наталья цыбуляк
Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность программы определяется тем,что в последнии годы детей с нарушением речи поступает все больше. Только совместные усилия воспитателей, специалистов и родителей могут оказать благотворное влияние на процесс коррекции речи. Логоритмика -это связанные в единое целое слово, движение и музыку, включает в себя такие формы работы, которые способствуют речевому развитию, коррекции дефектов речи и сопутствующих ей других дефектов: недоразвитие ряда психомоторных функций, общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координация движений пальцев рук, проблемы с ориентацией в пространстве, дефекты произвольного слухового внимания, эмоциональная неустойчивость. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки : темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировки в пространстве; расширять словарь детей; отрабатывать грамматические темы; упражняться в автоматизации звуков; развивать фонематическое восприятие. Главный принцип работ на логоритмике – активизация одновременно всех видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной. Неотъемлемой целью логоритмики является воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также - представлений об эстетической красоте родной речи.
Публикация «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Логоритмика – это система занятий и упражнений, направленная на преодоление нарушений речи и сопутствующих им неречевых проявлений у детей с речевой патологией путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Объектом логоритмики является структура речевого дефекта, неречевые функции и речевые нарушения у детей с общим недоразвитием речи. Предметом – разнообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкальным сопровождением и речевым материалом. Цель – преодоление нарушений речи путем развития и коррекции речевых и неречевых психических функций и, как следствие, адаптация ребёнка с ОВЗ к условиям окружающей его среды.
Основной принцип построения всех перечисленных видов логоритмической работы – тесная связь движения с музыкой, с последующим обязательным включением речевого материала.
Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные познавательные, воспитательные и коррекционные.
В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста, которую мы разработали и используем на практике в нашей дошкольной образовательной организации, можно выделить два направления:
1) Развитие, воспитание, предупреждение и коррекция неречевых процессов : слухового внимания и слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, общее оздоровление и укрепление организма, зрительной ориентировки, координации движений, чувства темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание личности.
2) Развитие речи и коррекция речевых нарушений : воспитание темпа и ритма дыхания и речи, орального праксиса, просодии, фонематического слуха и т. п., речевых нарушений, в зависимости от этиологии, механизмов, симптоматики и методики устранения.
Логоритмические занятия в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности проводятся совместно с музыкальным руководителем, воспитателем под контролем учителя-логопеда в профилактических и коррекционно-развивающих целях. Учитель- логопед является ведущим и полностью руководит ходом занятия. Музыкальный руководитель подбирает и реализует музыкальное сопровождение. Воспитатель проводит индивидуальную работу следуя рекомендациям учителя-логопеда.
Развитие ритмических чувств, координации, речи, равновесия, а также стабилизация эмоционального фона, появление чувства радости и удовольствия вот что дает уникальное сочетание физических упражнений, музыки, проговаривание стихов в ритме движений или пение в такт любимой мелодии. Это способствует воспитанию познавательной, волевой сфер личности, гармоничному физическому и художественному развитию детей, памяти, выразительности движений, формирует музыкально-ритмическое чувство.
Свою работу мы делим на три этапа. Продолжительность этапа зависит от сформированности у детей двигательных и речеслуховых умений и навыков, отрабатываемых на данных занятиях.
Этап формирования семантических структур слов и их фонем. Этот этап является подготовительным. Задачи первого этапа:
- Создание условий для установления контакта с детьми, проявление ими интереса, активности, повторение движений, попытки воспроизвести песню, танец. Это может быть достигнуто только в игре при игровом сюжете занятия.
- Развитие общей и тонкой моторики, мимики; дыхания, координации движений, пространственной организации движения, речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков.
- Развитие слухового восприятия, умения вслушиваться в обращенную речь и давать соответствующие двигательные или звуковые реакции.
- Развитие подражательности.
- Развитие сенсорных, интеллектуальных, ориентировочных действий, основных сторон внимания.
- Развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха, певческого диапазона голоса, чувства ритма, театрально-игровой деятельности.
На занятиях подготовительного этапа с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы совместно с музыкальным руководителем и инструктором по ФК формируем и корректируем неречевые процессы. Особое внимание мы уделяем основным движениям, общеразвивающим и двигательным комплексам в подвижных играх с построением и перестроением, театрально-игровой деятельности. Приоритет отдается развитию сенсорных функций, слухового восприятия, формированию артикуляционный базы звуков, просодической стороне речи у детей, восприятию разнообразных движений (простых и сложных, поз, умения их различать.
Рекомендации, разработанные в ходе совместной работы, учитываются при планировании образовательной деятельности музыкальным руководителем, инструктором по ФК и воспитателями.
Одним из направлений нашей работы является формирование у детей понятийных значений слов-действий, обеспечение достаточного глагольного словарного запаса. Закрепить точное значение слов – действий и запомнить их помогают различные имитационные, образные движения, к которым дети всегда проявляют большой интерес.
Дети с удовольствием по представлениям без наглядной опоры или с ней (картинки, символы, с помощью имитационных, образных, пантомимических действий отражают трудовые процессы, движения живых объектов, их состояние, природные явления. Дети овладевают различными способами словообразования и словоизменения.
Практика показывает, что регулярное включение элементов логоритмики и ритмопластики в процесс музыкального воспитания дошкольников способствует развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.
В результате этого у детей:
• нормализуются психические процессы и свойства;
• быстрее формируются двигательные навыки;
• чище и грамотнее станет речь;
• эффективнее будут развиваться музыкальные и творческие способности.
Сравнивая результаты диагностики детей за последние несколько лет, можно сделать вывод, что уровень произносительной стороны речи у детей падает с каждым годом. Поэтому введение логоритмических занятий в систему профилактических мер по преодолению нарушений речи следует начинать как можно раньше.
Таким образом, эффективность логоритмического воздействия на развитие детей дошкольного возраста настолько велика, что необходимо вводить ее в практику всех детских садов не только как средство коррекции, но, прежде всего, как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников.