Светлана Олеговна Саитова
Консультация для педагогов «Культура здоровья семьи — одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Культура здоровья семьи – одно из обязательных
условий воспитания культуры здоровья ребенка»
Цель: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей.
План:
- Вступление
- Рассуждения по кругу «Какого человека можно назвать здоровым?»
- «Почему болеет мой ребенок?» «Корзина проблем» 1 этап.
Публикация «Консультация для педагогов „Культура здоровья семьи — одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание культуры здоровья
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Презентация «Здоровье ребенка в наших руках» (просвещение педагогов)
- «Что я могу сделать, чтобы мой ребенок был здоров?» - «Корзина проблем» 2 этап.
- Рефлексия
Предлагается в начале работы каждому педагогу квадраты трех цветов: красный, жёлтый, зеленый.
Воспитатель I :
(Слайд 1)
-Уважаемые педагоги, здравствуйте! Кажется на первый взгляд, какое оно простое и обыкновенное слово. В нем все: и тепло, и встречи, и рукопожатие друзей, и пожелание здоровья.
Позвольте начать нашу встречу со стихотворения В. Крестова «Тепличное создание»
Болеет без конца ребенок.
Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.
- Ведь я его с пелёнок
Всегда в тепле держать стремлюсь.
В квартире окна даже летом
Открыть боится – вдруг сквозняк,
С ним то - в больницу, то в аптеку,
Лекарств и перечесть нельзя.
Не мальчик, словом, а страданье.
Вот так, порой, мы из детей
Растим тепличное создание,
А не бойцов – богатырей.
Главным в реализации поставленных задач в оздоровлении ребенка в работе нашего дошкольного учреждения является сохранение, укрепление здоровья воспитанников в совместной деятельности с семьей. Здоровый, крепкий и развитый ребёнок. Как добиться этого? Что для этого делаем мы в детском саду (Ответы педагогов- режим дня, двигательная активность, культурно-гигиенические процедуры, правильное здоровое питание, закаливание и безусловно личный пример)
Как сделать так, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить здоровье детей? (Соблюдать единые требования детского сада и семьи).
Правильно, воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков.
Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных физкультурных мероприятиях – физкультурных досугах и праздниках, походах. Уже доказано, что чем моложе организм, тем пагубнее для него нарушения законов здоровой жизни.
Те нарушения здоровья, которые возникают в детстве, с возрастом становятся все более выраженными и ведут к ограничению возможностей ребенка, снижению его работоспособности и в итоге – к серьезным заболеваниям. Но, к счастью, в любом возрасте переход к здоровому образу жизни помогает заметно нормализовать состояние ребенка и взрослого.
Вспомним притчу:
Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу: – «Что у меня в руках: живое или не живое?». Если он скажет: «не живое», я выпущу ее. Если он скажет: «живое», я ее задавлю, и он будет неправ».
Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое?». «Все в твоих руках!» – ответил мудрец.
Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье, или приведет к болезни. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из приоритетных задач общества.
Обеспечение безусловного соблюдения прав ребенка на охрану здоровья и гармоничное развитие личности – ведущее направление нашей деятельности, в основе которой лежит принцип единства образовательной и оздоровительной работы с детьми. Каждый ребенок должен ощущать себя счастливым человеком!
Но первая школа растущего человека – это семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.
Слайд 2
«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка».
(Закон «Об Образовании», ст. 18, ч. 1)
«Для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений». (Закон «Об образовании», ст. 18, ч. 3)
Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт. Недаром говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому!»
Семья создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни. В то же время она остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.
Воспитатель II :
Главная цель детского сада – совместно с семьей помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать ребенку понять, что здоровье – главная ценность жизни человека. Для этого нам, педагогам важно правильно и вовремя найти мотивацию для родителей.
Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми.
Слайд 3
Давайте немного отдохнём. Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено русским народом. Продолжите пословицу:
• .Здоровье в порядке –(спасибо зарядке).
Если хочешь быть здоров – (закаляйся!)
Чистота – (залог здоровья!)
В здоровом теле –(здоровый дух!)
Сон- (лучшее лекарство)
Здоровье дороже (золота)
• Болен – лечись, а здоров – (берегись)
• Болячка мала, да болезнь – (велика)
• Еле-еле душа (в теле)
• Быстрого и ловкого болезнь (не догонит)
• Здоровье дороже денег, здоров буду – и денег (добуду)
• Курить – (здоровью вредить)
• В добром здоровье и хворать (хорошо)
• Здоровье не купишь – (его разум дарит)
• Двигайся больше — проживёшь (дольше);
• Чисто жить — здоровым (быть);
• Ешь да не жирей — будешь (здоровей);
• Зелень на столе — здоровье на (сто лет);
• Кто рано встаёт — тому (Бог даёт);
• Не пеняй на соседа, когда спишь (до обеда);
• Слабеет тело без (дела);
• Хлеб на ноги ставит, а вино (валит);
• Кто курит табак, тот сам себе (враг);
• Табак здоровье разрушает и ума (не прибавляет);
• Курильщик — сам себе (могильщик);
• Если хочешь долго жить — (брось курить);
• Кто спортом занимается — тот силы (набирается);
• Спорт — эликсир (жизни);
• Здоровье сгубишь — новое (не купишь);
• Береги платье снову, а здоровье (смолоду)
Слайд 4
-Давайте же ответим на один, кажется, очень простой вопрос: «Какого человека можно назвать здоровым? (Ответы педагогов)
-Вы все правильно сказали. Здоровый человек обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.
Здоровье человеку не всегда дается при рождении, но даже если ребенок родился здоровым, нет гарантии, что он и в дальнейшей жизни останется таковым. Статистика свидетельствует, что показатели здоровья детей ухудшаются. Так как на состояние нашего здоровья влияет множество факторов как внутренних, так и внешних. От чего же зависит здоровье ребенка? А здоровье наших детей зачастую в большей степени зависит от нас, взрослых. Давайте попробуем разобраться, что же такое здоровье, от чего оно зависит и как его сохранить.
Слайд 5
Здоровье – состояние полного физического, психического, социального благополучия (Всемирная организация здравоохранения)
Слайд 6
Статистика утверждает, что здоровье детей зависит :
на 20 % - от наследственных факторов,
на 20 % - от условий внешней среды, то есть экологии,
на 10 % - от деятельности системы здравоохранения,
на 50 % -от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Слайд 7
Итак: здоровье ребенка зависит от : наследственности, экологии,
уровня медицинского обслуживания.
Эмоционального состояния ребенка в семье, образа жизни семьи,
качества питания.
Если на первые 50 % здоровья мы, взрослые, повлиять не можем, то другие 50 % мы можем и должны дать нашим детям. Не так уж это и трудно придерживаться здорового образа жизни : заменить чипсы на кукурузные хлопья, конфеты – на сухофрукты, "Кока-колу" на компоты и морсы, посещение "Макдоналдсов" – на походы в лес, а сидение перед телевизором – на прогулки на свежем воздухе. Нужно лишь начать.
И так, мы разобрались, что такое здоровье и от чего оно зависит.
Сейчас я предлагаю Вам взять листочек и ответить одним предложением на вопрос: Почему болеет ребенок? Написать нужно одну самую важную на ваш взгляд причину. И поместите листочек в нашу корзину проблем.
К корзине проблем мы вернемся с вами в конце нашей встречи.
В: Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.
У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.
С целью определения ситуации в нашем ДОУ был проведён анализ результатов медицинского осмотра дошкольников ст. медсестрой С. В. Комаровой, который выявил следующее:
Слайд 8
Диаграмма группы здоровья воспитанников
МАДОУ Детский сад №27 «Надежда»
Слайд 9
Итак, к сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества, здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека. Как было уже сказано выше, многие родители не могут служить для своего ребёнка положительным примером здорового образа жизни, т. к. часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телевизора прогулкам на свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребёнка к здоровому образу жизни. Возникает вопрос
- А что же можем мы, педагоги, сделать для сохранения здоровья своих воспитанников?
Слайд 10
Ребёнку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат.
Обсуждение поведения ребёнка в его присутствии способствуют возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Всё это существенно снижает защитные возможности детского организма.
Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении.
Слайд 11
Взрослые должны охранять не только детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребёнка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня.
1. Что, по Вашему мнению, подразумевается под понятием режим дня?
2. Нужен ли режим дня дошкольнику?
3. К чему приводит непостоянство в режиме дня ребёнка?
Режим дня имеет большое значение для здоровья и физического развития детей Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий –то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом, - обязательное условие правильного воспитания ребенка.
Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни малыша. От этого зависит его здоровье и правильное развитие. Соблюдение режима дня предохраняет ребёнка от утомления.
Утомление снимается хорошим продолжительным сном, отдыхом на свежем воздухе, активным движением, полноценным питание.
При воспитании детей дошкольного возраста, очень важное значение имеет формирование у них культурно-гигиенических навыков.
Продолжите известные строки из стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр» :
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки…
(Что сбежали даже брюки)Одеяло убежало,
Улетела простыня…
(А подушка, как лягушка,
Ускакала от меня)
Надо, надо умываться по утрам и вечерам…
(А нечистым трубочистам стыд и срам, стыд и срам)
Да здравствует мыло душистое
И полотенце пушистое…
(И зубной порошок
И густой гребешок)
И в ванне, и в бане, всегда и везде…
(Вечная слава воде.)
Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно. Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего - это режим дня в детском саду. Но домашний режим ребёнка должен быть продолжением режима дня детского сада, и особенно в выходные дни.
