Марина Хуснутдинова
Лэпбук как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к различным видам деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы. «Лэпбук – как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к различным видам деятельности».
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я бы хотела поделиться с вами своими идеями и наработками по развитию у детей познавательного интереса.
Публикация «Лэпбук как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к различным видам деятельности» размещена в разделах
Тема моего мастер класса представлена на слайде. («Лэпбук – как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к различным видам деятельности»).
Все вы знаете, что интерес ребенка к любой деятельности является важным аспектом успеха нашей работы. Если нет интереса, то нет и результата.
С введением ФГОС ДО педагог находится в поиске новых методов и способов, технологий, направленных на всестороннее развитие дошкольника, на развитие у него познавательного интереса. (п. 2.6.) (слайд)
Поэтому, я приняла решение, найти те эффективные средства работы с детьми, которые бы помогли повысить интерес детей к образовательной деятельности, тем самым повысить качество образования и разнообразить совместную деятельность с дошкольниками.
Изучив литературу я остановилась на технологии – лэпбук, с которой сегодня вас познакомлю.
Итак, я определила для себя цель – формировать познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста к различным видам деятельности посредствам лэпбука.
Исходя из цели поставила задачи:
- изучить и внедрить в образовательный процесс технологию лэпбук;
- пополнить развивающую предметно – пространственную среду в группе;
- привлечь родителей к созданию лэпбуков.
Лэпбук - это сравнительно новое средство из Америки. Модифицировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Элементы данной технологии адаптированы мной под образовательную программу детского сада, с учетом годовой тематики и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Итак, лэпбук – это книжка – раскладушка или самодельная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию.
Лэпбук может быть разного формата, разного размера, это всё зависит от вашей задумки с детьми.
Важно отметить, что лэпбук не просто папка, а наглядно-практический материал для обучения детей, который можно использовать во всех видах деятельности, при организации НОД и в режимных моментах.
Итак, как же лэпбук помогает воспитателю повысить познавательный интерес ребенка?
В первую очередь лэпбук – это совместный продукт взрослого и детей.
Он является отличным способом для закрепления определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Информация, представленная в лэпбуке, выполняет познавательную и развивающую функцию.
- Как вы думаете в каких видах деятельности можно использовать лэпбук? Как вы считаете? (Давайте вспомним какие виды деятельности существуют? Что по содержанию будет входить в ваш лэпбук)
Обговорить 3 области.
(- Л. И., ваше мнение, в каких видах деятельности можно использовать лэпбук? Чем бы вы наполнили ваш лэпбук?
А еще, в каких видах деятельности можно использовать лэпбук? Т… как считаете вы)
(Беседа с залом, дальше 2 сама)
Например, речевой деятельности. Можно изготовить лэпбук с играми и игровыми упражнениями на развитие речи, он может содержать различные картинки для рассказов и пересказов, собственно сочиненные рассказы детей и т. д.
В познавательной деятельности целесообразно размещать различные карточки для проведения опытов, напоминалки по уходу за комнатными растениями, картинки о сезонных изменениях в природе и т. д.
В художественной деятельности – творческие работы детей, последовательность рисования или аппликации, картины с пейзажами и натюрмортами.
В социально – коммуникативной деятельности можно лэпбук наполнять различными картинками, направленными на развитие социальных отношений между детьми и взрослыми, карточками с правилами поведения и т. д.
В деятельности по физическому развитию лэпбук так же помогает детям запомнить и освоить различные виды физических упражнений, картинки о здоровом образе жизни, о правилах личной гигиены и т. д.
- Уважаемые коллеги, существует и ряд других деятельностей, которые по содержанию тоже можно наполнить и картинками, и карточками, и пазлами, и т. д.
- Можно сделать вывод: действительно, лэпбук – это универсальное средство, которое можно использовать во всех видах деятельности.
Лэпбук позволяет в полном объёме раскрыть тему недели с разных сторон и интегрировать содержание в разные виды деятельности, повысить устойчивый интерес дошкольников к познанию окружающего мира.
Внедрив в свою работу технологию лэпбук, увидела, что наиболее эффективна, использовать её в итоговых мероприятиях по теме недели. В нашей группе уже есть лэпбуки по темам : «Домашние животные», «Транспорт», «Зимние виды спорта», «Профессии» и т. д. (представлены на слайде)
Достоинство данной технологии в том, что вся информация которая находится в лэпбуке, может постоянно меняться и пополняться в зависимости от желаний и потребностей детей. А так же лэпбук помогает ребенку лучше понять и запомнить материал.
Лэпбуки различной тематики достойно пополняют развивающие центры в группе.
Важным моментом применения данной технологии стало привлечение родителей в образовательный процесс.
Родители с удовольствием подключились к созданию лэпбуков, приносили картинки, рисовали вместе с детьми рисунки, предлагали помощь в оформлении. Поэтому я считаю, что применение данной технологии вполне оправдано и занимает достойное место в образовательном процессе.
На мой взгляд, лэпбук полностью отвечает требованиям ФГОС ДО. Он информативен, полифункционален, обладает дидактическими свойствами, так же он вариативен, его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста, он обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Т. о., внедрив данную технологию в образовательный процесс я увидела положительную динамику у детей. О результатах, которой можно судить по педагогическому наблюдению и по критериям, которые мной разработаны. Они представлены на слайде.
По первому критерию – повышение познавательного интереса, в процесс включается практически вся группа детей, каждый заинтересован результатом и долей участия в создании совместного продукта.
Второй критерий – развитие речевой активности детей (Диагностика «Речевое развитие», автор …Верещагина). Обратите внимание на слайд, на котором представлены результаты диагностики по развитию речи.
(Обратить внимание на слайд)- применение знаний и представлений детей в самостоятельной деятельности. Увидела из педагогических наблюдений, что дети умеют пользоваться лэпбуком, используют ту информацию, которая в нем содержится.
Поэтому можно сказать, что данная технология развивает интерес детей, вызывает желание у них узнавать новое, участвовать в совместной деятельности.
Результатом своей деятельности считаю обобщение опыта работы по данной теме, представление его на педагогическом совете, методическом объединении в ДОУ, проведение мастер класса для родителей, показала элементы по созданию лэпбука «Осень» в организованной образовательной деятельности на конкурсе «Воспитатель года».
Если вас заинтересовала данная информация, ссылки представлены на экране.
Считаю, что представленный опыт работы имеет в образовательном процессе положительный эффект – использование современной технологии лэпбук способствует повышению качества образования, повышению познавательного интереса дошкольников к любому виду деятельности.
А сейчас коллеги я предлагаю оценить мой мастер – класс с помощью лэпбука. Предлагаю заполнить страничку «Экран достижений».
- если вам мастер - класс показался итересным и полезным, то вы выбираете флэшку.
- если же вы заитересовались, но решили отложить на потом, то вы выбираете картинку с папкой;
- если вам не понравился мастер - класс, то вы выбираете картинку с комком бумаги, т. е. вам это не интересно вы это просто выбрасываете;
(- Очень радует то, что кармашек с комком бумаги, оказался пуст.
- Радует и то, что в кармашке с флэшками оказалось большинство картинок.
- Но, а картинки в кармашке с папками, дают повод задуматься, чтобы еще интересного и полезного подобрать, чтобы поделиться с другими.)
- Уважаемые коллеги, для вас я подготовила буклет на тему Лэпбук «Зима». Если он кому – то пригодятся, я буду очень рада.
- Мой мастер – класс подошел к концу, если есть вопросы, вы их можете задать.
Спасибо за внимание!