Наталия Яниева
Методические рекомендации для воспитателей «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Современное образование невозможно без освоения культурного наследия нашей страны. Одной из самых мощных ветвей дерева национальной культуры является искусство. Оно занимает главенствующую роль в эстетическом, нравственном, творческом воспитании молодого поколения.
Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Многочисленными педагогическими и психологическими исследованиями подтверждено, что раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов благотворно влияет на формирование мыслительных процессов, создание положительной мотивации к творческой деятельности. Дети первых лет жизни эмоционально откликаются на прослушивание музыкальных композиций, чтение сказок и стихотворений, простые эксперименты с красками и пластичной массой.
Публикация «Методические рекомендации для воспитателей „Художественно-эстетическое развитие дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Новизна предлагаемой разработки обусловлена тем, что одной из примечательных черт современного этапа культурной революции в нашей стране является рост общественного интереса к практике и теории эстетического воспитания.
Для того чтобы ребёнок мог совершенствоваться разносторонне, воспитатели ДОУ должны помочь ему в художественно-эстетическом развитии. Во всех режимных моментах в жизни детского сада совместная деятельность педагога и детей направляется на погружение в мир образов: словесных, зрительных, звуковых.
Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.
На прогулках дети учатся не просто наблюдать объекты растительного и животного мира, природные явления — они любуются ими. Слушая сказки и стихотворения, они сопереживают героям, делают суждения об их поступках. Рассматривая картины, статуэтки и другие произведения прикладного искусства, оценивают особенности цветопередачи, формы, текстуры. После прослушивания музыкальных композиций дети стараются передать словами эмоции, которые они испытали: мелодия была грустная или весёлая.
Задачи художественно-эстетического развития
• Приобретение теоретических знаний:
o Развитие эстетического восприятия объектов окружающего мира и художественных образов.
o Развитие интереса к мировой художественной культуре.
o Формирование потребности в красоте.
o Воспитание эстетического вкуса и чувства гармонии.
• Формирование практических умений:
o Развитие творческих способностей.
o Формирование положительной мотивации к продуктивному творчеству.
o Побуждение к самостоятельному экспериментированию с материалами и инструментами для создания художественных образов.
Для реализации поставленных задач в нашем детском саду воспитателем соблюдаются следующие условия:
• построение работы в рамках художественно-эстетической направленности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
• развитие эстетического восприятия через взаимодействие с объектами искусства и окружающей действительности;
• формирование эстетического вкуса через изучение разнообразных видов искусства;
• ознакомление воспитанников с достопримечательностями, важными культурными событиями в жизни города/посёлка;
• приобщение к работе родителей;
• создание насыщенной предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в рамках направления;
• организация мини-выставок с образцами творчества дошкольников.
Приёмы и методы эстетического воспитания
Для каждой группы дошкольников воспитатель использует в обучении приёмы исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей. Рассматривание картин и репродукций, наблюдение за объектами природы и искусства, комментирование педагогом увиденного и вовлечение ребят в познавательную беседу с помощью художественного слова используется в течение всего периода дошкольного образования. В старшей и подготовительной группе применяются методы, требующие достаточного уровня развития мыслительных способностей детей: сравнение образцов искусства, анализ и самоанализ творческих работ воспитанников.
Формирование и совершенствование навыков художественного творчества происходит посредством применения различных практических приёмов. Дети 2–4 лет учатся рисованию, лепке и аппликации через метод прямого показа : воспитатель демонстрирует действия, малыши повторяют. Для обучения самых маленьких воспитанников иногда используется метод пассивных движений : ребёнок совершает действия с помощью взрослого. Например, на занятии по рисованию ребёнок держит кисточку, педагог направляет его движения по листу бумаги.
Воспитанники второй младшей и средней группы активно расширяют представления о форме, размере, структуре предметов. Перед выполнением практической работы по изображению какого-либо объекта они максимально уточняют его особенности методом обследования. Старшие дошкольники упражняются в воспроизведении сюжетных сценок, активно пользуются образами долгосрочной памяти, чтобы изобразить человека или животное в движении. Таким образом, сначала дети изображают предметы и персонажей с натуры, а к концу дошкольного периода — по представлению.
Ожидаемые результаты:
*Повышение уровня нравственно-эстетического воспитания детей. *Улучшение мелкой моторики, координации движений рук,
глазомер;
*Высокий уровень выполнения работы пользуясь основными приемами техники.
*Улучшение взаимоотношений между детьми, между взрослыми и детьми.
*Активизация совместной работы, желание заниматься деятельностью.
Устойчивое развитие эстетического воспитания предполагает :
- приобретение учащимися первоначальных эстетических знаний (первый уровень результатов);
- формирование положительного отношения к художественным ценностям
(второй уровень результатов);
- приобретение дошкольниками опыта самостоятельного художественно-эстетического творчества (третий уровень результатов).