Коротнева Марина
Патогенные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Письменная консультация для родителей
Патогенные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей.
Все родители, чей ребёнок нуждается в помощи логопеда, задаются вопро-сом. Чем же вызвано нарушение развития речи у их ребенка? В каждом слу-чае причины могут быть разными, поэтому остановимся на самых часто встречающихся предпосылках речевых нарушений.
Публикация «Патогенные факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей» размещена в разделах
Начнем с самого начала. Ребенок ещё не родился и даже ещё не «запро-граммирован», а разного рода неблагоприятные факторы уже могут полным ходам работать на его речевую и иную патологию. Это объясняется тем, что на состояние здоровья и речи будущего ребенка большое влияние могут оказывать неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей.
Наследственность (так называемые внутренние причины). По наследству могут передаваться:
особенности нервно-психического склада родителей;
особенности строения периферического и центрального отделов ре-чевого аппарата (например, особенности строения артикуляторных ор-ганов, вплоть до наличия нёбных расщелин, своеобразное развитие некоторых структур головного мозга, имеющих отношение к осуществ-лению речевой функции).
Неправильный образ жизни будущих родителей:
вредные профессиональные условия;
наркомания;
алкоголизм и курение;
искусственное прерывание предшествующих беременностей.
Но вот родители ожидают ребенка.
Но нормальный ход внутриутробного развития плода, а значит, и нормаль-ное формирование центрального и периферического отделов речевого ап-парата, могут нарушаться вследствие воздействия следующих неблагоприят-ных факторов :
1
токсикозы первой или второй половины беременности;
острые и хронические заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, почечная и сердечная недостаточность, эндокринные расстройства и т. п.);
резус-конфликт;
падение и ушибы;
вредные профессиональные условия (наличие радиационного излуче-ния, работа с химическими активными веществами, также недопусти-мы тяжелые физические нагрузки и работа в ночную смену);
курение матери во время беременности и употребление ею алкоголь-ных напитков;
стрессовые ситуации;
Любые нарушения внутриутробного развития плода как бы заранее про-граммируют и осложненное протекание родов. Самые часто встречающи-еся осложнения:
длительный безводный период;
отсутствие или слабая выраженность схваток, потребовавшая сти-муляции родовой деятельности;
быстрые и стремительные или, наоборот, затяжные роды;
применение ручных приемов;
родовспоможение;
тугое обвитие пуповиной;
большая или слишком малая масса тела;
ягодичное предлежание.
Все перечисленные отклонения во время родов приводят к тому, что в мо-мент прохождения родовых путей у ребенка часто возникает грубая ком-прессия черепа, головка в швах складывается, смещаются шейные позвонки, от чего страдает бассейн позвоночных артерий, снабжающий кровью в том числе прочих, отделы мозга, ответственные за речь. Вследствие чего приво-дит к органическим повреждениям речевых отделов головного мозга.
Во многих случаях органические изменения в структуре головного мозга мо-гут быть настолько незначительными, что их просто не удается обнаружить современными методами исследования. Поэтому неслучайно в последние
2
десятилетие так много говориться о минимальной мозговой дисфункции с характерными для нее микро органическими поражениями мозгового веще-ства.
Мы часто сталкиваемся с тем, что микроповреждения нервной системы у но-ворожденного не фиксируют ни в роддоме, ни педиатр в участковой поли-клинике. Что же должно насторожить родителей в поведении младенца?
вялый сосательный рефлекс или его отсутствие;
крик и плач по ночам без видимых причин;
повышенный или пониженный тонус отдельных групп мышц;
различные гиперкинезы (дрожание подбородка, ручек при смене по-ложения);
необычная поза при лежании на спине;
подтекание молока по уголку губ;
поперхивание;
капельки пота над верхней губой при сосании;
постоянно приоткрытый рот;
короткая шея или кривошея.
Каждый из этих признаков не благополучия должен вызвать у родителей крайнюю обеспокоенность и понимание, необходимости углубленного ис-следования состояния нервной системы ребенка с целью дальнейшего лече-ния, которое поможет избежать или максимально сгладить отклонения в развитии ребенка в дальнейшем.
Ребенок растет, развивается. Но в период раннего развития ребенка на фор-мирование его речи неблагоприятно могут сказаться следующие обстоятель-ства:
травмы головы, сотрясения, ушибы головного мозга;
воспалительные заболевания головного мозга (менингит, менингоэн-цефалит);
не долеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению или даже полной утрате слуха;
приобретенные до сформирования речи аномалии челюстей или зу-бов, как результат травм, постоянного сосания ребенком пальца;
дефекты речи у окружающих ребенка людей.
3
В ранний период жизни (до трех лет) наибольшая роль в возникновении ре-чевых нарушений отводится нейроинфекциям и травмам головного и спин-ного мозга (особенно его шейного отдела).
Есть еще категория причин, так называемые социальные причины:
неблагоприятная речевая среда (нарушение речи у родителей и близ-ких родственников, речь быстрая, неряшливая);
неправильное развитие речи в семье (недостаточное общение взрос-лых с ребенком, ребенок испытывает дефицит общения, у ребенка не-хватает «материала» из чего строить свою речь и ребенок выражается доступными ему формами);
перегрузка речью (дается информация не по возрасту, высшие психи-ческие функции дают сбой;
изучение двух и более языков;
невнимание взрослых к речи ребенка (взрослые не обращают внима-ние на неправильное произношение звуков, родители не могут дослу-шать ребенка и ребенок начинает говорить быстро, запинается, речь становится неряшливая);
неправильное воспитание в семье (ребенок находится в постоянном напряжении, что приводит к срыву нервной деятельности).
Родителям необходимо учитывать. Что разные причины могут приве-сти к одному и тому же нарушению. И одна и та же причина может привести к разным нарушениям.
Таким образом, вопрос о причинах речевой патологии достаточно сложен и требует одновременного учета многих факторов в их взаимо-действии, что необходимо принимать во внимание родителям.
Учитель – логопед
Коротнева М. А.
4