Любовь Михайлова
Знакомство с традициями и природой Санкт-Петербурга как одно из условий воспитания патриотических чувств юного петербужца
▼ Скачать + Заказать документы
Статья о патриотическом воспитании дошкольников
Тема: «Знакомство с традициями и природой родного города Санкт-Петербурга, как одно из важных условий воспитания патриотических чувств юного петербуржца».
«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни.
Наши дети - это будущие граждане нашей страны и граждане мира.»
А. С. Макаренко
Публикация «Знакомство с традициями и природой Санкт-Петербурга как одно из условий воспитания патриотических чувств юного петербужца» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Социально-нравственное воспитание является активным и целенаправленным педагогическим процессом, который формирует моральные качества, нравственные ценности и правильное поведение в обществе.
Социально-нравственное воспитание детей начинается с первых лет жизни и основывается на формировании положительных качеств человека. Ребёнку в дошкольном возрасте следует прививать нравственные качества через трудовую активность, творчество и игровые формы воспитания. В процессе общения в дошкольных учреждениях ребёнок проявляет свой характер, формирует социально-нравственные качества, позиционирует себя как гражданин и определяет свою позицию в обществе. Для того чтобы социально-нравственное воспитание дошкольников было эффективным, необходимо проводить систематическую воспитательную работу с детьми. Социально-нравственное воспитание детей должно реализовываться в тесном взаимодействии родителей и воспитателей ДОУ. Формирование социальных и нравственных качеств ребёнка должно осуществляться в рамках его общественной жизни и взаимодействия в детском коллективе.
Основная цель дошкольного образования – всестороннее общее развитие ребёнка, задаваемое государственным стандартом в полном объёме в соответствии с потенциальными возрастными возможностями и спецификой детской психологии, самого ценного периода в жизни человека.
Одним из компонентов образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам и традициям.
Прежде всего необходимо осознать, что такое патриотизм и какие существуют методы его воспитания в дошкольном возрасте в соответствии со спецификой детской психологии.
Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержание которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов Отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности. Это гражданская позиция каждого человека в обществе, это особое эмоциональное переживание своей принадлежности к своему гражданству, родному языку, традициям страны и народа, это стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами – это любовь к родным местам, гордость за свою страну и свой народ, ощущение неразрывности со всем окружающим, желание сохранять, приумножать богатства своей страны.
Как педагогам и родителям разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для социально-нравственного и патриотического воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь и понимаешь. Ведь каждый из нас принадлежит какой-то точке на земле, которая называется «Отчий дом». И каждый принадлежит своей стране – РОССИИ!
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – это сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, к отцу, к дедушкам и бабушкам. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности будущего патриота своей страны, юного Петербуржца.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя следующие задачи:
Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, району, улице, городу.
Формирование бережного отношения ко всему живому.
Воспитание уважения к труду.
Расширение представлений о нашей Родине – России.
Знакомство детей с символами родного города и нашего государства – гербом, гимном, флагом.
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины.
Развитие интереса к русским традициям и народным промыслам.
Формирование элементарных знаний о правах человека.
Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к людям другой национальной принадлежности, к их нравам и традициям.
Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему темы для обогащения знаний: «Природа и мир животных», «Мой детский сад», «Я и моя семья», «Город в котором мы живём», «Мой дом, моя улица», «Природа родного края», «Народные промыслы России», «Столица нашей Родины – Москва!», «Профессии и труд людей», «Праздники и традиции в России» и др.
Эти и другие темы связанны со всеми образовательными областями и стандартами основной образовательной программы ФГОС ДО и отражены в программе группы, тематическом и календарном планировании. Все темы взаимосвязаны и тесно переплетаются с окружающей природой, с предметами ближайшего окружения, с семьёй, с детским садом, с родным городом, с праздниками и традициями, и т. п.
В своей педагогической деятельности работы в детском саду, на протяжении уже более 25 лет, я использую самые разнообразные виды совместной деятельности с воспитанниками моей группы и семьями воспитанников :
РАБОТА С СЕМЬЁЙ.
Прежде всего это знакомство с семьями воспитанников через беседы с ними, заполнение анкет, проведение родительских собраний, работа с родительским комитетом группы, приглашение родителей в группу, на праздники нашей группы; приглашение родителей к участию в конкурсах и выставках совместного творчества с ребёнком; приглашение родителей к участию в праздниках группы; помощь родителей в сопровождении детей на экскурсии по городу, в посещении выставочных залов и музеев Санкт-Петербурга; участие родителей в проектной деятельности группы; участие в творческих мастер-классах; и мн. др.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА.
Прежде чем ребёнок начинает воспринимать себя как гражданина своей страны, ему нужно помочь в осознании своего собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. И в этом нам, педагогам может помочь правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда.
Нравственно-патриотическое воспитание включает в себя такие разделы, как: «Детский сад», «Семья», «Родной город», «Символы моей страны», «Моя родина – РОССИЯ!», «Народные промыслы России», «Знаменитые люди – прославившие Россию», «Мы помним, мы склоняем головы» (материал о войне 1041-1945гг.); «Народные праздники и их традиции» (Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Яблочно-медовый Спас, Праздник урожая и др.); знакомство детей с государственными праздниками такими как: День народного единства, День флага России, День семьи, День матери, День пожилого человека, День города, День защиты детей и мн. др.
Так-как выше перечисленного материала очень много для детского осознания и к тому же уголки краеведения не очень большие в группах, то мы распределили материал по данным темам опираясь на программу группы в соответствии с ФГОС ДО и тематическим планированием на учебный год. Как выглядит этот материал, что туда входит? Как вы уже можете представить очень многое. Например, у нас есть в наличии:
1. Подборка наглядного материала по С. Вохринцевой («Времена года», «Москва – столица России», «Природа и животный мир», «Город», «В деревне», «Символы нашей страны», «Профессии») и др.
2. Наглядный материал собранный воспитателем – о семье, о матери, о детском саде, о государственных праздниках, о народных праздниках, о знаменитых людях нашей страны и мн. др.
3. Подборка художественной литературы по разным темам в соответствии с возрастом детей. (Материал постоянно пополняется).
4. Собран материал по народным промыслам России – Матрёшки, некоторые предметы быта, Хохлома, Гжель, наглядный материал – Городецкая роспись, Дымковская игрушка, изделия из керамики; народная вышивка, Павло-Посадские шали, Жёстовская роспись; куклы в русских сарафанах, и др.
5. Материалы созданные совместно с детьми в группе, в свободное от занятий время, это – коллекции рисунков детей по разным темам (о природе родного края, о нашем городе, о Защитниках нашей Родины, о семье, о народных промыслах и др.); созданы альбомы с фото материалами и рисунками детей: «МАМА – самая любима!», «С Днём рождения Санкт-Петербург», «Золотая Хохлома» и др.
6. Продолжаем пополнять материал о Блокаде Ленинграда и о войне 1941-1945гг. Есть много наглядного материала, сделали «Книгу памяти!» и будем её дополнять, приглашаем к сотрудничеству родителей.
7. В группе есть глобусы, макеты улиц (созданные семейным творчеством); макет города и его достопримечательностей; материал и поделки, небольшие макеты «О космосе»; есть подборка дидактического материала для закрепления знаний детей по разным темам; подборка мультфильмов из серии «Гора самоцветов», «Сказки А. С. Пушкина», «Русские народные сказки» и др.
8. В уголке изобразительной деятельности часто оформляются выставки по разным темам с использованием предметов и наглядного материала, творчества детей и воспитателей; предлагаем детям настольные развивающие игры; раскраски связанные с определённой темой; альбомы из серии «Я учусь рисовать!»; рисуем вместе на мольберте; персональная выставка детского творчества в группе, и мн. др.
9. Уголок театрализованной деятельности: атрибуты к русским народным сказкам, настольные театры, маски, небольшие макеты, потешки, песенки, дидактические игры на эмоции и др. Уголок ряженья – есть костюмы для детей в русском народном стиле и по мотивам народных промыслов России; атрибуты и одежда к сюжетно-ролевым играм.
10. Уголок «Природа и окружающий мир» : собраны альбомы по детскому экспериментированию; альбомы-наблюдения за изменениями погоды и явлениями в природе; рисунки детей о временах года; подборка художественной литературы; организация наблюдений (за комнатными растениями, за изменениями в природе, за природой на участке детского сада, за птицами у кормушек и т. п.) Есть календарь природы (настенный) и дидактический материал (который периодически обновляется и дополняется, это такие дидактические игры как: «Дикие и домашние животные», «Детки с ветки», «Строение и развитие растений», «Что сначала, что потом», «Собери картинны по временам года»; есть настольные развивающие игры: «Мир животных», «Что, где растёт?», «Фрукты и овощи», лото, кубики «Собери картинку», «Морские обитатели» и мн. др.
