Алексеева Нария Васильевна
Проект «LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ — шаг к техническому творчеству»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Чуораанчык»
ПРОЕКТ
Тема: «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА
В ДОУ – ШАГ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ»
Выполнила:
Алексеева Нария Васильевна воспитатель
МКДОУ № 8 Детский сад «Чуораанчык»
2018-2020гг.
СОДЕРЖАНИЕ
Информационная карта проекта….3
Актуальность проекта….5
Цели и задачи проекта…. 8
Инновационность проекта…. 9
Постановка и обоснование проблемы…. 9
Публикация «Проект „LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ — шаг к техническому творчеству“» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Проекты
- Лего. Конструктор LEGO
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
Содержание проекта…. 10
Этапы реализации проекта…13
Заключение….14
Список использованной литературы…16
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
- организовать целенаправленную работу по применению LEGO-конструкторов в ОД по конструированию( 1 раз в месяц) начиная со второй младшей группы;
- разработать и апробировать дополнительную образовательную программу технической направленности «LEGO МИР»
- создать в групповых комнатах LEGO – центры;
- повысить образовательный уровень педагогов за счет обучения LEGO – технологии;
-повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми
Актуальность проекта
Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используется недостаточно. Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники.
Актуальность LEGO – технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:
- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;
- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;
- формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность созидать свой собственный мир, где нет границ.
Инновационность проекта
Инновационность проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения в образовательный процесс ДОУ.
Ожидаемые результаты
1. Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
2. Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива.
3. Совершенствоаны коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
4. Сормированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
5. Имеются представления:
-о деталях конструктора и способах их соединений;
- об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
- о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее элементов
Сроки реализации
Сроки реализации: 2,5 года
10.09.2018 – 31.03.2020
Механизм реализации
1 этап ( подготовительный: сентябрь 2018 г. -март 2020 г.) – изучение возможностей внедрения LEGO – технологий в образовательный процесс ДОУ, анализ имеющихся условий, разработка инновационного проекта, формирование программы экспериментальной деятельности, повышение квалификации педагогов, организация начального обеспечения LEGO – центров в группах.
2 этап ( внедренческий: март – октябрь 2020 г) – практическое осуществление экспериментальной деятельности: организация работы LEGO – центров в группах, анализ промежуточных результатов эксперимента; осуществление корректировки программы экспериментальной деятельности, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO – центров в образовательном процессе: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.
3 этап ( обобщающий: ноябрь 2019 – март 2020 г) – осуществление распространения опыта, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; осуществление презентации полученных результатов.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологий захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот совершенствует их все в новых открытиях.
Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном возрасте.
Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей.
LEGO-конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира.
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование LEGO – технологий.
Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для ее достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники.
Кроме того, актуальность LEGO – технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС, так как:
- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;
- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;
- формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность созидать свой собственный мир, где нет границ.
На сегодняшний день LEGO-конструкторы активно используются детьми в игровой деятельности. Идея сделать LEGO-конструирование процессом целенаправленным, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего инновационного проекта.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта : внедрение LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ.
Задачи проекта : обеспечить целенаправленное применение LEGO-конструкторов в образовательном процессе ДОУ:
1) Организовать целенаправленную работу про применению LEGO-конструкторов в образовательной деятельности по конструированию начиная со второй младшей группы;
2) Разработать и апробировать дополнительную образовательную программу технической направленности «LEGO МИР»;
3) Создать LEGO-центры в группах ДОУ;
4) Повысить образовательный уровень педагогов за счет обучения LEGO-технологии;
5) Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
ИННОВАЦИОННОСТЬ ПРОЕКТА
Инновационность проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения в образовательный процесс ДОУ.
ПОСТАНОВКА И ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИИНОВАЦИОНННОГО ПРОЕКТА
В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству и первоначальных технических навыков. Однако отсутствие необходимых условий в детском саду не позволяет решить данную проблему в полной мере.
Проведя анкетирование и проанализировав результаты анкеты педагогов ДОУ, были выявлены противоречия, которые и были положены в основу данного проекта, в частности противоречия между:
• Требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением детского сада конструкторами LEGO, а также отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности по консруированию;
• Необходимостью создания в ДОУ инновационной предметно-развивающей среды и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;
• Возрастающими требованиями к качеству работы педагога и недостаточным пониманием педагогами влияния LEGO-технологий на развитие личности дошкольников.
Вывод: выявленные противоречия указывают на необходимость и
возможность внедрения LEGO-конструирования и робототехники в образовательном процессе детского сада, что позволит создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Основная идея проекта заключается в реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в детском саду с использованием конструкторов LEGO.
Реализация идеи проекта с использованием LEGO-технологии проходит в нескольких направлениях.
I НАПРАВЛЕНИЕ – РАБОТА С ДЕТЬМИ
В рамках обязательной части общеобразовательной программы ДОО предполагается реализация ОД с использованием LEGO конструкторов.
LEGO- конструирование начинается со второй младшей группы, где дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.
В средней группе (с 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO, на основе которых у них формируются новые. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом.
В старшей группе (с 5 до 6 лет) конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.
В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO - конструктора становится приоритетным. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей : дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям. Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными.
Конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности. Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные LEGO -постройки дети используют в сюжетноролевых играх, в играх-театрализациях, используют LEGO -элементы в дидактических играх и упражнениях, при подготовке к обучению грамоте, ознакомлении с окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки. Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов:
• Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);
• Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т. д.);
• Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
• Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ ( форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);
• Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
• Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;
• Поисковый – самостоятельное решение проблем;
• Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.
• Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.
Таким образом, проектно-ориентированное обучение – это систематический учебный метод, вовлекающий ребёнка в процесс приобретения знаний и умений с помощью широкой исследовательской деятельности, базирующейся на комплексных, реальных вопросах и тщательно проработанных заданиях.
II. НАПРАВЛЕНИЕ – РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
Второе направление предполагает активное обучение педагогов LEGO - технологии, как за счет курсовой подготовки, так и организации обучающих семинаров-практикумов, мастер - классов, открытых занятий и т. д.
III НАПРАВЛЕНИЕ – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Третье направление предполагает повышение интереса родителей к LEGO-конструированию через следующие формы работы с родителями:
- Открытые занятия;
- Выставки совместных работ;
- Оформление стендового материала;
- Консультации;
- Игротеки.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ПЕРВЫЙ ЭТАП ( подготовительный: сентябрь 2018 г. -март 2019 г.) – изучение возможностей внедрения образовательной робототехники в образовательный процесс ДОУ, анализ имеющихся условий, разработка и защита инновационного программы, формирование программы экспериментальной деятельности, повышение квалификации педагогов, организация начального материально-технического обеспечения LEGO – центра.
ВТОРОЙ ЭТАП ( внедренческий: март – октябрь 2019 г.) - практическое осуществление экспериментальной деятельности: организация работы LEGO - центра, подведение и анализ промежуточных результатов эксперимента; осуществление корректировки программы экспериментальной деятельности, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO - центра в образовательном процессе с дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем;
ТРЕТИЙ ЭТАП ( обобщающий: ноябрь 2019 – март 2020 г.) – осуществление распространения опыта, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; осуществление презентация полученных результатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы и оценка продуктивности реализации программы планируется сформулировать на основе самоанализа результатов педагогической деятельности.
В результате успешной реализации программы планируется достижение следующих результатов:
1. Создание в ДОУ новых условий обучения и развития дошкольников, через организацию целенаправленного образовательного процесса с использованием LEGO - конструирования (начиная со средней группы, в рамках реализации основной части образовательной программы детского сада.
2. Выраженная активность родителей в совместной образовательной деятельность с детьми по приобщению к техническому творчеству;
3. Внедрение дополнительной платной услуги в ДОУ по техническому конструированию.
4. Программа дополнительного образования по конструированию с использованием конструкторов LEGO (с приложениями перспективного тематического планирование по 2 возрастным группам; ряда конспектов занятий);
5. Модель LEGO- центра (с методическими рекомендациями по организации работы в LEGO центре : правила работы в LEGO центре, схемаалгоритм работы с конструкторами LEGO, технологические карты сборки конструкторских моделей, рабочая тетрадь дошкольника по образовательной робототехнике (для 6-7 лет);
6. Высокий образовательный уровень педагогов за счет обучения LEGO -технологии.
Реализация программы значима для развития системы образования, так как способствует:
• Обеспечению работы в рамках ФГОС;
• Формированию имиджа детского образовательного учреждения;
• Удовлетворённости родителей в образовательных услугах ДОУ;
• Повышению профессионального уровня педагогов;
• Участию педагогов в конкурсах различных уровней;
• Участию воспитанников ДОУ в фестивалях робототехники. В результате обобщения предполагается диссеминация результатов:
• принятие участия в конкурсах различного уровня организационнометодической направленности по темам, отражающим инновационную деятельность в ДОУ,
• принятие участия в конкурсах и фестивалях робототехники и технического творчества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Большая книга LEGO» А. Бедфорд - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
2. Дополнительная образовательная программа познавательно-речевой направленности «Легоконструирование» [Электронный ресурс] – режим доступа: https://nsportal.ru /
3. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» М. С. Ишмаковой - ИПЦ Маска, 2013 г.
4. «Конструирование и художественный труд в детском саду» Л. В., Куцакова / Творческий центр «Сфера», 2005 г.
5. «Лего - конструирование в детском саду» Е. В. Фешина - М. : Творческий центр «Сфера», 2012 г.
6. «Лего» в детском саду. [Электронный ресурс] – режим доступа: https://festival.1september.ru /
7. «Строим из Лего» Л. Г. Комарова, / М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.
8. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» Л. Г. Комарова– Москва, 2001.
9. «Творим, изменяем, преобразуем» / О. В. Дыбина. – М. : Творческий центр «Сфера», 2002 г.