Ксения Медникова
Логопедический пункт как вариативная форма организации дошкольного образования для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время наблюдается увеличение числа детей с речевыми нарушениями и всем этим деткам нужна логопедическая помощь. А получить они ее могут в обычных детских садах. Современная система дошкольного образования развивается и совершенствуется. Важными направлениями деятельности дошкольного образования в настоящее время является – работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для решения данных вопросов создаются новые формы дошкольного образования, одна из которых – логопедический пункт.
Публикация «Логопедический пункт как вариативная форма организации дошкольного образования для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад "Планета детства" не был исключением и осуществил работу логопункта с момента открытия детского сада. Основными нормативно правовыми документами работы логопункта являются :-закон об образовании РФ
Целью коррекционной работы в условиях логопункта является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений, препятствующих усвоению программного материала детьми, посещающими логопункт, повышение их речевой грамотности и активности. Основные задачи: выявление, преодоление и своевременное предупреждение различных нарушений речи у детей - дошкольников; профилактическая работа и пропаганда логопедических знаний среди работников детского сада и родителей детей, посещающих детский сад.
На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических групп) речевыми нарушениями. нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФНР
фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФФНР
Основными формами организации коррекционно-воспитательной работы логопедического пункта являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Продолжительность индивидуальных логопедических занятий составляет 15 минут, подгрупповых 20-25 минут.
В нашей практической деятельности сложилась определённая система работы. Разработаны методические рекомендации по устранению фонематического недоразвития и лексико-грамматического нарушения, имеется достаточное количество практического материала по работе над связной речью, обогащению словарного запаса,частично используются иформационно-компьютерные технологии в этом направлении, в основном, при проведении индивидуальной работы.
Но всё же своей основной целью в логопедической работе по устранению недостатков речи у дошкольников считаем : оказание практической помощи, направленной на преодоление нарушений устной речи у детей дошкольного возраста с различными логопедическими заключениями, и охрана, укрепление физического и психического здоровья детей, их гармоничное развитие.
Успешность коррекционно-развивающей деятельности на логопункте в новых условиях ФГОС обеспечивается реализацией следующих принципов:
1. Единство диагностики и коррекции. Согласно этому принципу на логопункте проводится обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определяются цели и задачи индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связной речи ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний.
2. Деятельностный принцип коррекции. На логопедических занятиях дети в интересной форме закрепляют лексико-грамматические категории, развивают связную речь, упражняются в правильном звукопроизношении. Дети получают хороший опыт общения друг с другом и со взрослыми. Умело подобранная развивающая среда, также способствует реализации этого принципа. В нашем логопедическом кабинете большое разнообразие дидактических игр и пособий для развития дыхания, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации.
3. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. В работе используются различные упражнения и задания, способствующие развитию памяти, внимания, логического мышления. Все дидактические игры и пособия очень нравятся детям, они с большим интересом ждут новых занятий, т. к. на логопедических занятиях ребёнок получает возможность самореализовываться в учебной деятельности.
4. Комплексность методов воздействия.
Этот принцип позволяет использовать в обучении и воспитании детей всё многообразие методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции наибольшее распространение и признание и более новые но не менее эффективные. Мы применяем такие методы игровой коррекции, как пальчиковая гимнастика,артикуляционнаягимнастика,сказкотерапия, биоэнергопластика,пескотнрапия,развивающяя методика Фребеля, Су Джок терапия,использование коврографа,.
5. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
С этой целью выпускаются буклеты, проводится мастер классы,консультирование родителей и педагогов ДОУ по вопросам состояния речевых навыков детей, содержания логопедической работы, её результативности, закрепления результатов в домашних условиях.
Эти принципы дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка недостатки речевого развития. Это показывает эффективность и практическую значимость нашей работы.