Шарыпова Ирина
Лэпбук как современная игровая технология познавательного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Цель инновационного проекта:
• изучение возможностей использования лэпбука как игровой технологии для развития детей с ОВЗ дошкольного возраста и повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы и развития познавательных способностей дошкольников на основе использования лэпбука, создание комплексного подхода в развитии ребёнка через внедрение системы современных развивающих игровых технологий.
Задачи инновационного проекта:
Публикация «Лэпбук как современная игровая технология познавательного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
1. Создать мотивационные условия для применения лепбуков.
2. Познакомить педагогов с содержанием технологии «Лэпбук» в образовательном процессе и её влиянием на развитие речевых и познавательных способностей детей дошкольного возраста.
3. Внедрение системы инновационных развивающих игр в образовательный процесс, направленных на развитие познавательных способностей.
4. Разработка и внедрение флеш-карт в интерактивную папку (лэпбук) для усложнения задач в дидактических играх.
5. Повышение профессионального мастерства педагогов по использованию лэпбука как эффективного средства образования детей дошкольного возраста.
6. Повышение компетентности всех участников образовательного процесса.
Инновационность проекта: Разработка и внедрение флеш-карт в интерактивную папку (лэпбук) для усложнения задач в дидактических играх.
Первый этап (сентябрь 2020) – подготовительный - изучение научно-теоретической литературы по теме исследования; разработка плана, концепции эксперимента, изучение потребностей педагогов в путях и формах преодоления педагогических затруднений и развития своей профессиональной компетентности; (ответственные: заведующий ДОУ, руководитель инновационной работы).
При выстраивании стратегии развития образовательного учреждения учитывали, с одной стороны, особенности развития дошкольного образования и социального запроса родителей дошкольников, а с другой - постоянно совершенствовали профессиональное мастерство педагогического коллектива. Сохранить высокий уровень работы учреждения, иметь высокий рейтинг и доверие у родителей в сегодняшних условиях нелегко, но возможно. И один из путей развития — это организация инновационной деятельности.
В образовательном учреждении на основании приказа управления образования администрации муниципального образования Славянский район от 29.03.2021 года №474 реализовывалась инновационная деятельность по теме: «Лэпбук как современная игровая технология познавательного развития детей дошкольного возраста».
Тема эта актуальна, так как ЛЭПБУК – это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта или тематической недели.
Деятельность по реализации инновационного проекта была выстроена как целенаправленный, систематический процесс развития ребенка с целью воспитания творчески развитой личности через активизацию познавательной деятельности.
Инновационный проект реализовывался в трех возрастных группах (средняя, старшая и 2 подготовительные к школе группы). Охват детского контингента - 110 воспитанников.
Управление инновационными процессами в МАДОУ осуществлялось через обеспечение реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества, а также создание нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность в МАДОУ.
В ходе реализации инновационного проекта разработаны локальные акты, регламентирующие деятельность МАДОУ в режиме проекта:
• Положение об инновационной деятельности МАДОУ д/с к/в № 1
г. Славянска-на-Кубани.
• Положение о творческой группе по инновационной деятельности.
• План инновационной работы МАДОУ д/с к/в № 1 г. Славянска-на-Кубани.
Система мероприятий, направленная на повышение квалификации педагогов, участвующих в инновационной деятельности.
Самое главное достижение в работе с детьми - интерес в глазах детей, любознательность, готовность к принятию новых, необычных, удивительных знаний.
Новое время диктует новые задачи и заставляет педагогов искать новые продуктивные формы работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребёнка читать, считать. Однако доказано, что важнее развить у него мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.
Анализ практики работы в ДОУ с детьми с ОВЗ показал, что у детей значительно снижена познавательная и речевая активность, у них недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, они не проявляют пытливости и не умеют оперировать имеющимися знаниями. При организации совместной и самостоятельной деятельности детей часто возникает проблема при взаимодействии детей друг с другом – неумение включаться в совместную деятельность, принимать общую задачу, распределять действия между собой, проявлять заинтересованность к действиям партнера. Все это приводит к конфликтам, разобщенности, неумению доводить дело до конца.
Проанализировав несколько технологий, наш детский сад остановился на технологии «лэпбук», как одной из наиболее интересных, отличающихся своей наглядностью и разнообразием. Поэтому педагогическим коллективом было решено применить в образовательной деятельности современную игровую технологию лэпбук для развития познавательных потребностей детей дошкольного возраста.
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала. Но, несмотря на это лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования:
• современная игровая технология;
• интересная и эффективная форма совместной работы взрослых и детей;
• современная творческая находка для педагога, содержащая логично структурированный материал по определенной теме дидактический материал как особый тип наглядного пособия, который включает в себя карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками и т. д. ;
• дидактический материал, который раздается детям для самостоятельной работы, как в группе, так и дома, или демонстрируется педагогом перед всей группой детей;
• дидактический материал, который прост по своему содержанию и техническому оформлению, может быть изготовлен самими детьми;
• технология подвижна и легко приспосабливается к выполнению различных дидактических задач.
Что он собой представляет? Это интерактивная тематическая папка с множеством приспособлений для какой-либо информации – с кармашками, дверцами, окошками, конвертами, прорезями, подвижными деталями и т. п. Для ребенка весь развивающий смысл состоит в том, что он может самостоятельно брать и перекладывать, застегивать и передвигать, закрывать и открывать, складывать и перекладывать по своему усмотрению все то, что находится в этой папке, а еще и вдобавок мастерить сам.
В «наколенной книге» собирается материал по определенной теме. Но это не только поделка своими руками, которая таит в себе развивающий смысл, это – заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал вместе со взрослым в ходе изучения какой-либо темы.
Сущность лэпбука заключается в том, что для «оживления» папки ребенку необходимо осуществить какую-либо деятельность: провести наблюдение, выполнить поручения, изучить и исследовать материал.
Его практическая значимость заключается в максимальном развивающем влиянии на дошкольников, причем независимо от возраста детей. Совместное изготовление лэпбуков сближает взрослого и ребенка, способствует активному участию родителей в жизни ДОУ, повышению их педагогической компетентности в вопросах воспитания детей. Также лепбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал; является отличным способом для повторения пройденного; помогает ребенку учиться самостоятельно, собирать информацию для решения задач и правил; лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов, можно выбрать задания под силу каждому ребенку (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д., в итоге сделать коллективную работу, которая будет служить эффективным наглядным дидактическим пособием. Обращаем внимание на то, что специфика лэпбуков для работы с детьми-дошкольниками заключается в минимальном присутствии текста.
Лэпбук обеспечивает принцип трансформации, в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей: внесение изменений в папки согласно интересам детей,
легко разворачивается, собирается, раскладывается, может превратиться в папку-раскладушку, папку-передвижку.
Полифункциональность обеспечивается отсутствием жестко закрепленных способов употребления предметов:
- наличие полифункциональных составляющих лэпбука, «легко взять, легко положить», может расположиться в любом месте, перемещаясь по пространству (за столом, на ковре, в уголке уединения и т. д.)
- наличие разнообразных материалов, игр обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическая сменяемость игрового материала, появление новых составляющих, вариативность использования материала, можно использовать материал разных папок по одной теме.
- доступность лэпбука для образовательной деятельности воспитанников, в том числе детей с ОВЗ;
- исправность и сохранность материалов и оборудования, качественные характеристики (простота, легкость, удобство) доступны всем детям и соответствуют методам и приемам, предъявляемым к дошкольному образованию, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Лепбук безопасен, все элементы соответствуют требованиям по обеспечению надежности, в изготовлении используются экологически чистые материалы (бумага, ткань, природный материал).
Эстетичность оформления лэпбука даёт возможность развития у детей эстетического вкуса и культуры оформления папки, способствует развитию художественно-эстетических способностей.
Вывод: инновационная образовательная игровая технология «Лэпбук» соответствует всем требованиям, применяемым ФГОС ДО и основана на дидактических принципах: связи теории с практикой, систематичности и последовательности, доступности изложения, т. е. учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
Работа с ним учит детей мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, не только расширяя кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Он развивает детское воображение, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, активизирует общение как со сверстниками, так и со взрослыми, обогащает мир ребенка. В него можно включить много разнообразных игр. Ведь основной вид деятельности дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме
того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игр, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет, едина цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активно деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании, ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишится увлекательной игры. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.
Какие игры можно включить в лэпбук?
• Дидактические игры
• Словесные игры
• Настольно-печатные игры
Игры помогут развить многие навыки, но в определенный момент, когда ребенок уже освоил игру, он начинает воспринимать это занятие как развлечение. Игра перестает быть элементом развития, так как новых навыков ребенок не получает. А ведь любая игра кроме получения удовольствия должна чему-то обучать. Наблюдая за игрой ребенка, взрослый сможет понять, когда необходимо поменять игру, развлекающую, на игру развивающую. А если не менять игру? Как вернуть ей развивающую функцию?
На помощь нам пришли компьютерные игровые технологии.
Компьютерные игры – сравнительно новый вид творческих игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы. Развитие телевидения, а затем появление электронных игрушек и развлекательных компьютерных программ постепенно видоизменили классические формы детской игры. Игра дошкольника в наше время помимо традиционной, в которой дети используют обычные игрушки и игровое оборудование, может развертываться на экране компьютера. Ребенок решает задачу, преобразуя изображение опосредованно, с помощью компьютерных средств – клавиатуры, джойстика или «мышки».
Мы решили применить в наших лэпбуках «флэш-карты», одну из функций компьютерных игр.
Давайте разберемся со значением слова «флеш»? В дословном переводе слово Flash означает «вспышка» (быстрое реагирование на зрительный сигнал и решение новой игровой задачи). Следовательно, флеш-карточки позволяют расширить диапазон поставленных задач в игре, формируют навыки алгоритма предстоящей деятельности.
Сама флеш-карта представляет собой рисунок, в котором может быть отражена последовательность действий педагога и ребенка. При просмотре флеш-карты, дети могут последовательно и самостоятельно выполнить задания, давая возможность проверить себя. Для работы с флеш-карточкой ее необходимо расположить чуть выше глаз малыша, но на расстоянии вытянутой руки ребенка. Менять карточку надо сначала медленно, постепенно ускоряя темп. Флеш-карточки показывают ребенку многократно и с разной скоростью, чтобы у него не пропадал интерес к игре.
Подобная подача материала помогает развить у ребенка фотографическую память, от которой во многом будет зависеть развитие речи. Когда ребенку показывают картинку, активизируется правое полушарие. Когда воспитатель проговаривает название изображения — левое.
Работа дала определенные результаты:
• Дети стали более активные, любознательные.
• Укрепились семейные связи через вовлечение родителей в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность.
III Результативность.
В ходе реализации инновационной деятельности разработаны и апробированы:
Методические рекомендации к лэпбукам и создана картотека лэпбуков
В ходе реализации инновационной деятельности достигнуты следующие результаты:
• Пополнена копилка методических и наглядно-демонстрационных материалов.
• Сформирован каталог лэпбуков для дошкольников.
• Определен уровень инновационной готовности педагогов Изучены потребности родителей воспитанников и определены эффективные формы и методы работы с ними.
• Повысилась готовность родителей участвовать в жизни детского сада.
На данном этапе инновационная деятельность успешно реализуется.
С целью расширения теоретических знаний и практических навыков, совершенствования профессионализма и активизации внутренних резервов педагогов были проведены различные формы методической работы:
• Методический час «Формы и методы повышения интереса у дошкольников к лэпбуку».
• Семинар – практикум («Как создать лэпбук», мастер-класс «использование флеш - карт в работе с детьми дошкольного возраста», «Внедрение метода проектной деятельности в педагогическое пространство ДОУ», «Развиваем детей дошкольного возраста через дидактическое пособие лэпбук», «Ярмарка педагогических идей»)
• Педагогический совет («Организационное обсуждение и утверждение плана инновационной деятельности на год»).
Из выше сказанного можно сделать вывод: практический процесс по внедрению инновационного проекта идет, но есть вопросы, которые требуют более глубокого изучения. В процессе работы принимались определенные решения, шел поиск новых форм работы по данной проблеме. На данном этапе выявлены следующие результаты:
• Наблюдается устойчивость результатов промежуточного этапа, адаптируемость инноваций.
• Повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей и детей.
• Созданы условия для раскрытия интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.
• Созданы условия по взаимодействию с родителями (родители активные участники воспитательно-образовательного процесса в МАДОУ.
Перспективы и направления дальнейшей деятельности:
• Продолжать внедрение инновационных технологий в воспитательно-образовательный процесс.
• Разработка программы QR-код к загадкам в лэпбуках.
• Расширять спектр издательской деятельности педагогов (публикация статей, методических рекомендаций, методических пособий).
• Совершенствовать развивающую предметно - пространственную среду, способствующую познавательному развитию детей.
• Продолжать внедрять интерактивные формы взаимодействия с родителями, предполагающие построение партнёрских отношений педагогов с семьями воспитанников.
• Повышать результативность участия всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) в конкурсах разного уровня (всероссийского, регионального, муниципального).
• Организовать сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями района.
Задачи, поставленные на 2020 -2022учебные года успешно реализованы.
IV Апробация и диссеминация результатов деятельности МИП на основе сетевого взаимодействия.
Коллектив МАДОУ д/с к/в № 1 «Незабудка» принимал активное участие в методических мероприятиях, представлял свои педагогические наработки.
Для обмена педагогическим опытом, профессионального роста, демонстрации результатов инновационной деятельности педагоги МАДОУ №1 принимали участие в научно-методическом семинаре в филиале КубГУ г. Славянска – на – Кубани.
На платформе «Zoom» была организованна онлайн-конференция между дошкольными учрежденьями №24,№1 и №7 города Славянска-на-Кубани по обмену опытом работы на тему «Изготовление и применение интерактивной папки – лэпбук» и «Применение флеш-карт в дидактических играх». После проведенного, онлайн-семинара педагоги ДОУ № 24 и №7 решили применить методику флеш-карт в дидактических играх при создании своих лэпбуков.
В нашем учреждении стало традицией проводить конкурсы, в ходе которых педагоги демонстрируют авторские разработки. В этом году, одной из годовых задач является совершенствование работы в ДОУ по познавательному развитию, поэтому вся методическая работа, так или иначе, ведётся в этом направлении. Вот и смотр-конкурс лэпбуков было решено провести в соответствии с этой темой. В конкурсе приняли участие воспитатели всех возрастных групп, педагог-психолог, учителя – логопеды, и музыкальный руководитель МАДОУ. Лэпбуки были представлены в традиционном (привычном) варианте и нетрадиционном. Прохождение конкурсных испытаний судило жюри. Оценка содержания представленных материалов осуществлялась по суммарному баллу. При оценке конкурсных работ жюри оценивало информационность, содержательность и эстетичность дидактических пособий, их практическую значимость, соответствие дидактического пособия возрастным особенностям воспитанников. С целью повышения своего профессионального уровня и обмена опытом воспитатель Шарыпова И. Н. приняла участие в сетевом международном конкурсе на портале «Солнечный свет» в номинации «Детские исследовательские и научные работы» с проектом «Удивительный мир динозавров». Результатом этого проекта было создание лэпбука «Динозавры» .
Созданы буклеты для родителей.
V Заключение.
Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая дошкольникам не только знания, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации, способствует закреплению, повторению или обобщению изученного материала у детей.
Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться.
Дети, работая с интерактивными папками, становятся более общительными, чаще проявляют любознательность, инициативу, самостоятельность. Для того, чтобы методическая разработка была бы реализована в практике образования, надо совсем немного – заинтересованность взрослых в развитии детей.
Таким образом, систематическое использование лэпбука в образовательной деятельности, свободный их доступ для детей, использование Flash-карт в лэпбуке, проявление устойчивого интереса дошкольников повышает познавательную активность.
Применение в ДОУ инновационной технологии «Лэпбук» создает определенные условия для поддержки детской инициативы, посредством чего осуществляется индивидуализация образовательного процесса, а значит, выполняются требования ФГОС ДО.