Ирина Васильевна Кононученко
Логопедическая работа воспитателей по автоматизации и дифференциации поставленных звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые воспитатели! Сегодняшняя наша беседа будет посвящена теме логопедическая работа воспитателей в коррекционно-развивающей деятельности.
Одним из наиболее эффективных, вспомогательных методов в логопедической работе – является работа воспитателей во вне урочное время. Ребята, как правило, с удовольствием играют в логопедические игры не только на занятиях, но и в группе в вечернее время. Воспитатели только контролируют процесс игр. Координируют варианты игр, необходимые для проговаривания конкретным детям. Основные задачи этих игр – автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки.
Публикация «Логопедическая работа воспитателей по автоматизации и дифференциации поставленных звуков» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Рекомендуется использование в работе различных картинок для многократного проговаривания слов с «трудными» звуками. В играх можно решить и другие задачи: определение предыдущих и последующих предметов, ориентировка на листе бумаги, закрепление знаний названий цветов, их оттенков, геометрических фигур, классификаций предметов. Через игры развиваются фонетико-фонематические процессы, лексико-грамматические структуры, связная речь, внимание, память, мышление, воображение, мелкая моторика, воспитывается стойкий интерес к индивидуальным логопедическим занятиям.
Игра «Мини-домино»
Распределяем картинки по карточкам в зависимости от задачи: закрепляемый звук в начале слова (в конце, в сочетании с согласными, в ударном и безударном слоге). Первый игрок кладет на середину стола любую карточку и называет изображенные на ней картинки. Следующий игрок ищет у себя картинки, которые есть на этой карточке (если их нет – пропускает ход, и кладет свою карточку, совмещая две одинаковые картинки. Как правило, в этом варианте игры проигравших нет, чему дети очень рады. В конце игры дети выполняют задания.
Варианты:
- Назовите всех диких (домашних) животных, посуду, растения.
- Назовите предметы, в названии которых автоматизируемый звук стоит в начале (конце, середине) слова.
Домино можно использовать для закрепления произношения и названий геометрических фигур, цветов и их оттенков. Например, для автоматизации звуков [л] - [р] берутся геометрические фигуры (овал, квадрат, круг, ромб, разного цвета (голубой, розовый, красный, черный, оранжевый, белый, желтый). Произносить нужно название не только фигур, но и цвета.
Игра «Назови правильно»
В центре игрового поля расположен кружок яркого цвета. На него ставится вертящаяся стрелка. По краям игрового поля размещены картинки с изображением предметов. Дети крутят стрелку, называют предметы, на которые она указывает, а также на те, которые находятся рядом.
Игра «Прогулка по стрелкам»
На листе картона размещаются картинки с изображением предметов, в названиях которых есть отрабатываемые звуки. Они соединяются стрелками. Начать игру можно с загадки. Ребенок отгадывает ее, находит предмет-отгадку на игровом поле и далее по стрелке называет следующую картинку. Стрелки могут быть разного цвета.
Варианты игры. Можно бросать кубик с картинки, расположенной в центре, в правом (левом, верхнем (нижнем) углу, и называть предметы, на которые он попал. Также используют вопросы и задания. Например: «Что (кто) следует за стрекозой?», «Что было перед стрекозой?», «Назови предыдущую (последующую) от стрекозы картинку», «Назови две последующие (предыдущие) от стрекозы картинки».
Изготовление описанных игр не занимает много времени. Но дети, всегда ждут конца занятия, чтобы поиграть в любимые игры со словами и действиями. А выигрывают, в конце концов, все: родители, дети и педагоги. А самое главное – ребенок учится правильной речи!
Успехов Вам в работе!