Папки-передвижки

Организация деятельности воспитателя по самообразованию и самовоспитанию

Кондратова Татьяна
Организация деятельности воспитателя по самообразованию и самовоспитанию

Самообразование и самовоспитание-как основа успешности педагога и учащихся

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Однако, мы не можем переложить свои знания, идеи и чувства из своей головы в чью бы то ни было чужую голову и сердце. Мы можем только пытаться возбуждать их в другом уме соответствующими впечатлениями, вызывать другого на такую собственную деятельность, в результате которой родились бы известные мысли и чувства.

Публикация «Организация деятельности воспитателя по самообразованию и самовоспитанию» размещена в разделах

Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Стремление к совершенству приводят к высоким творческим результатам

Работа по самовоспитанию начинается с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства собой, которое возникает в процессе сравнения своих результатов работы с достижениями других людей, оценки своих поступков, анализа своих психических состояний, переживаний.

Следующим шагом самовоспитания является формирование целей саморазвития. Это очень ответственный шаг в процессе самовоспитания. Ведь от выбора цели зависит эффективность работы. Для достижения цели, необходимо научиться продуктивно организовать свою деятельность, развивать познавательный интерес, коммуникативные умения, организаторские способности.

В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности, который должен соответствовать следующим показателям:

• трудолюбие;

• творческое отношение к труду;

• высокая культура поведения.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов

• Самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества);

• Самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь);

• Осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач);

• Самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

Всю жизнь Ушинский производил впечатление человека, который умел прекрасно управлять своими поступками, управлять собственной личностью.

В дневнике этого великого русского педагога читаем, например, следующие правила, которые должны были помочь ему в самовоспитании

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность в действиях.

4. Решительность.

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить времени бессознательно, делать то, что хочешь, а не то, что случится.

7. Издерживать только на необходимое или на приятное, а не по страсти издерживать.

8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках.

9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет».

Самовоспитание - целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому запрещению самому себе дурных поступков и даже помыслов.

Значительно упрощает трудовой ритм жизни, делает его более четким и емким метод разумного самопринуждения.

- вырабатывает у человека привычку, а потом и потребность выполнять неизбежное сразу, в разумные оптимальные сроки (относится это, к составлению ежемесячных отчетов, выполнению домашних работ и ко многим другим неизбежным, рутинным, часто обременительным делам).

Основные этапы процесса самовоспитания

1. Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо решил, что он будет делать (цель) и каким он хочет стать (идеал, образ самого себя в будущем).

2. Самоанализ.

3. Самооценка.

4. Разработка программы самовоспитания. Начинать, конечно, лучше с более простых целей и программ, например, всегда стремится выполнять обещания и держать свое слово и т. д.

Очень четко определил когда-то программу работы над собой Л. Н. Толстой: «Важнее всего для меня в жизни исправление трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени».

5. Разработка методов его осуществления. В системе этих методов обычно используются следующие:

а) самоубеждение;

б) самообязательства;

в) самопринуждение;

г) самоприказ;

д) самокритика;

е) мысленный перенос себя в положение другого человека;

ж) самонаказание.

6. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда хочешь и умеешь работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.

Приступая к работе по самовоспитанию, воспитатель должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности.

Технологии самовоспитания и самообразования являются сознательной работой по совершению личности педагога как профессионала. Из вышесказанного можно кратко сформулировать основные составляющие этих технологий.

Технология самовоспитания:

-самодиагностика;

-самоанализ деятельности воспитателя;

-анализ состояния по проблеме;

-осознание необходимости самовоспитания;

-определение целей и задач;

-определение основных направлений;

-изучение литературы по проблеме;

-создание программы по самовоспитанию;

-разработка критериев качественных изменений;

-выбор форм и методов самосовершенствования;

-стимулирование;

-деятельность воспитателя по выполнению воспитательно-образовательных программ;

-подведение итогов самовоспитания и самосовершенствования.

Подведя итог приведем слова А. Дистверга: «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир»

Публикации по теме:

Календарно-тематический план непосредственно-образовательной деятельности по самообразованию воспитателя для детей 2–3 лет Октябрь 1 неделя Тема: «шарики катятся по дорожке» Цель: ознакомить детей с предметами круглой формы и побуждать обводить форму по контуру.

Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природыОбразовательное взаимодействие воспитателя с детьми: организация познавательного развития через ознакомление с миром природы «Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми в рамках реализации ФГОС ДО: организация познавательного развития через ознакомление.

Отчет подменного воспитателя о работе по самообразованию «Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства». /Мария фон Эбнер-Эшенбах/ «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация деятельности воспитателя по самообразованию и самовоспитанию
Опубликовано: 16 апреля 2025 в 23:03
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация деятельности воспитателя по самообразованию и самовоспитанию» (включая файлы) размещена пользователем Кондратова Татьяна (УИ 2776893) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
15 мая 2025 четверг
Всероссийская акция с 15 мая по 15 июня!
Купить готовые конспекты: конспекты по экологии с дидактическими играми и наглядным материалом для проведения занятий.
16 мая 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных