Кристина Юркевич
Консультация «Логоритмика как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Они развиваются из задатков человека, природных предрасположенностей, которые находятся в скрытом, потенциальном виде до тех пор, пока он не начнет заниматься какой-либо конкретной деятельностью.
Специальные способности - это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов.
Публикация «Консультация „Логоритмика как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Становление специальных способностей, по мнению Немова Р. С., активно начинается уже в дошкольном детстве. Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать, и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей.
Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыкально-ритмической деятельности. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух, музыкальная память ребенка, чувство метроритма, воображение.
В связи с этим приоритетной задачей в ДОУ является воспитание и развитие музыкальных способностей, в совместной практической деятельности педагога и детей на музыкальных, хореографических, театральных занятиях.
Как показывает практика, вначале становления творческого пути дети ещё не знают, как воспринимать музыку, как согласовывать с ней свои движения. Движения детей резки, быстры, порывисты и в то же время ещё плохо координированы.
В своей работе, для решения данных задач, применяю логоритмические упражнения, которые помогают детям развить музыкальность в первую очередь, а также учат понимать ритмические движения, которые они танцуют.
Логоритмика – это система движений в сочетании с музыкой и словом. Понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения.
Танцевальные движения в сочетании с простыми стихотворениями очень хорошо помогают ребенку почувствовать метроритм музыкального произведения, сильную долю, тишину (паузы) и окончание танцевального этюда. В результате таких занятий, дети прекрасно начинают слышать музыку, понимать ее и «пропевать» танцевальные движения, тем самым способствуя развитию пластики, гибкости, танцевальности и создания гармонии в творческом процессе. В результате вырабатывается четко координированные движения во взаимосвязи с речью и с музыкой.
Важной задачей является подбор музыкального сопровождения для занятий. Она должна быть ритмичной, жизнерадостной, побуждать к движениям. Для создания таких танцевальных логоритмических заданий можно использовать хорошо известные и любимые детские стихи Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Агнии Барто, также активно использовать методику Е. Железновой «Веселая логоритмика», «Музыка с мамой», в программе «Ладушки» И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой уделено отдельное внимание логоритмическим упражнениям.
Занимаясь логоритмикой, дети начинают использовать динамические оттенки в музыкальной ритмике, ощущая смысловые движения в стихотворении и в процессе занятий начинают сами импровизировать, добавляя новые, интересные движения. Задача педагога-хореографа, особенно на таких занятиях, чтобы каждое движение обязательно было «в образе» - чтобы дети могли представить его перед глазами и делать, не задумываясь над «правильным» названием (которое, как правило, ребенку не очень и не всегда понятно).
Также в логоритмике можно использовать различные предметы – мячи, ленты, флажки, палочки, самодельные музыкальные инструменты и разнообразные звучащие игрушки. Выполнение упражнений с предметами требует от детей еще большей концентрации внимания, что благоприятно сказывается на результате работы. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель может использовать и на других занятиях.
Логоритмические занятия сегодня могут заинтересовать многих, так как включают в себя здоровьесберегающие технологии, которые не только благотворно влияют на весь организм ребенка, а так же решает множество важных задач:
• выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью и с музыкой;
• совершенствование общей и мелкой моторики;
• развитие слухового внимания и зрительной памяти, расширение лексического запаса;
• развитие мелодико-интонационных навыков, творческой фантазии и воображения.
В нашем саду логоритмика являются частью целостной системы мер по укреплению и приобщению детей к здоровому образу жизни. Данная программа включает в себя:
• выполнение гимнастики в кровати для пробуждения после дневного сна;
• логоритмическая гимнастика в музыкальном зале;
• водные процедуры по методике Сперанского Г. Н.
Подводя итог, логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Также формирует способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, то есть умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности.