Елена Тихонова
Консультация для педагогов «Диагностика культуры здоровья дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Что понимается под культурой здоровья дошкольников и что в связи с этим становится предметом изучения?
Культура здоровья является частью общечеловеческой культуры, которая позволяет личности осуществлять любой вид деятельности и осуществляться в этих видах деятельности самой.
Общечеловеческая культура (и как её часть валеологическая культура) обеспечивает человека социальной устойчивостью, способами вхождения в общественную жизнь путём осмысливания своей неотделимости от других и, в то же время, своей уникальности.
Темочки:
- Воспитание культуры здоровья. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровье. Методические материалы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Культура позволяет внести в мир и личность смысл, человеческое значение, эмоциональный комфорт. Культура вбирает в себя способность использовать то, что накоплено в процессе многовекового развития человечества.
Смысл культуры здоровья выражается в обретении личностью смысла, заключающемся в бережном отношении человека к человеку, в здоровых отношениях с окружающим миром и удовлетворённости этими отношениями, которые человек строит на протяжении всей жизни.
Культура здоровья является условием успешной социализации и её результата – социально-личностного развития детей в дошкольном детстве.
Проблема социализации – одна из актуальных проблем педагогической науки. Это связано с тем, что каждый отдельный индивид становится Человеком именно в процессе социализации.
Что такое социализация?
Жан Пиаже (швейц. психолог, Роберт Мертон (американский социолог) рассматривают социализацию как процесс адаптации индивида к окружающему миру.
Игорь Семёнович Кон (отечественный социолог) определяет социализацию как совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества.
Лев Наумович Коган (отечественный социолог) понимает социализацию как приобщение индивида к ценностям общества, включение его в систему общественных отношений.
По мнению Анатолия Викторовича Мудрика, (доктор педагогических наук, исследователь проблем социализации) социализация – это процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром.
Чарльз Кули, Джордж Мид (американские социологи, психологи) говорят о социализации как процессе развития и самоизменения человека в процессе усвоения и воспроизведения культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
В таком понимании социализации становится важным взгляд на человека как активного существа, способного к взаимодействию с окружающим миром. Так же считает и Галина Михайловна Андреева (отечественный социолог и психолог, рассматривая социализацию как двусторонний процесс, включающий в себя:
- процесс усвоения индивидом социального опыта путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей;
- процесс активного воспроизводства социальных связей индивидом за счёт активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Таким образом, ребёнок становится субъектом социальных отношений, а успешность социализации дошкольника обеспечивается при условии его активного участия в процессе социально-личностного развития. Это возможно только при условии здоровья детской личности.
Какие же функции выполняет культура здоровья в социально-личностном развитии дошкольников?
Помогает ребёнку усвоить условия окружающей среды, способы и образцы социального поведения, ориентирует в ценностях группы, коллектива, в которые попадает малыш. Такими ценностями для ребёнка становятся жизнь человека, его здоровье и здоровое существование, свобода и полнота проявления его индивидуальности
Даёт возможность дошкольнику понять и принять особенности взаимодействия, общения со сверстниками и взрослыми через призму здорового существования
Обеспечивает становление субъектной позиции ребёнка в деятельности и общении, т. к. культура здоровья инициирует детскую активность
Позволяет ребёнку творить самого себя в той деятельности, которая приносит ему наибольшее удовлетворение, удовольствие
Таким образом, культура здоровья дошкольника (или валелогическая культура) – это осознанное отношение ребёнка к здоровью и жизни человека, это готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.
Компоненты:
- осознанное отношение к здоровью и жизни человека
- знания о здоровье и умение оберегать, поддерживать и сохранять его
Компетентность, позволяющая дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи и самопомощи.
Каковы задачи диагностики культуры здоровья дошкольников?
1. Изучить особенности отношения ребёнка к здоровью и мотивации здорового образа жизни.
2. Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, особенности их знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье.
Всемирная организация здоровья (ВОЗ) предлагает следующее определение здоровья.
«Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
Выделяют 4 направления диагностики представлений детей о здоровье:
здоровый человек;
организм человека;
безопасное поведение человека;
человек и другие люди.
3. Изучить готовность ребёнка решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения; разумного поведения в непредвиденных ситуациях; оказания элементарной медицинской помощи и самопомощи.
4. Изучить особенности социально-личностного развития в связи с культурой здоровья.
Такая диагностика позволит:
- спроектировать здоровьесберегающий индивидуальный образовательный маршрут ребёнка;
- спроектировать педагогический процесс, учитывающий особенности развития ребёнка, содействующий укреплению и сохранению здоровья воспитанников;
- корректировать педагогический процесс, направленный на решение задач целостного воспитания и развития ребёнка;
- организовать сопровождение дошкольников специалистами в условиях целостного педагогического процесса (медики, психологи, педагоги и т. д.).
Методы диагностики
Наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которых фиксируются наблюдателем.
Виды наблюдений: включенное и невключенное.
1. Педагог участвует в определённой ситуации (например, моделирует опасную ситуацию для здоровья ребёнка) и анализирует поведение и действие ребёнка «изнутри».
2. Наблюдение ведётся извне (например, наблюдение за процессами умывания, одевания)
Виды наблюдений: кратковременное наблюдение, эпизодическое наблюдение, причинное наблюдение и наблюдение значимых ситуаций.
1. Наблюдение за деятельностью в определённое время, в течение дня (например, во время обеда, подготовки ко сну, выполнения физических упражнений)
2. Наблюдение, которое фиксирует отдельные проявления, реакции, факты поведения ребёнка (например, как играет в «больницу»)
3. Наблюдение по какой-либо причине (например, ссора между детьми, или ребёнок поранился – какова реакция сверстников).
Данный метод позволяет абсолютно точно фиксировать естественные проявления ребёнка, особенности его поведения, ничего не искажая при этом, ведь определённые действия ребёнка воспринимаются не изолированно, а в связи с другими действиями, размышлениями.
Важно!
Наблюдателю важно, готовясь к наблюдению, осознавать его цель и предмет (что вы изучаете и для чего, выбрать вид и способ наблюдения (как наблюдать, определить программу или схему наблюдения и способ оформления результатов (как фиксировать наблюдаемые явления0, от которых зависит результативность и простота интерпретации полученных данных.
Беседа – это метод сбора определённой информации в процессе личного общения ч человеком в соответствии с разработанной программой.
Достоинство метода – позволяет получить конкретную информацию от конкретного ребёнка в ходе естественного общения и взаимодействия с ним воспитателя, позволяет дошкольнику проявить инициативу, заинтересованность в содержании беседы.
Успешность метода зависит от степени его подготовленности воспитателем (определения цели, плана беседы, организационных моментов – место, время, приёмы установления контакта, учёта индивидуальных и возрастных особенностей детей, их жизненного опыта, продумывание вопросов, способов и средств фиксации результатов).
При беседе используются прямые и проективные вопросы, наиболее подходящие для детского восприятия и понимания.
Прямые вопросы – с однозначно понимаемым смыслом и связанные с личным опытом ребёнка, самого ребёнка
Проективные вопросы включают в себя задачу, связанную с другими детьми, воображаемыми героями, проблемными ситуациями.
Важно помнить: каждый вопрос преследует определённую цель, которую необходимо достичь при общении с ребёнком. Если в ходе беседы одни и те же вопросы вызывают затруднения у большинства детей, возможно нужно их переформулировать, упростить, оснастить серией дополнительных уточняющих вопросов.
Анкета – это объединённая единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление определённой информации от респондента.
В анкетах могут использоваться открытые и закрытые вопросы.
Ответ на открытые вопросы даётся в свободной форме, таким образом выявляется компетентность человека.
К закрытым вопросам предлагаются ответы в готовом виде, и задача отвечающего выбрать один из вариантов.
Важно, чтобы вопросы анкеты отвечали замыслу исследования.
Анализ продуктов детской деятельности – рисунков, рассказов детей, участие ребёнка в диагностической (дидактической) игре и решение им игровой задачи. Наблюдательный воспитатель может извлечь из детского рисунка или рассказа валеологического содержания особенности отношения ребёнка к здоровью и здоровому образу жизни.