ДО.

Для развития профессиональных компетенций использовались такие формы работы, как семинары, практикумы. Например: семинар-практикум «Творческая игра дошкольников», занятия семинара«Развитие игровой деятельности дошкольников», «Создание предметно-пространственной игровой среды»; цикл семинаров «Основы конструктивного общения», «Эффективное взаимодействие с родителями»,

Интересны игровые практикумы, подготовленные воспитателями: «Геокешинг в дошкольном образовании», «Квест-технология как средство развития познавательной активности детей», «Кейс-технология как способ реализации компетентностного подхода».

Активно применяются в методической работе такие формы : игры-тренинги, “мозговые штурмы”, педагогические пробеги и ринги, педагогические копилки, методические ярмарки и аукционы педагогических идей, педагогические посиделки и КВН, методические фестивали, калейдоскопы. Востребованы в ДОУ и такие формы, как разработка методических рекомендаций, дидактического материала для игр и занятий, презентаций-отчётов, помогающие педагогам проявить не только профессиональные, но и личностные качества (самостоятельность, креативность, амбициозность).

Развитию творческой активности педагогов ДОУ способствовала такая форма как педагогическая мастерская «Уроки открытых мыслей». Воспитатель готовил образовательное мероприятие, проводил его, а затем педагоги просматривали видеозапись и обсуждали. Позиция старшего воспитателя – куратор, который определяет актуальность той или иной темы, предлагает её педагогу, активно сотрудничает, помогая (при необходимости) воплощать его идеи и проекты. Некоторые из них:

*педагогическая мастерская «Уроки открытых мыслей» (2018 – 2019)«Двигательная сказкотерапия» (открытый показ НОД по физкультуре в ст. гр. № 7, «Использование модульного оригами в математическом развитии детей» (открытый показ НОД по математическому развитию в ст. гр. № 6);

*педагогическая мастерская «Уроки открытых мыслей» (2019 – 2020) :

«Виртуальное путешествие в музей истории жилища» в ст. гр. № 5;

«Подарок для львёнка» в ср. гр. № 9;

«Путешествие в страну математики» в подг. гр. № 2.

Педагоги заинтересовались такой формой открытых мероприятий. Перед просмотром воспитатели делились на две группы или по парам (в зависимости от задач). Каждая группа / пара выбирала задание для обсуждения, делала во время просмотра заметки, а затем участвовала в обсуждении.  Сначала мы слушали воспитателя, проводившего занятие, его взгляд на себя со стороны. Затем выступали педагоги. Позиция старшего воспитателя – модератор, организующий общение, подводящий итог сказанному. Такая форма даёт возможность качественно проработать тему, а педагоги могут не только демонстрировать профессиональные умения в проведении образовательных мероприятий, но и совершенствовать опыт в публичных выступлениях и рефлексии педагогического опыта. Это способствовало тому, что воспитатели ценят индивидуальность каждого педагога, обогащают свой опыт, работая над поиском своего авторского почерка. Открытые занятия готовят как опытные, так и начинающие воспитатели. Я считаю, что у каждого педагога есть чему поучиться.

Важная форма работы с педагогами – конкурсное движение. Ежегодно в ДОУ планируются как методические, так и творческие конкурсы для педагогов («Лучший конспект НОД», «Лучший речевой уголок», «Лучшее оформление группы к Новому году», «Конкурс групповых газет «Мы за здоровый образ жизни» и др.). Проводятся конкурсы для детей: «Лучший рисунок о зиме», «Огонь – враг или друг», «Умницы и умницы». Педагоги готовят детей к конкурсам различных уровней, в том числе и интернет-конкурсам, кроме того активно участвуют в них сами.

Итогом методического сопровождения на этом третьем этапе стало повышение уровня развития компетенций педагогов ДОУ. Вопрос «как?» сменился утверждением «я знаю, как это делать, я могу это делать». Результатом методического сопровождения профессионального развития педагогов на этапе введения ФГОС ДО стала позиция «хочу работать по-новому – знаю, что делать и каким образом – могу это сделать».

Необходимо отметить, что вместе с развитием командного взаимодействия я учитываю профессиональные особенности педагогов, обусловленные стажем работы.

Начинающие педагоги проявляют большой интерес к детям и стойкое желание с ними работать, но у педагогов наблюдается заниженная самооценка ресурсов. Поэтому важно оказывать им эмоциональную поддержку, укреплять веру в себя, помогать в подготовке занятий, планировании, проводить совместный анализ проблемных педагогических ситуаций.

Наконец, педагоги-мастера, это педагоги с высоким уровнем знаний дидактики, им свойственна устойчивая мотивация к активному профессиональному общению, активная творческая профессиональная позиция. В работе с ними важно помочь реализовать творческие педагогические резервы, предотвратить профессиональный застой.

Таким образом, на смену принципу «педагогического воздействия», свойственного авторитарной педагогике, приходит принцип «педагогического взаимодействия», которое означает согласованную деятельность участников образовательного процесса по достижению совместных целей и результатов. Когда педагог прочувствовал, осознал, принял новые идеи, ему легче начать использовать их в своей работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Описанная мною система методического сопровождения не делит воспитателей на отдельные микрогруппы, что позволяет работать в единой команде над общими стратегическими и тактическими задачами ДОУ.  Подводя итог проделанной работе, нужно сказать, что ожидаемые результаты достигнуты, а риски минимизированы.

Мотивация педагогов к профессиональному и творческому росту во многом определяет успешность и результативность методической работы, которая включает построение нового заинтересованного взаимодействия между педагогами и старшим воспитателем, основанного на мотивации педагогов и инициативности в реализации их творческих способностей. Успех зависит от консолидации администрации и педагогов, от желания и готовности к совместной работе. Данный подход помогает осуществлять методическую работу в большем объёме и с наименьшими затратами рабочего времени, через активное участие всех педагогов, исходя из их интересов и возможностей. В целом такая взаимосвязанная и систематическая работа повышает общий профессиональный уровень педагогов, раскрывает их творческий потенциал, что является важным условием повышения качества образовательной работы с детьми.

ВЫВОД

В целом представленная система методического сопровождения профессионального развития педагогов ДОУ :

- создаёт условия для совершенствования и развития профессиональных компетенций педагогов;

- ориентирована на совершенствование и развитие мотивационной, когнитивной, деятельностной и личностной характеристик профессиональной деятельности педагогов;

- строит свою работу с опорой на нормативные документы федерального, регионального и муниципального уровней;

- учитывает как коллективные, так и индивидуальные траектории  развития профессионализма педагогов, реализующиеся через различные формы взаимодействия, выбор методов и приёмов

Публикации по теме:

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет Работа социального педагога в ДОУ должна быть нацелена на продуктивное сотрудничество педагогов и семьи в деле воспитания детей, обеспечения.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС до 1. Написана и утверждена образовательная программа МБДОУ №43 «Аленький цветочек» на 2015г. -2020г. в соответствие с ФГОС ДО, 2. Рабочие программы.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое сопровождение профессионального развития педагогов ДОО в условиях введения и реализации ФГОС до
Опубликовано: 9 марта 2021 в 10:34
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическое сопровождение профессионального развития педагогов ДОО в условиях введения и реализации ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Айрапетян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД