Ольга Тонеева
Кроссенс-технология развития предпосылок критического мышления у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
КРОССЕНС означает «пересечение смыслов». Девять изображений расставлены так, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу все. Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.
Кроссенс, впервые опубликованный в 2002 году в журнале "Наука и жизнь",
представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратов для «Крестиков – ноликов. Понимая, что работа по технологии КЕРОССЕНС трудна, но интересна – передо мной встал вопрос – как подготовить детей к разгадыванию кроссенса?
Публикация «Кроссенс-технология развития предпосылок критического мышления у старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Технологию КРОССЕНС в работе с детьми нужно начинать применять с
адаптированных ее вариантов, используя следующие методы и приемы:
*Ассоциативный куст
*Логические цепочки
*Не полный кроссенс (4,6 картинов)
* Кроссенс с открытой темой
*Непосредственно сам кроссенс
*Различные способы разгадывания
Технологию кроссенс можно использовать при проведении НОД, экспериментальной, познавательной, самостоятельной, досуговой деятельности с детьми и родителями. С помощью кроссенса можно формулировать цель и тему мероприятия, изучение, закрепление и обобщение изученного материала, включать как рефлексию.
Такие творческие задания, повышают инициативность, креативность, развивают воображение, фантазию, логическое и творческое мышление. У
дошкольников формируется познавательная, информационная и
коммуникативная деятельность. Кроссенс позволяет использовать ранее
приобретенные знания, чтобы создавать новые. Все, что известно людям – все существующие знания – было кем-то создано. Создано, в большей степени, с помощью целенаправленного хода рассуждений с оценочными
компонентами – основными факторами критического вида мышления. Очень
важно научить детей думать, а не просто запоминать, вникать в суть
информации, осмысливать её. Мыслить критически можно в любом возрасте.
Даже у старших дошкольников накоплено для этого достаточно жизненного
опыта и знаний.
АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ КРОССЕНСА :
1. Определить тему
2. Выделить 9 элементов (картинок)
3. Найти ассоциативную связь между этими элементами,
определить их последовательность
4. Сконцентрировать основной смысл в центральном пятом квадрате
5. Подобрать изображения.
Читать кроссенс можно одним из следующих способов:
сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке, далее
двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка, завернутая «улиткой».
Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным
является квадрат с номером 5. По желанию составителя, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.
Таким образом, мы можем сказать, что развивающий метод «кроссенс»
способствует формированию не только мыслительных процессов, но и
развитию креативности, коммуникации, сотрудничества у дошкольников.