Правильно организованная развивающая среда в группе позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, больше узнать о своей стране, о родном городе, о народных традициях в России, а также научиться взаимодействовать с педагогами, со сверстниками, с семьёй, понимать и оценивать свои и других людей чувства и поступки.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
У России тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал. Нам необходимо воспитывать детское самосознание через знакомство с русской культурой, приобщать к народному творчеству и фольклору, знакомить с национальными игрушками, с праздниками и юбилейными датами знаменитых людей прославивших нашу страну, знакомить с творениями художников, скульпторов, поэтов, композиторов, архитекторов, значимыми событиями в истории страны и родного города, в том числе с государственными символами которые являются частью культуры и истории страны. Очень хорошо в педагогической деятельности с группой детей при поддержке родителей, раскрывать какие либо темы которые наиболее востребованы в данный момент, с учётом возрастной категории детей, которые актуальны в современном образовании и в этом нам может помочь ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
В последние годы проектная деятельность тесно переплетается с непосредственно образовательной деятельностью детей, она помогает педагогам раскрывать для детей множество самых разнообразных тем, а детям с увлечением, с творческой активностью, с любознательностью окунуться в мир прошлого, будущего, настоящего, в мир фантазии и воображения. Мною было создано множество самых разнообразных проектов и все они приносили радость, увлечение, познание чего либо нового и для нас и для наших воспитанников. Вот список некоторых из них и один из интересных моментов связанных с этим проектом: «Моя Родина – РОССИЯ!» (потрясающая выставка детских рисунков, очень понравилась детям песня «О России»); «Если только захотим, тоже в космос полетим!» (незабываемая «КОСМИЧЕСКАЯ» фото-сессия организованная в группе, к нам приходили фотографироваться все и другие группы и родители; «Земля -наш общий дом!», это экологический проект (дети с радостью участвовали в театрализованных сценках, очень удачно с пользой прошел экологический досуг, после которого и в ходе проекта дети стали больше следить за чистотой и порядком на улице, во дворе, в доме, в группе, стали бережнее относиться к воде и т. п.); литературные проекты «Поэты любимые с детства – С. Я. Маршак» к юбилею поэта (организована с помощью родителей выставка книг любимого автора, созданы поделки к его произведениям); «Увлекательный мир рассказов Н. Н. Носова» (выставка книг тоже была прекрасной, но больше всего вспоминается, что мы с детьми торопились все их прочесть, так как была подготовительная группа, мы читали перед тихим часом хотя бы по главе, а дети просили «Ну, почитайте нам ещё?» И всё-таки мы немного не дочитали «Приключения Незнайки». Так же в ходе проектной деятельности мы посетили не мало разных объектов нашего города: Александровский сад, памятник Петру первому; Конногвардейский бульвар, выставочный зал в Манеже; Санкт-Петербургскую оперу, где дети выступали на сцене с концертом ко Дню Матери!; музеи «Варежки», «Петровская Акватория», «Русский музей»; были с детьми в театре; посещали занятия при Государственной детской библиотеке им. А. С. Пушкина и мн. др.
О проектной деятельности я бы могла рассказывать бесконечно, так как она стала уже неотъемлемой частью в нашей педагогической деятельности. Проектная деятельность играет важную роль в воспитании будущего гражданина своей страны.
Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается по принципу «от близкого к далёкому», от любви к родителям, к родному дому, к детскому саду, к улице, к городу – до любви к родной стране. Поэтому знакомство с родным городом следует начинать с ближайшего окружения ребёнка – с улицы на которой находится детский сад, улицы на которой живёт ребёнок, с объектов которые находятся на ближайших улицах (магазин, поликлиника, детский сад, школа, детская игровая площадка, аптека и др.) Постепенно кругозор дошкольников расширяется, они становятся взрослее, появляются вопросы и заинтересованность, детей начинают знакомить с достопримечательностями родного города, с историческими и памятными местами, архитектурными особенностями.
К концу дошкольного периода ребёнок должен знать, что страна наша очень большая, уметь находить на карте и глобусе нашу страну; что в нашей стране много городов, деревень и что их населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура, каждый народ талантлив и богат умельцами, народным творчеством, музыкантами и художниками.
Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну –Россию, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета и вероисповедания. Безусловно, любое отношение к толерантности, к любви и гордости за свой народ и его достижения создаётся в первую очередь под влиянием родителей и педагогов. Подрастая, ребёнок открывает для себя целый мир новых понятий, вещей, отношений. Путь к познанию в детском возрасте лежит через игру, наглядный материал, чтение, беседы. В таких формах усваиваются достаточно сложные понятия, закрепляются знания, навыки и умения.
В Детском саду учат детей добру,
Зла не делать никому.
Отвагу, смелость проявлять!
Младшим помогать, старших почитать.
Свою семью любить и уважать.
Традиций народных не забывать.
Со всеми в мире, дружбе жить,
И Родиной своей всегда дорожить!
Список литературы:
Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ФГОС ДО «От рождения до школы» Москва Мозаика-Синтез 2014г.
Э. П. Костина «Родина моя – Россия!» Н. Новгород 1996г.
Интернет ресурсы.
Л. Е. Никонова «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Минск 1991г.
О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина Программа «Я, ты, мы» Учебно- методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. Москва. Дрофа 1999г.
М. Б. Зацепина «Дни воинской славы» Патриотическое воспитание дошкольников. Москва Мозаика-Синтез 2010г.
М. Д. Маханёва «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Москва 2009г.