МААМ-картинки

Криотерапия как средство развития сенсорного и тактильного восприятия у детей с речевыми нарушениями

Кристина Александрова
Криотерапия как средство развития сенсорного и тактильного восприятия у детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать +Заказ

Арт – терапия (терапия искусством) – один из методов логопедической и психологической работы, использующей возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Арт – терапия включает в себя огромное количество психокоррекционных методик, которые принадлежат к различным видам искусства и дифференцируются в зависимости от лечебного, коррекционного и психопрофилактического воздействия на человека.

Публикация «Криотерапия как средство развития сенсорного и тактильного восприятия у детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах

В основе арт – терапии лежит сенсорный опыт ребенка, что в свою очередь важно для эффективного развития сенсорно-перцептивной сферы и моторики. Согласно Пирамиде Обучения (развития ЦНС) – (Pyramid of Learning Williams Shellenberger) - сенсорные системы – это основа развития человека.

Пирамида иллюстрирует важность ранних этапов развития ЦНС (нижних «этажей» пирамиды) для правильной работы сложнейших систем ее «верхних этажей». Не обеспечив развитие нижних структур, мы не можем перейти к развитию верхних. Нет смысла ждать от ребенка чистой и развернутой речи, если у него нарушена обработка сенсорной информации.

Сенсорное развитие имеет прямое воздействие на формирование правильной речи. Речь развивается наглядным, действенным путем. Правильное восприятие предметов является главной умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия.

На сегодняшний день есть множество вариантов сенсорных игр, методик, технологий. Эти методы и технологии подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе и активно используются в коррекционно – развивающей работе. Одним из них является криотерапия.

Криотерапия (от латинского "крио" - холод и "терапия" – лечение, воздействие). Этот метод пришел в коррекционную педагогику из медицины, которая успешно использует его в лечении и оздоровлении.

Криотерапия или контрастная терапия – один из методов, позволяющих производить воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучшается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно способствует развитию речи.

В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

Целями криотерапии являются : стимуляция моторики рук, улучшение речевой функции, социальная адаптация (при ДЦП, аутизме, синдроме Дауна).

Криотерапия имеет свои показания и ограничения к использованию. В логопедии любые методики назначают индивидуально, чтобы не навредить пациенту.

Ограничения к назначению криотерапии в логопедии :

Наличие эпилептического синдрома.

Миопатия.

Непереносимость холода.

Гипертермическое состояние (субфебрилитет, температура более 38°С).

Обострение хронических патологий.

Инфекционные болезни (вирусные, бактериальные).

Допускается применять криотерапию у пациентов с легкой формой гиперактивности, при дефиците внимания.

Почему же именно криотерапия? Данный метод позволяет мне, как логопеду, решать ряд задач коррекционно – развивающего обучения, а главное ее проведение не требует специального оборудования.

Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет. Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «сюрприз» в замороженный кусочек льда.

В классическом своем исполнении, криотерапия предполагает простые манипуляции с ледяными кубиками с постепенным увеличением времени воздействия от 10 до 60 секунд. Криотерапия проводится в три этапа.

1. Можно предложить детям разложить цветные льдинки по цветам, по форме, найти игрушки от киндер сюрприза в льдинках, можно играть цветными льдинками как мозаикой. Дети стоят вокруг стола и перебирают руками лёд (начинают с 10–15 секунд). Затем разогревают руки на горячей грелке (в тазу с тёплой водой или держа пластиковые бутылки с горячей водой). Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.

2. После криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. Затем проводится любая пальчиковая гимнастика.

3. Развитие тактильной чувствительности : растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок, собирание шишек в одну посуду, а шариков в другую и т. д.

На фоне криотерапии у детей улучшается четкость речи, увеличивается словарный запас. После терапии дети лучше выражают свои мысли, быстро запоминают новую информацию.

Литература:

1. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.

2. Гин А. Приемы педагогической техники. – М. : Вита- Пресс, 2011

3. Баранов А. Ю., Кидалов В. Н. Лечение холодом. – М. : Апрель, 2009. – 160с

4. Гвоздева А. Н. Вопросы изучения детской речи / Гвоздев А. Н. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 2011 – Т. 1. – 472с.

5. Руденков В. И. Логопедия. Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей. Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 2010

6. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша : Игры на восприятие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М: просвещение. АО «Учеб. мет» 2005.

7. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение.

Публикации по теме:

Игры для сенсорного развития детейИгры для сенсорного развития детей "Игры для сенсорного развития детей" Уважаемые коллеги! предлагаю вашему вниманию игры изготовленные своими руками для сенсорного развития.

Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностямиИспользование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Назначение Занятие.

Консультация для родителей «Лепка из снега как средство развития мелкой моторики и тактильного восприятия» Лепка из любого материала (пластилина, глины, теста и т. д.)является прекрасным средством развития мелкой моторики, которое оказывает положительное.

Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников»Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

Консультация и презентация «Бизиборд как средство сенсорного развития детей 3–4 лет» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9 «ТОПОЛЁК» Презентация: «Бизиборд-как средство.

Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Лабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зренияЛабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения Лабиринты – игры головоломки, которые являются средством развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Сегодня.

Конспект НОД по формированию сенсорного восприятия в 1 младшей группеКонспект НОД по формированию сенсорного восприятия в 1 младшей группе НОД: «Плывет, плывет кораблик»Программное содержание: Цель: Формирование представления у детей о длине и величине. Задачи: 1. (образовательная).

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развитие тактильного восприятия у детей с ДЦПРазвитие тактильного восприятия у детей с ДЦП Консультация для педагогов К тактильной чувствительности (осязанию) относят ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Криотерапия как средство развития сенсорного и тактильного восприятия у детей с речевыми нарушениями
Опубликовано: 6 марта 2021 в 21:40
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Криотерапия как средство развития сенсорного и тактильного восприятия у детей с речевыми нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Александрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД