Надежда Трач
Лэпбук как средство развития творчества старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Что же такое лэпбук?
Лэпбук (lapbook) представляет собой одну из разновидностей метода проекта. В дословном переводе с английского языка «лэпбук» означает «книга на коленях», или как его еще называют, тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог (или родитель) совместно с детьми собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.
Публикация «Лэпбук как средство развития творчества старших дошкольников» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» апрель 2020
Таким образом, лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Ребенок с помощью взрослых собирает и организовывает информацию, при этом у него формируются навыки школьного обучения. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому и сделать коллективную книжку. Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!
Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
- 1 целеполагание (выбор темы);
- 2 разработка лэпбука (составление плана);
- 3 выполнение (практическая часть);
- 4 подведение итогов.
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности.
Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
Родители обеспечивают поддержку:
• организационную (экскурсии, походы);
• техническую (фото, видео);
• информационную (сбор информации для лэпбука);
• мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).
Но это еще не все. Лэпбук – эта такая игрушка, в которой очень много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов, которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект киндер-сюрприза, который чрезвычайно нравится детям.
Что, в знаменитых на весь мир шоколадных яйцах, так нравится детям? Шоколад? Как бы не так! Шоколад интересует детей в последнюю очередь. А, некоторых и вообще не интересует. У некоторых шоколад от «киндеров» может неделю грустить в холодильнике.
Детей интересует сюрприз, тайна, загадка, что-то, что внутри, что еще неизвестно, но вот сейчас тайна уже будет раскрыта. И эту тайну раскроют они. Я думаю, если смотреть в суть вещей, для детей «киндер-сюрприз» — это маленькое приключение.
Лэпбук создает похожий эффект.
На мой взгляд работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:
• включенность воспитателя (или родителя) в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
В результате данной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:
- умение планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Преимущества использования лэпбуков :
- ребенок самостоятельно собирает нужную информацию;
- структурирует большой объем данных;
- побуждает интерес у детей к познавательному развитию;
- может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым;
- развивает креативность и творческое мышление;
- простой способ запоминания;
- объединяет людей для увлекательного и полезного занятия.
Из чего состоит лэпбук?
Лэпбук - это папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по заданной теме: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации.
С чего начать? Тема план макет оформления
Тема должна быть интересна ребенку и выполнима (соответствовать возрасту, оригинальна. Тема лэпбука может быть любая :
• интересные события, происходящие с ребенком;
• увлечения детей;
• темы недели;
• литературные произведения;
• мультипликационные герои и т. д.
Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Насекомые». А можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем.
Если вы изготавливаете лэпбук для дошкольников, то темы и материалы для них должны быть элементарными
После того, как мы выбрали тему, надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук — это не просто книжка с картинками. Поэтому нам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что мы хотим в этой папке рассказать.
Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и т. д.
Существуеттри основных варианталэпбука :базовый, базовый с добавлением 1-2 расширений и сдвоенный базовый.
Как изготовить лэпбук?
Для работы над лэпбуком подходит всё : и цветная бумага, цветная бумага для принтера, как вырезанные, так и самостоятельно нарисованные картинки, рукописные и напечатанные тексты.
Для этого нужна фантазия и разнообразный материал.
Итак, для изготовления лэпбука нам понадобиться какой-то плотный материал или картон.
Нужно взять лист картона, согнуть на несколько частей, придать форму книжки или шкафа, причем двери могут быть как симметричные или ассиметричные. При необходимости обклеить бумагой или самоклеящейся пленкой.
Сделать различные кармашки разной формы и величины.
В каждом кармашке - игра, или набор материалов по теме
Изготовить игры, направленные на развитие познавательных интересов в зависимости от темы лэпбука.
Разновидности тематических папок
В зависимости от назначения:
• учебные;
• игровые;
• поздравительные,
• праздничные;
• автобиографические ( папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т. д.)
• стандартная книжка с двумя разворотами;
• папка с 3-5 разворотами;
• книжка-гармошка;
• фигурная папка.
• стандартные кармашки;
• обычные и фигурные конверты;
• кармашки-гармошки;
• кармашки-книжки;
• окошки и дверцы;
• вращающиеся детали;
• высовывающиеся детали;
• карточки;
• теги;
• стрелки;
• пазлы;
• чистые листы для заметок и т. д.
В зависимости от формы:
• стандартные кармашки;
• обычные и фигурные конверты;
• кармашки-гармошки;
• кармашки-книжки;
• окошки и дверцы;
• вращающиеся детали;
• высовывающиеся детали;
• карточки;
• теги;
• стрелки;
• пазлы;
• чистые листы для заметок и т. д.
Заключение
В заключении я хотела отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.
На мой взгляд, лэпбук – это эффективная технология дошкольного образования.