Марина Рей
Проект «LEGO-конструирование и робототехника»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа № 17»
Название проекта :
«LEGO-конструирование и робототехника»
Составители:
Рей М. С.
Силютина Д. В.
Бийск 2021
Актуальность проекта
Современное общество и технический мир не разделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологий захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот совершенствует их все в новых открытиях.
Публикация «Проект „LEGO-конструирование и робототехника“» размещена в разделах
- Конструирование. Методические разработки
- Конструирование. Проекты
- Лего, LEGO. Проекты
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Проекты, проектная деятельность
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном возрасте.
Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей.
LEGO-конструкторы причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира.
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование LEGO-технологий. Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми вступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для ее достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются не достаточно. Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной средн с помощью LEGO-конструкторов и робототехники.
Кроме того, актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:
-является средством интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию областей;
-позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;
-формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
-объединяет игру с исследовательской деятельностью, дает ребёнку возможность созидать свой собственный мир, где нет границ.
На сегодняшний день LEGO-конструкторы активно используются детьми в игровой деятельности. Идея сделать LEGO-конструирование процессом целенаправленным, расширять содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также
привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу этого проекта.
Цели и задачи проекта
Цель: развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством применения LEGO-конструктора.
Задачи:
- формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств;
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
- повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
Тип проекта : краткосрочный, групповой, познавательно-игровой.
Участники проекта :
педагоги, дети подготовительных групп, родители.
Форма работы с детьми: групповая.
Методы и приемы работы:
- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
- наглядный, иллюстративно - объяснительный (показ, работа по инструкции);
- практический (сборка моделей);
- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
- исследовательский метод;
- метод стимулирования и мотивации (игровые эмоциональные ситуации)
Формы работы с детьми педагога:
- наблюдения;
- беседы;
- постановки и решения вопросов проблемного характера;
- дидактические игры, обучающие и творчески развивающие ситуации;
- программирование, творческие исследования, соревнования;
Формы работы с родителями педагога:
- консультации.
- беседы.
- наглядная информация : буклеты, памятки, консультации.
- привлечение родителей к пополнению развивающей среды
- участие в конкурсах и выставках, в создании и пополнении мини музея в группе.
- мастер-классы онлайн. Презентации онлайн
Результативность проекта :
- сформированы основы конструкторской деятельности, умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их значением и строением.
- развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива.
- совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в группе, паре, распределение обязанностей.
- сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнят задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое до конца, планировать будущую работу
- имеются представления : о деталях конструктора и способа их соединений;
об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее элементов.
Продукт проектной деятельности :
- Перспективное планирование работы;
- Картотека инструкций;
- фотоальбом
Материально – техническое обеспечение
Современные робототехнические системы включают в себя микропроцессорные системы управления, системы движения, оснащенные развитым сенсорным обеспечением и средствами адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. При изучении таких систем широко используются модели. Одним из первых конструкторов, с помощью которых можно создавать программируемые модели, является комплект LEGO WeDo - конструктор (набор сопрягаемых деталей и электронных блоков) для создания программируемого робота.
Программа предусматривает использование базовых датчиков и двигателей комплекта LEGO WeDo, также изучение основ программирования в среде LEGO WeDo.
Сроки реализации проекта : с 15.03.2021 по 31.03.2021
Перспективный план работы
День недели Мероприятия
Понедельник
15.03.2021
- Изучение возможностей внедрения образовательной робототехники в образовательный процесс ДОУ.
- Разработка инновационного проекта.
Вторник
16.03.2021
- Анализ состояния специализированной образовательной среды начального технического творчества, выявление проблемы.
- Разработка инновационного проекта.
Среда
17.03.2021
-Анализ имеющихся условий, организация начального-материально-техническое обеспечения проекта
Четверг
18.03.2021
-Постановка цели, задач, разработка плана реализации проекта
Пятница
19.03.2021
-Создание среды, обеспечивающей удовлетворение потребностей детей, родителей, педагогов в развитии интереса к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности
Понедельник
22.03.2021
Знакомство с «Робототехникой»
Инструктаж по технике безопасности.
Применение роботов в современном мире : от детских игрушек до серьёзных исследовательских разработок.
Вторник
23.03.2021
Знакомство с конструктором LEGO Education WeDo
Знакомство с основными составляющими частями среды конструктора. Выработка навыка различения деталей в коробке, умение слушать информацию педагога.
Среда
24.03.2021
Исследование деталей конструктора и видов их соединения. Прочность соединения – устойчивость конструкции. Практическая работа № 1 «Сборка набора LEGO Education WeDo»
Вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации в соответствии со спецификациями, приложенными к конструктору, умение слушать инструкцию педагога. Знакомство с принципом создания конструкций.
Четверг
25.03.2021
Знакомство с первыми шагами «Шкивы и ремни»
Дать знание о том, что шкив, насаженный на ось мотора, начинает вращаться. Шкив вращает ремень. Ремень вращает второй шкив.
«Танцующие птицы»
Знать правила безопасной работы. Знать основные компоненты конструкторов ЛЕГО. Знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов. Содержание: воспитанники знакомятся с ременными передачами, экспериментируют со шкивами разных размеров, прямыми и перекрёстными ременными передачами.
Пятница
26.03.2021
«Голодный аллигатор»
Знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов; Знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования. Содержание: на занятии дети программируют аллигатора, чтобы он закрывал пасть, когда датчик расстояния обнаруживает в ней «пищу».
Понедельник
29.03.2021
«Непотопляемый парусник»
Знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов. Знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования. Знать, как использовать созданные программы. Содержание: на занятии дети строят модель, программируют и обыгрывая модель последовательно описывают приключения попавшего в шторм Макса.
Вторник
30.03.2021
«Обезьянка барабанщица»
Знать конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов. Знать компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования. Содержание: занятие посвящено изучению принципа действия рычагов
Вторник
31.03.2021
Конструирование по собственному замыслу
Закрепить полученные знания и конструктивные навыки, умение создавать замысел и реализовывать его.
Список используемой литературы:
1. Бедфорд «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г. – 256с.
2. М. С. Ишмакова «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г. – 100с.
3. Лыкова И. А. Конструирование в детском саду: учебно-методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики».-М. : ИД «Цветной мир», 2015г.. – 176с.
4. Е. В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М. : ТЦ «Сфера», 2018 г. – 136с.
5. С. А. Филиппов «Робототехника для детей и родителей» – СПб. :Наука,2013г. – 319с.
6. Ю. В. Рогов «Робототехника для детей и их родителей» под ред. В. Н. Халамова — Челябинск, 2012 – 176с.