МААМ-картинки

Лэпбук как современная игровая технология познавательного развития детей дошкольного возраста

Шарыпова Ирина
Лэпбук как современная игровая технология познавательного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ

Цель инновационного проекта:

• изучение возможностей использования лэпбука как игровой технологии для развития детей с ОВЗ дошкольного возраста и повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы и развития познавательных способностей дошкольников на основе использования лэпбука, создание комплексного подхода в развитии ребёнка через внедрение системы современных развивающих игровых технологий.

Задачи инновационного проекта:

Публикация «Лэпбук как современная игровая технология познавательного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

1. Создать мотивационные условия для применения лепбуков.

2. Познакомить педагогов с содержанием технологии «Лэпбук» в образовательном процессе и её влиянием на развитие речевых и познавательных способностей детей дошкольного возраста.

3. Внедрение системы инновационных развивающих игр в образовательный процесс, направленных на развитие познавательных способностей.

4. Разработка и внедрение флеш-карт в интерактивную папку (лэпбук) для усложнения задач в дидактических играх.

5. Повышение профессионального мастерства педагогов по использованию лэпбука как эффективного средства образования детей дошкольного возраста.

6. Повышение компетентности всех участников образовательного процесса.

Инновационность проекта: Разработка и внедрение флеш-карт в интерактивную папку (лэпбук) для усложнения задач в дидактических играх.

Первый этап (сентябрь 2020) – подготовительный - изучение научно-теоретической литературы по теме исследования; разработка плана, концепции эксперимента, изучение потребностей педагогов в путях и формах преодоления педагогических затруднений и развития своей профессиональной компетентности; (ответственные: заведующий ДОУ, руководитель инновационной работы).

При выстраивании стратегии развития образовательного учреждения учитывали, с одной стороны, особенности развития дошкольного образования и социального запроса родителей дошкольников, а с другой - постоянно совершенствовали профессиональное мастерство педагогического коллектива. Сохранить высокий уровень работы учреждения, иметь высокий рейтинг и доверие у родителей в сегодняшних условиях нелегко, но возможно. И один из путей развития — это организация инновационной деятельности.

В образовательном учреждении на основании приказа управления образования администрации муниципального образования Славянский район от 29.03.2021 года №474 реализовывалась инновационная деятельность по теме: «Лэпбук как современная игровая технология познавательного развития детей дошкольного возраста».

Тема эта актуальна, так как ЛЭПБУК – это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта или тематической недели.

Деятельность по реализации инновационного проекта была выстроена как целенаправленный, систематический процесс развития ребенка с целью воспитания творчески развитой личности через активизацию познавательной деятельности.

Инновационный проект реализовывался в трех возрастных группах (средняя, старшая и 2 подготовительные к школе группы). Охват детского контингента - 110 воспитанников.

Управление инновационными процессами в МАДОУ осуществлялось через обеспечение реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества, а также создание нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность в МАДОУ.

В ходе реализации инновационного проекта разработаны локальные акты, регламентирующие деятельность МАДОУ в режиме проекта:

• Положение об инновационной деятельности МАДОУ д/с к/в № 1

г. Славянска-на-Кубани.

• Положение о творческой группе по инновационной деятельности.

• План инновационной работы МАДОУ д/с к/в № 1 г. Славянска-на-Кубани.

Система мероприятий, направленная на повышение квалификации педагогов, участвующих в инновационной деятельности.

Самое главное достижение в работе с детьми - интерес в глазах детей, любознательность, готовность к принятию новых, необычных, удивительных знаний.

Новое время диктует новые задачи и заставляет педагогов искать новые продуктивные формы работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребёнка читать, считать. Однако доказано, что важнее развить у него мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Анализ практики работы в ДОУ с детьми с ОВЗ показал, что у детей значительно снижена познавательная и речевая активность, у них недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, они не проявляют пытливости и не умеют оперировать имеющимися знаниями. При организации совместной и самостоятельной деятельности детей часто возникает проблема при взаимодействии детей друг с другом – неумение включаться в совместную деятельность, принимать общую задачу, распределять действия между собой, проявлять заинтересованность к действиям партнера. Все это приводит к конфликтам, разобщенности, неумению доводить дело до конца.

Проанализировав несколько технологий, наш детский сад остановился на технологии «лэпбук», как одной из наиболее интересных, отличающихся своей наглядностью и разнообразием. Поэтому педагогическим коллективом было решено применить в образовательной деятельности современную игровую технологию лэпбук для развития познавательных потребностей детей дошкольного возраста.

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала. Но, несмотря на это лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования:

• современная игровая технология;

• интересная и эффективная форма совместной работы взрослых и детей;

• современная творческая находка для педагога, содержащая логично структурированный материал по определенной теме дидактический материал как особый тип наглядного пособия, который включает в себя карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками и т. д. ;

• дидактический материал, который раздается детям для самостоятельной работы, как в группе, так и дома, или демонстрируется педагогом перед всей группой детей;

• дидактический материал, который прост по своему содержанию и техническому оформлению, может быть изготовлен самими детьми;

• технология подвижна и легко приспосабливается к выполнению различных дидактических задач.

Что он собой представляет? Это интерактивная тематическая папка с множеством приспособлений для какой-либо информации – с кармашками, дверцами, окошками, конвертами, прорезями, подвижными деталями и т. п. Для ребенка весь развивающий смысл состоит в том, что он может самостоятельно брать и перекладывать, застегивать и передвигать, закрывать и открывать, складывать и перекладывать по своему усмотрению все то, что находится в этой папке, а еще и вдобавок мастерить сам.

В «наколенной книге» собирается материал по определенной теме. Но это не только поделка своими руками, которая таит в себе развивающий смысл, это – заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал вместе со взрослым в ходе изучения какой-либо темы.

Сущность лэпбука заключается в том, что для «оживления» папки ребенку необходимо осуществить какую-либо деятельность: провести наблюдение, выполнить поручения, изучить и исследовать материал.

Его практическая значимость заключается в максимальном развивающем влиянии на дошкольников, причем независимо от возраста детей. Совместное изготовление лэпбуков сближает взрослого и ребенка, способствует активному участию родителей в жизни ДОУ, повышению их педагогической компетентности в вопросах воспитания детей. Также лепбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал; является отличным способом для повторения пройденного; помогает ребенку учиться самостоятельно, собирать информацию для решения задач и правил; лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов, можно выбрать задания под силу каждому ребенку (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д., в итоге сделать коллективную работу, которая будет служить эффективным наглядным дидактическим пособием. Обращаем внимание на то, что специфика лэпбуков для работы с детьми-дошкольниками заключается в минимальном присутствии текста.

Лэпбук обеспечивает принцип трансформации, в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей: внесение изменений в папки согласно интересам детей,

легко разворачивается, собирается, раскладывается, может превратиться в папку-раскладушку, папку-передвижку.

Полифункциональность обеспечивается отсутствием жестко закрепленных способов употребления предметов:

- наличие полифункциональных составляющих лэпбука, «легко взять, легко положить», может расположиться в любом месте, перемещаясь по пространству (за столом, на ковре, в уголке уединения и т. д.)

- наличие разнообразных материалов, игр обеспечивающих свободный выбор детей;

- периодическая сменяемость игрового материала, появление новых составляющих, вариативность использования материала, можно использовать материал разных папок по одной теме.

- доступность лэпбука для образовательной деятельности воспитанников, в том числе детей с ОВЗ;

- исправность и сохранность материалов и оборудования, качественные характеристики (простота, легкость, удобство) доступны всем детям и соответствуют методам и приемам, предъявляемым к дошкольному образованию, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Лепбук безопасен, все элементы соответствуют требованиям по обеспечению надежности, в изготовлении используются экологически чистые материалы (бумага, ткань, природный материал).

Эстетичность оформления лэпбука даёт возможность развития у детей эстетического вкуса и культуры оформления папки, способствует развитию художественно-эстетических способностей.

Вывод: инновационная образовательная игровая технология «Лэпбук» соответствует всем требованиям, применяемым ФГОС ДО и основана на дидактических принципах: связи теории с практикой, систематичности и последовательности, доступности изложения, т. е. учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.

