Наталья Жукова
Логосказки в коррекционной работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
«Через сказку — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка— это ключик, с помощью которого можно открыть истоки, и они забьют животворными ключами» Сухомлинский В. А.
Хорошая и грамотная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем больше его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая различные нарушения.
Публикация «Логосказки в коррекционной работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, развитие речи, вера в позитивное разрешение проблем.
Возможности использования сказок в коррекционной работе уникальны, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.
Виды логопедических сказок:
1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику);
2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки)
3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки);
4. Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий);
5. Сказки, способствующие формированию связной речи;
6. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).
1. Артикуляционные сказки
«Язычок - музыкант»
Недавно Язычок побывал на концерте. Музыканты играли на разных инструментах, и Язычку тоже захотелось поиграть.
1. Язычок играет на барабане – кончиком языка стучим по нёбу за верхними зубами: ды-ды-ды.
2. Язычок играет на гармошке – улыбаемся, приоткрыв рот, «присасываем» язык к нёбу, и, не изменяя его положения, то закрываем, то открываем рот, растягивая подъязычную уздечку, - меха, удерживаем язык в каждом положении под счёт от 3 до 9.
3. Язычок бренчит на балалайке – приоткрываем рот, кладем язык на верхнюю губу и производим движения его широким передним краем по верхней губе вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом, ускоряя темп и добавляя голос, пока не послышится: «бл-бл-бл».
4. Дудочка Язычка играет – губы вытянуть вперёд дудочкой, рот не открывать; по сигналу «Дудочка молчит!» - губы принимают нормальное положение (чередовать 5-6 раз).
- Вспомните, на каких музыкальных инструментах научился играть Язычок?
А на каких музыкальных инструментах умеете играть вы?
2. Пальчиковая сказка
«Кот, петух и лиса»
Жили котик с петушком у лесной опушки.
Но однажды лисонька подкралась к избушке. («Колечки»)
Утащила петушка за высоки горы,
Утащила петушка в свою лисью нору. («Кулачки», «Лучики»)
Смелый котик в лес пошел и нору Лисы нашел. («Колечки», «Здравствуй»)
Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. («Гребешок»)
Живут котик с Петушком у лесной опушки («Колечки»)
И теперь уже Лиса не ходит к их избушке. («Маятник»)
3. Фонетические сказки
Сказка «Прожорливые гусенички»
Под землёй в норках жили две гусенички. Одну звали Зоя, а другую – Соня. Эти гусенички были такие обжоры. Вылезут из своих норок на поверхность земли и начинают проглатывать всё, что видят вокруг себя. Только Зоя питается всем тем, где в названиях есть звук З, а Соня – если в названиях есть звук С.
4. Лексико – грамматические сказки
«Хвастливый кот»
В одной деревне жил да был хвастливый кот Васька. Выйдет он с утра на крыльцо и на весь двор кричит: «Я не кот, а котище, у меня не лапы, а лапищи, и не хвост, а хвостище, не усы, а усищи, не зубы, а зубищи!» И так он всем надоел, что как только он выходил, все прятались: куры - в курятнике, свиньи – в свинарнике, коровы – в коровнике, лошади – в конюшне, кролики – в крольчатнике.
Понял кот Васька, что его здесь никто слышать и видеть не хочет. И решил он тогда выйти со двора на улицу и там похвастаться. Но как только Васька вышел за ворота, тут же его увидели собаки, залаяли и погнали прочь из деревни. Видно так они его напугали, что больше хвастливого кота никто не видел.
Вопросы к тексту:
- Где жил хвастливый кот?
- Как его звали?
- Как хвастался кот?
- Где прятались куры?
- Где прятались свиньи?
- Где прятались коровы?
- Где прятались лошади?
- Где прятались кролики?
- Кто напугал хвастливого кота?
5. Сказки, способствующие формированию связной речи
Сказка «Как Снеговик друзей искал»
Наступила зима. Много снега выпало. Выбежали дети во двор. И решили снеговика слепить. Скатали из снега комки, поставили комок на комок. Воткнули вместо глаз угольки, вместо носа морковку, вместо рта – ягодки рябины. К тому времени наступил вечер и дети убежали домой. Остался снеговик один стоять. Скучно ему стало и пошёл он в лесок друзей искать… (Дети придумывают продолжение сказки).
6. Сказки по обучению грамоте
«Сказка о букве А»
Жила была на свете буква. У нее были две прямые и длинные ноги. Буква любила ходить по дорожкам. Толька одна была беда у этой буквы: ее длинные ноги все время раздвигались и расползались в разные стороны. Она все время падала и плакала: «А-А-А!». Буква не знала, что делать. Думала она, думала и придумала. Взяла и завязала поясок, и тут же ноги перестали разъезжаться. «А-А-А!» обрадовалась буква. С тех пор ее так и стали называть: буква А.