анастасия огурцова
Ложь у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Ложь у детей
Любой взрослый может окунуться в мир своих воспоминаний детства и обязательно найдет там что-то, связанное с обманом. Есть много причин, по которым дети лгут. И не всегда это связано с желанием ребенка обмануть.
Условия жизни ребенка таковы, что его развитие не может не сопровождаться ложью. Однако будет ли это поведение закреплено или нет - определяется реакцией взрослых. Педагогу необходимо знать, что ложь дошкольника или школьника - не трагедия, а условие становления личности, и разрешение этой проблемы ведет не только к личностному росту ребенка, но и личностному росту взрослого, столкнувшегося с ложью ребенка и нашедшего адекватный выход из ситуации.
Публикация «Ложь у детей» размещена в разделах
Маленький ребёнок ещё не в состоянии различить фантазии и реальность. Для него одинаково реальны сновидения, события и персонажи, которые он создал в своём воображении и события, произошедшие с ним в действительности.
Когда ребенок начинает говорить неправду, это не значит, что вранье стало его привычкой на всю жизнь. Это говорит только о том, что ребенок переживает трудный период развития и что у него возникают какие-то проблемы. Многие думают, что гнев и физические наказания быстро "вылечат" от лжи. Но это не так. Попытки справиться с враньем с помощью запретов и угроз практически никогда не дают результатов. Надо постараться понять, почему малыш лжет. А причин может быть много. Да и ложь бывает разной.
В возрасте до 3-х лет, ребенок еще не научился различать ложь, хитрость и шутку. Зачастую дети в этом возрасте не лгут, а фантазируют, потому что их мир реальности и мир сказок еще очень связаны. И они действительно могут верить в существование сказочных фей, которые проказничают за них. Иногда мы сами подталкиваем детей к вранью. Отругали кроху за то, что он испачкался, в следующий раз, чтобы избежать неприятностей, малыш придумает историю о том, как "он совсем не виноват". Поэтому все-таки нашей первой реакцией на ложь должна быть спокойная попытка разобраться в том, что произошло.
Дети старшего дошкольного возраста тоже очень любят фантазировать, что-то придумывать. Многих родителей беспокоит, не вырастет ли их фантазёр большим лгуном. Следует различать фантазирование и ложь.
Фантазирование, в отличие от лжи не связано с приобретением каких-то реальных выгод или желанием избежать наказания.
Фантазия — источник творчества. Она помогает ребёнку придумывать сказки, стихи, новые игры, создавать рисунки и поделки из разных материалов. Фантазия — один из способов познания окружающего мира. Малыш представляет себе то, чего он сам не видел, но о чём слышал от окружающих. Он с помощью фантазии, пусть и не всегда верно, объясняет для себя различные явления действительности.
Значение фантазии в жизни ребёнка очень велико. В стремлении что-то сочинять, придумывать проявляется способность ребёнка к творчеству. Воображение, фантазия необходимы и взрослым. Не будь фантазии, не были бы созданы великие произведения мировой литературы, музыки, живописи. Мы не смогли бы любоваться красивыми зданиями, цветниками, не носили бы необычных украшений.
Отличие лжи от фантазии хорошо показал Н. Носов в рассказе «Фантазёры».
В этом рассказе двое мальчишек хвастаются друг перед другом. И море - океан они запросто переплыли, и летать раньше умели, жаль только, теперь разучились. Один даже на Луну летал. А другому, когда он переплывал океан, акула откусила голову, так он выплыл на берег и домой пошел. Без головы. А что? Разве без головы ходить нельзя? А потом у него новая голова выросла…
Главные причины лжи у детей этого возраста те же, что и у взрослых: страх и желание извлечь для себя какую-то выгоду.
Чаще всего дети лгут, потому, что боятся наказания, боятся огорчить близких, не оправдать их ожиданий, а значит, потерять любовь. Чтобы этого не случилось, они скрывают свои проступки или сваливают вину на кого-то другого («Это киска свалила вазу», «Это Бармалей приходил и сломал паровозик», «Это Колька съел конфеты», или утверждают, что сделали то, чего от них требовали, хотя, по тем или иным причинам, не делали этого («Я умылся», «Я поздоровался»).
Сознательное использование лжи и умалчивания появляются, когда ребенок боится наказания за проступки и за испытываемые чувства. Он видит, что откровенность и честность не всегда являются тем желаемым поведением, которое проповедуется взрослыми. Вначале утаивание вызывается боязнью наказания, затем вырабатываются особые механизмы управления высказыванием - умение не проговариваться, способность хитрить. Постепенно у часто лгущего ребенка появляется положительное отношение ко лжи и обману, которые расцениваются им как проявление ума и ловкости. Свою ложь он начинает считать «военной» хитростью, а, по сути - ложь из средства сокрытия превращается в средство добывания желаемых благ.
Детская ложь зачастую появляется в тех случаях, когда ребенку взрослые предъявляют требования, которые не соответствуют его возрастным особенностям, то есть непосильные требования. Либо, наоборот, на ребёнка налагают слишком много запретов.
Ложь ребёнка-дошкольника обычно легко распознать, так как в этом возрасте дети ещё не умеют притворяться и их обман бывает буквально «написан на лице».
Распознать, когда ребенок врет, можно по трем характеристикам: жестам, выражению лица (мимике) и особенностям речи. Жесты и мимика — это язык, который очень точно говорит нам о желаниях и намерениях.
Например:
- Нервозность, ребенок совершает лишние движения, суетится без причины.
- Особенности взгляда: ускользающий взор, не смотрит в глаза.
- Очень пристальный, немигающий взгляд, изучающий вашу реакцию на его слова.
- Прикрывание рта рукой, как будто ребенок не хочет, чтобы лживые слова вылетели из его рта.
- Неточность, путаность речи.
- Многословие, отсутствие четких формулировок; говорит много и ни о чем, не отвечает на вопрос конкретно, т. е. не следует правилу: «У правды один ответ: либо да, либо нет».
- Многократное повторение одной и той же мысли.
- Излишняя эмоциональность, ребенок может в ответ кричать, нервничать.
И в заключение стоит напомнить главное правило для взрослых: прежде, чем ругать и наказывать ребенка за обман, взрослым стоит задуматься, что послужило его истинной причиной, и постараться «вылечить болезнь, а не её симптомы».
Там, где есть доверие, нет места лжи.