Светлана Ивановна
Проект «Сказка ложь, да в ней намек…»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка ложь, да в ней намек…
Актуальность
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, западной культуры у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с дошкольного возраста необходимо показывать нравственную суть каждого поступка.
Публикация «Проект „Сказка ложь, да в ней намек…“» размещена в разделах
Для решения данной проблемы я решила начать работу по приобщению к духовно –нравственным ценностям через ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Именно со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Образы героев русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки детей.
Цель: создание условий для духовно- нравственного развития ребенка через русскую народную сказку
Объект: нравственные качества детей 3-4 лет: справедливость, доброта, дружба, отзывчивость.
Предмет: Русская народная сказка как средство формирования нравственных качеств детей (справедливость, доброта, дружба, отзывчивость).
Цель, предмет и объект исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Изучить и проанализировать научную, педагогическую литературу, ресурсы Интернет по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников;
2. Создать необходимые условия для ознакомления детей с русскими народными сказками;
3. Помочь усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;
4. Показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;
5. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
6. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других;
7. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта.
Участники проекта : дети 3-4 лет, воспитатель, родители воспитанников.
Тип проекта : Групповой, долгосрочный
Сроки проведения: сентябрь 2015 года – апрель 2016 года
Этапы реализации проекта :
Подготовительный:
— формулировка цели и задач проекта;
—разработка плана реализации проекта «Сказка – ложь, да в ней намек…»;
— анкетирование родителей;
— создание условий, необходимых для реализации проекта.
Основной:
—чтение русских народных сказок в группе и дома;
— просмотр мультфильмов по сказкам;
— чтение стихов, потешек про героев сказок;
—инсценирование русских народных сказок с использованием различных видов театров;
— дидактические игры: «Угадай сказку», «Из какой сказки герой», «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку»;
— рассматривание альбома: «Сказки — загадки»;
— загадывание загадок по сказкам;
— рассматривание иллюстраций в книгах «Русские народные сказки», «Потешки»;
— подвижные игры;
—проведение различных видов гимнастик, вечеров досуга по сюжетам сказок;
— раскрашивание персонажей сказок, иллюстраций к сказкам;
— выполнение совместной аппликации по сказке «Колобок»;
— изготовление поделок родителями «Мой любимый сказочный герой»;
— выполнение совместной лепки по сказке «Репка»;
— рассказывание сказок с помощью схем;
— строительство теремка, его заселение «жителями»;
— настольно-печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).
— выставка книг по русским народным сказкам;
Заключительный:
— выставка поделок «Мой любимый герой»;
— альбомы сказок, сочиненных детьми вместе с родителями;
— изготовление альбомов, дидактических игр, театров;
—создание в музее «Русская изба» уголка по русской народной сказке;
—картотеки различных видов гимнастик.
Ожидаемые результаты
У детей сформирован устойчивый интерес к сказкам, первичные представления о нравственных качествах: добре, справедливости, трудолюбии и др., способность детей сопереживать героям сказки, понимать последствия поступков, умение давать оценку поступкам не только героев сказки, но и своим поступкам. Осознанная позиция родителей в приобщении детей к русской народной сказке.