Работа с ним учит детей мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, не только расширяя кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Он развивает детское воображение, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, активизирует общение как со сверстниками, так и со взрослыми, обогащает мир ребенка. В него можно включить много разнообразных игр. Ведь основной вид деятельности дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме

того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игр, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет, едина цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активно деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании, ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишится увлекательной игры. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.

Какие игры можно включить в лэпбук?

• Дидактические игры

• Словесные игры

• Настольно-печатные игры

Игры помогут развить многие навыки, но в определенный момент, когда ребенок уже освоил игру, он начинает воспринимать это занятие как развлечение. Игра перестает быть элементом развития, так как новых навыков ребенок не получает. А ведь любая игра кроме получения удовольствия должна чему-то обучать. Наблюдая за игрой ребенка, взрослый сможет понять, когда необходимо поменять игру, развлекающую, на игру развивающую. А если не менять игру? Как вернуть ей развивающую функцию?

На помощь нам пришли компьютерные игровые технологии.

Компьютерные игры – сравнительно новый вид творческих игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы. Развитие телевидения, а затем появление электронных игрушек и развлекательных компьютерных программ постепенно видоизменили классические формы детской игры. Игра дошкольника в наше время помимо традиционной, в которой дети используют обычные игрушки и игровое оборудование, может развертываться на экране компьютера. Ребенок решает задачу, преобразуя изображение опосредованно, с помощью компьютерных средств – клавиатуры, джойстика или «мышки».

Мы решили применить в наших лэпбуках «флэш-карты», одну из функций компьютерных игр.

Давайте разберемся со значением слова «флеш»? В дословном переводе слово Flash означает «вспышка» (быстрое реагирование на зрительный сигнал и решение новой игровой задачи). Следовательно, флеш-карточки позволяют расширить диапазон поставленных задач в игре, формируют навыки алгоритма предстоящей деятельности.

Сама флеш-карта представляет собой рисунок, в котором может быть отражена последовательность действий педагога и ребенка. При просмотре флеш-карты, дети могут последовательно и самостоятельно выполнить задания, давая возможность проверить себя. Для работы с флеш-карточкой ее необходимо расположить чуть выше глаз малыша, но на расстоянии вытянутой руки ребенка. Менять карточку надо сначала медленно, постепенно ускоряя темп. Флеш-карточки показывают ребенку многократно и с разной скоростью, чтобы у него не пропадал интерес к игре.

Подобная подача материала помогает развить у ребенка фотографическую память, от которой во многом будет зависеть развитие речи. Когда ребенку показывают картинку, активизируется правое полушарие. Когда воспитатель проговаривает название изображения — левое.

Работа дала определенные результаты:

• Дети стали более активные, любознательные.

• Укрепились семейные связи через вовлечение родителей в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность.

III Результативность.

В ходе реализации инновационной деятельности разработаны и апробированы:

Методические рекомендации к лэпбукам и создана картотека лэпбуков

В ходе реализации инновационной деятельности достигнуты следующие результаты:

• Пополнена копилка методических и наглядно-демонстрационных материалов.

• Сформирован каталог лэпбуков для дошкольников.

• Определен уровень инновационной готовности педагогов Изучены потребности родителей воспитанников и определены эффективные формы и методы работы с ними.

• Повысилась готовность родителей участвовать в жизни детского сада.

На данном этапе инновационная деятельность успешно реализуется.

С целью расширения теоретических знаний и практических навыков, совершенствования профессионализма и активизации внутренних резервов педагогов были проведены различные формы методической работы:

• Методический час «Формы и методы повышения интереса у дошкольников к лэпбуку».

• Семинар – практикум («Как создать лэпбук», мастер-класс «использование флеш - карт в работе с детьми дошкольного возраста», «Внедрение метода проектной деятельности в педагогическое пространство ДОУ», «Развиваем детей дошкольного возраста через дидактическое пособие лэпбук», «Ярмарка педагогических идей»)

• Педагогический совет («Организационное обсуждение и утверждение плана инновационной деятельности на год»).

Из выше сказанного можно сделать вывод: практический процесс по внедрению инновационного проекта идет, но есть вопросы, которые требуют более глубокого изучения. В процессе работы принимались определенные решения, шел поиск новых форм работы по данной проблеме. На данном этапе выявлены следующие результаты:

• Наблюдается устойчивость результатов промежуточного этапа, адаптируемость инноваций.

• Повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей и детей.

• Созданы условия для раскрытия интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.

• Созданы условия по взаимодействию с родителями (родители активные участники воспитательно-образовательного процесса в МАДОУ.

Перспективы и направления дальнейшей деятельности:

• Продолжать внедрение инновационных технологий в воспитательно-образовательный процесс.

• Разработка программы QR-код к загадкам в лэпбуках.

• Расширять спектр издательской деятельности педагогов (публикация статей, методических рекомендаций, методических пособий).

• Совершенствовать развивающую предметно - пространственную среду, способствующую познавательному развитию детей.

• Продолжать внедрять интерактивные формы взаимодействия с родителями, предполагающие построение партнёрских отношений педагогов с семьями воспитанников.

• Повышать результативность участия всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) в конкурсах разного уровня (всероссийского, регионального, муниципального).

• Организовать сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями района.

Задачи, поставленные на 2020 -2022учебные года успешно реализованы.

IV Апробация и диссеминация результатов деятельности МИП на основе сетевого взаимодействия.

Коллектив МАДОУ д/с к/в № 1 «Незабудка» принимал активное участие в методических мероприятиях, представлял свои педагогические наработки.

Для обмена педагогическим опытом, профессионального роста, демонстрации результатов инновационной деятельности педагоги МАДОУ №1 принимали участие в научно-методическом семинаре в филиале КубГУ г. Славянска – на – Кубани.

На платформе «Zoom» была организованна онлайн-конференция между дошкольными учрежденьями №24,№1 и №7 города Славянска-на-Кубани по обмену опытом работы на тему «Изготовление и применение интерактивной папки – лэпбук» и «Применение флеш-карт в дидактических играх». После проведенного, онлайн-семинара педагоги ДОУ № 24 и №7 решили применить методику флеш-карт в дидактических играх при создании своих лэпбуков.

В нашем учреждении стало традицией проводить конкурсы, в ходе которых педагоги демонстрируют авторские разработки. В этом году, одной из годовых задач является совершенствование работы в ДОУ по познавательному развитию, поэтому вся методическая работа, так или иначе, ведётся в этом направлении. Вот и смотр-конкурс лэпбуков было решено провести в соответствии с этой темой. В конкурсе приняли участие воспитатели всех возрастных групп, педагог-психолог, учителя – логопеды, и музыкальный руководитель МАДОУ. Лэпбуки были представлены в традиционном (привычном) варианте и нетрадиционном. Прохождение конкурсных испытаний судило жюри. Оценка содержания представленных материалов осуществлялась по суммарному баллу. При оценке конкурсных работ жюри оценивало информационность, содержательность и эстетичность дидактических пособий, их практическую значимость, соответствие дидактического пособия возрастным особенностям воспитанников. С целью повышения своего профессионального уровня и обмена опытом воспитатель Шарыпова И. Н. приняла участие в сетевом международном конкурсе на портале «Солнечный свет» в номинации «Детские исследовательские и научные работы» с проектом «Удивительный мир динозавров». Результатом этого проекта было создание лэпбука «Динозавры» .

Созданы буклеты для родителей.

V Заключение.

Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая дошкольникам не только знания, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации, способствует закреплению, повторению или обобщению изученного материала у детей.

Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться.

Дети, работая с интерактивными папками, становятся более общительными, чаще проявляют любознательность, инициативу, самостоятельность. Для того, чтобы методическая разработка была бы реализована в практике образования, надо совсем немного – заинтересованность взрослых в развитии детей.

Таким образом, систематическое использование лэпбука в образовательной деятельности, свободный их доступ для детей, использование Flash-карт в лэпбуке, проявление устойчивого интереса дошкольников повышает познавательную активность.

Применение в ДОУ инновационной технологии «Лэпбук» создает определенные условия для поддержки детской инициативы, посредством чего осуществляется индивидуализация образовательного процесса, а значит, выполняются требования ФГОС ДО.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаТехнология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Аквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаАквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук»Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук» Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лэпбук как современная игровая технология познавательного развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 октября 2022 в 12:38
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Лэпбук как современная игровая технология познавательного развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Шарыпова Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД