Елена Швецова
Проект «Сказка — ложь, да в ней намек!»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы проекта Швецова Е. А, Зуева Л. А, воспитатели первой квалификационной категории МБДОУ детский сад №41
Обоснование актуальности и социальной значимости проекта.
Наблюдая за детьми нашей группы в течение дня, заметили, что дети не умеют контактировать друг с другом, возникают проблемы в общении, действуют разобщено. Поэтому решили обратить особое внимание на воспитание нравственных качеств личности. Исходя из собственного многолетнего опыта, считаю, что, это возможно посредством драматизации русских народных сказок. Актуальность использования игры – драматизации русских народных сказок в воспитании нравственных личностных качеств состоит в том, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально-нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность. В игре-драматизации ребенок берет на себя роль, входит в образ героя художественного произведения. Сюжет сказки может восприниматься как своеобразная метафора реальных человеческих отношений и находить для себя бесконечные аналогии в самой жизни. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Работая со сказкой, педагог оказывает на ребенка определенное воздействие. Сказка с помощью своих волшебных образов, которые наиболее интересны и понятны детям дошкольного возраста, помогают сформировать определенную карту мира, подготовить ребенка к будущей самостоятельной жизни. Ставя своих героев в определенные отношения, при которых силы добра обычно побеждают силы зла, сказка тем самым вырабатывает у детей определенные отношения к реальной действительности, формирует у них нравственные качества
Публикация «Проект „Сказка — ложь, да в ней намек!“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Цель проекта. Воспитание нравственных качеств личности через игру – драматизацию русских народных сказок».
Задачи.
Образовательные:
.
• Приобщать детей к истокам народной культуры через художественную литературу.
• Способствовать развитию умения детей понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения.
Развивающие:
• Развивать психические процессы : воображение, фантазию, произвольное внимание, наблюдательность, память, восприятие, самостоятельность мышления, интеллектуальные качества личности детей, инициативность и выдержку, умение согласовывать свои действия с партнёрами.
• Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей.
• Развивать чувство ответственности и коллективизма.
• Развивать творческие способности в драматизации, инсценировках сказок.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к театру, театрализованным играм, стремление проявить свою индивидуальность через различные виды деятельности.
• Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Условия реализации проекта.
Создание интереса у детей, разработка конспектов занятий, бесед по теме, инсценировки русских сказок.
Эффективное взаимодействие с родителями и педагогами.
Сроки реализации проекта: 1 месяц.
Участники проекта: дети старшей группы; воспитатели группы; родители.
Образовательные области по ФГОС ДО:
• Речевое развитие
• Познавательное развитие
• Художественно-эстетическое развитие
• Социально-коммуникативное развитие
Краткая аннотация содержания проекта.
Проект состоит из трёх этапов.
Подготовительный этап заключается в создании условий для воспитания нравственных качеств личности через игру – драматизацию русских народных сказок, основной этап включает описание совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. На заключительном этапе предусматривается демонстрация достижения детей через участие в КВН «Сказка – ложь, да в ней намек!» ,показ открытого занятия.
Материально-техническая база и предполагаемая стоимость проекта.
• Компьютер, DVD проигрыватель, музыкальный центр и т. д. ;
• наглядно-методические пособия;
• методическая литература.
Проект не требует финансовых вложений.
Реализация плана действий проекта.
Подготовительный этап (мотивационный)
1 неделя.
Содержание работы с детьми
1. Постановка проблемной ситуации. «Если бы не было сказок?».
2. Выставка книг «Сказка к нам приходит».
3. Прослушивание аудиодиска «Русские народные сказки».
5. Беседа «Всегда ли добро побеждает зло».
6. Чтение русской народной сказки по выбору детей.
Содержание работы с родителями
Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании вашего ребенка».
Оформление папки-передвижки «Волшебная сила сказки».
Основной этап (деятельностный).
2 неделя
1. Экскурсия в библиотеку.
2. Дидактическая игра «Что за - чем» .
3. Инсценировка сюжета «Встреча Аленушки с печкой, яблонькой и речкой» с использованием пальчикового театра.
5. Организация выставки «Злой и добрый герой сказки».
6. Рассказывание сказок по цепочке.
Содержание работы с родителями
Домашнее задание: подбор иллюстраций к сказкам, конструирование сказок из бумаги, природного материала.
3 неделя
1. Дидактическая игра «Назови добрых героев сказок».
2 Дидактическая игра «Отгадай сказку».
3. Фантазирование по теме «Добрые сказки».
4. Составление книжки-раскладушки «Как избежать неприятностей в сказке «Волк и семеро козлят».
5. Изготовление коллективных поделок, рисунков по сказкам.
6. Разыгрывание этюдов по русским народным сказкам.
7. Оформление выставки детских работ «По дорогам сказок».
Содержание работы с родителями
Домашнее задание: подбор иллюстраций к сказкам, конструирование сказок из бумаги, природного материала.
Заключительный этап(творческий).
4 неделя
1. НОД «Путешествие в сказочную страну»
2. КВН «Сказка – ложь, да в ней намек!» (с разыгрыванием сюжетов сказок).
Содержание работы с родителями
Индивидуальные консультации на тему:
«Организация семейного театра».
Результат:
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах, некоторые дети по слогам самостоятельно читают небольшие по объему сказки В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Родители поддержали воспитателя, проявили инициативу и творчество в изготовлении костюмов, масок для игр-драматизаций; приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении. Воспитатели группы получи положительные отзывы об организованной в ДОУ литературной викторине КВН «Сказка для доброго дня закваска» от родителей, воспитателей из других групп и сотрудников нашего детского сада.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а так же способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Сказка – ложь, да в ней намек!»».
Перспективы дальнейшего использования:
Макет данного проекта можно реализовывать по любому литературному произведению, выбранному детьми.
Список литературы.
1. 1. Артемова Л. В. Театральные игры дошкольников / М. 1991.
2. Барсукова Л. Поговорим об играх-драматизациях / Дошкольное воспитание, № 11 1982.
3. Доронова Т. Н. Играем в театр. / М., 2004.
4. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. М. 1996.
5. Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4–6 лет. / М., 2005.
6. Лапутина О. развитие творчества в игре-драматизации / Дошкольное воспитание 1982 № 11.
7. Махнева М. Театрализованная деятельность дошкольников / Дошкольное воспитание 1999 № 4,11.
8. Нравственное воспитание в детском саду / под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. М. 1984.
9. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду / М. 2003.
10. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду / М. 2006.
Интернет - ресурсы Интернет – сайт «Дошколенок» - http://dohcolonoc.ru/
Интернет – сайт «Фестиваль педагогических идей – 1 сентября» - http://festival.1september.ru/
Интернет – сайт «Социальная сеть работников образования – наша сеть» - http://nsportal.ru/