Слайд 12
Прогулка – один из существенных компонентов режима дня. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребёнка всегда нормализуются аппетит и сон.
Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий. Необходимо добиваться от родителей чтобы, одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми.
Слайд 13
У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни.
Слайд 14
Одна из составляющих здорового образа жизни – это закаливание. Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.
Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей. В результате закаливания организм приспосабливается к меняющимся условиям окружающей среды.
Назовите известные правила закаливания:
• Закаляться нужно постепенно.
• Нельзя начинать закаливание во время болезни.
• Начал закаливание не бросай, не делай перерывов.
• Используй разные средства закаливания: солнце, воздух, вода.
• Перед сном обязательно проветривай помещение.
Слайд 15
Назовите виды закаливания:
-традиционными (воздушные ванны, водные ножные ванны,хождение босиком.)
-нетрадиционные:
-Контрастное воздушное закаливание (из теплого в холодное помещение
- Контрастный душ (наиболее эффективный метод в домашних.
Если мы хотим видеть своего ребёнка здоровым – надо ежедневно проводить закаливающие процедуры. Минимальное закаливание – это воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда. (Показ папки и пособий по закаливанию)
Слайд 16,17,18
В нашем детском саду создана целая система физкультурно-оздоровительной работы, по которой мы организуем свою деятельность, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей :
- Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности : утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. В утреннюю гимнастику и физкультурные занятия включаются дыхательная гимнастика, упражнения для профилактики сколиоза, нарушения осанки, плоскостопия. На не физкультурных занятиях и между занятиями организовываются двигательно-оздоровительные моменты : упражнения и задания на развитие мелких мышц руки, задания на развитие мимики и артикуляции и т. п. разнообразные подвижные игры в течение всего дня.
-После сна проводится гимнастика, хождение по массажным дорожкам.
-Проводятся профилактические мероприятия (соблюдение режима дня, влажная уборка помещений, проветривание, своевременная изоляция больных детей)
-Много профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний в осенне-зимний период проводят и медицинские сестры детского сада. Сюда входит кварцевание групп, дезинфекция в период вспышки ОРВИ,обеспечение безопасности жизнедеятельности детей, осмотр воспитанников, прием кислородного коктейля).
- В летний период на прогулке хождение босиком по песку и траве.
- Проводятся спортивные праздники, развлечения.
- Созданы условия для двигательной активности детей (в каждой группе оборудован спортивный уголок со спортинвентарем, оборудована спортивная площадка для занятий на улице, для занятий в зале, так же имеется спортивный инвентарь).
Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей.
-Проводятся медицинские мероприятия
-
- Организовано полноценное 4 разовое питание детей (завтрак, второй завтрак – фрукты или соки, обед, полдник).
Итак, возникает вопрос: «Почему же болеют наши дети, несмотря на все мероприятия, проводимые в детском саду?»
Анализ бесед с родителями, воспитателями показал, что часто в выходные дни не выполняется режим дня. Поздний подъем утром и позднее укладывание вечером. Не проводится утренняя зарядка, не уделяется время дневному сну. Прогулка заменяется играми дома или просмотром мультфильмов. Нарушается режим питания: частые перекусы на бегу всухомятку.
Все это негативно сказывается на неокрепшем растущем организме. Ослабляет иммунитет малыша, наносит огромный вред его здоровью.
Слайд 19
-Сейчас мы вам предлагаем порассуждать над вопросом: «Что мы можем сделать, чтобы не болели воспитанники?» Возвращаемся к нашей «корзине проблем». Возьмите из нашей корзины по одному листочку, на нем написана причина болезней, вы же ответьте, что можно сделать в этой ситуации, что бы решить данную проблему.
(Корзина проблем 2-этап)
Слайд 20
Рефлексия:
Ну, вот и подходит к концу наша встреча. Мы очень надеемся, что все то, о чем мы говорили было полезным.
Обратите внимание, вам перед началом встречи были выданы квадраты разных цветов.
Я попрошу вас поднять квадрат того цвета, который вы посчитаете нужным.
Итак, что же означают цвета.
Зеленый лист- разговор был полезен. Я всегда буду выполнять все требования и условия для здоровья моего ребенка.
Желтый лист – Я постараюсь все выполнять.
Красный лист – Ничего нового я не узнал. Как делал раньше, так и буду делать дальше.
Замечательно, я вижу много зеленого и желтого цвета, а это значит, что мы принимаем решение.
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс взаимодействия детского сада и семьи будет эффективным, если организованы психолого-педагогические условия, обеспечено сотрудничество специалистов, воспитателей и родителей, обогащены знания педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и правильно организован процесс управления деятельностью коллектива.
На 01.01.2018г. -508 воспитанников.
Д I - 52%
Д II - 43%
Д II - 4%
Д IV - 1%
На 31.12.2018г. -536 воспитанников.
Д I - 49%
Д II - 41%
Д II - 9%
Д IV - 1%