Кондратова Татьяна
Организация деятельности воспитателя по самообразованию и самовоспитанию
Самообразование и самовоспитание-как основа успешности педагога и учащихся
Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Однако, мы не можем переложить свои знания, идеи и чувства из своей головы в чью бы то ни было чужую голову и сердце. Мы можем только пытаться возбуждать их в другом уме соответствующими впечатлениями, вызывать другого на такую собственную деятельность, в результате которой родились бы известные мысли и чувства.
Публикация «Организация деятельности воспитателя по самообразованию и самовоспитанию» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Стремление к совершенству приводят к высоким творческим результатам
Работа по самовоспитанию начинается с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства собой, которое возникает в процессе сравнения своих результатов работы с достижениями других людей, оценки своих поступков, анализа своих психических состояний, переживаний.
Следующим шагом самовоспитания является формирование целей саморазвития. Это очень ответственный шаг в процессе самовоспитания. Ведь от выбора цели зависит эффективность работы. Для достижения цели, необходимо научиться продуктивно организовать свою деятельность, развивать познавательный интерес, коммуникативные умения, организаторские способности.
В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности, который должен соответствовать следующим показателям:
• трудолюбие;
• творческое отношение к труду;
• высокая культура поведения.
Самовоспитание предполагает использование таких приемов
• Самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества);
• Самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь);
• Осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач);
• Самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).
Всю жизнь Ушинский производил впечатление человека, который умел прекрасно управлять своими поступками, управлять собственной личностью.
В дневнике этого великого русского педагога читаем, например, следующие правила, которые должны были помочь ему в самовоспитании
1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
2. Прямота в словах и поступках.
3. Обдуманность в действиях.
4. Решительность.
5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
6. Не проводить времени бессознательно, делать то, что хочешь, а не то, что случится.
7. Издерживать только на необходимое или на приятное, а не по страсти издерживать.
8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках.
9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет».
Самовоспитание - целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому запрещению самому себе дурных поступков и даже помыслов.
Значительно упрощает трудовой ритм жизни, делает его более четким и емким метод разумного самопринуждения.
- вырабатывает у человека привычку, а потом и потребность выполнять неизбежное сразу, в разумные оптимальные сроки (относится это, к составлению ежемесячных отчетов, выполнению домашних работ и ко многим другим неизбежным, рутинным, часто обременительным делам).
Основные этапы процесса самовоспитания
1. Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо решил, что он будет делать (цель) и каким он хочет стать (идеал, образ самого себя в будущем).
2. Самоанализ.
3. Самооценка.
4. Разработка программы самовоспитания. Начинать, конечно, лучше с более простых целей и программ, например, всегда стремится выполнять обещания и держать свое слово и т. д.
Очень четко определил когда-то программу работы над собой Л. Н. Толстой: «Важнее всего для меня в жизни исправление трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени».
5. Разработка методов его осуществления. В системе этих методов обычно используются следующие:
а) самоубеждение;
б) самообязательства;
в) самопринуждение;
г) самоприказ;
д) самокритика;
е) мысленный перенос себя в положение другого человека;
ж) самонаказание.
6. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда хочешь и умеешь работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.
Приступая к работе по самовоспитанию, воспитатель должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности.
Технологии самовоспитания и самообразования являются сознательной работой по совершению личности педагога как профессионала. Из вышесказанного можно кратко сформулировать основные составляющие этих технологий.
Технология самовоспитания:
-самодиагностика;
-самоанализ деятельности воспитателя;
-анализ состояния по проблеме;
-осознание необходимости самовоспитания;
-определение целей и задач;
-определение основных направлений;
-изучение литературы по проблеме;
-создание программы по самовоспитанию;
-разработка критериев качественных изменений;
-выбор форм и методов самосовершенствования;
-стимулирование;
-деятельность воспитателя по выполнению воспитательно-образовательных программ;
-подведение итогов самовоспитания и самосовершенствования.
Подведя итог приведем слова А. Дистверга: «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир»