Кристина Александрова
Криотерапия как средство развития сенсорного и тактильного восприятия у детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать +Заказ
Арт – терапия (терапия искусством) – один из методов логопедической и психологической работы, использующей возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Арт – терапия включает в себя огромное количество психокоррекционных методик, которые принадлежат к различным видам искусства и дифференцируются в зависимости от лечебного, коррекционного и психопрофилактического воздействия на человека.
Публикация «Криотерапия как средство развития сенсорного и тактильного восприятия у детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах
- Криотерапия для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В основе арт – терапии лежит сенсорный опыт ребенка, что в свою очередь важно для эффективного развития сенсорно-перцептивной сферы и моторики. Согласно Пирамиде Обучения (развития ЦНС) – (Pyramid of Learning Williams Shellenberger) - сенсорные системы – это основа развития человека.
Пирамида иллюстрирует важность ранних этапов развития ЦНС (нижних «этажей» пирамиды) для правильной работы сложнейших систем ее «верхних этажей». Не обеспечив развитие нижних структур, мы не можем перейти к развитию верхних. Нет смысла ждать от ребенка чистой и развернутой речи, если у него нарушена обработка сенсорной информации.
Сенсорное развитие имеет прямое воздействие на формирование правильной речи. Речь развивается наглядным, действенным путем. Правильное восприятие предметов является главной умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия.
На сегодняшний день есть множество вариантов сенсорных игр, методик, технологий. Эти методы и технологии подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе и активно используются в коррекционно – развивающей работе. Одним из них является криотерапия.
Криотерапия (от латинского "крио" - холод и "терапия" – лечение, воздействие). Этот метод пришел в коррекционную педагогику из медицины, которая успешно использует его в лечении и оздоровлении.
Криотерапия или контрастная терапия – один из методов, позволяющих производить воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучшается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно способствует развитию речи.
В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».
Целями криотерапии являются : стимуляция моторики рук, улучшение речевой функции, социальная адаптация (при ДЦП, аутизме, синдроме Дауна).
Криотерапия имеет свои показания и ограничения к использованию. В логопедии любые методики назначают индивидуально, чтобы не навредить пациенту.
Ограничения к назначению криотерапии в логопедии :
Наличие эпилептического синдрома.
Миопатия.
Непереносимость холода.
Гипертермическое состояние (субфебрилитет, температура более 38°С).
Обострение хронических патологий.
Инфекционные болезни (вирусные, бактериальные).
Допускается применять криотерапию у пациентов с легкой формой гиперактивности, при дефиците внимания.
Почему же именно криотерапия? Данный метод позволяет мне, как логопеду, решать ряд задач коррекционно – развивающего обучения, а главное ее проведение не требует специального оборудования.
Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет. Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «сюрприз» в замороженный кусочек льда.
В классическом своем исполнении, криотерапия предполагает простые манипуляции с ледяными кубиками с постепенным увеличением времени воздействия от 10 до 60 секунд. Криотерапия проводится в три этапа.
1. Можно предложить детям разложить цветные льдинки по цветам, по форме, найти игрушки от киндер сюрприза в льдинках, можно играть цветными льдинками как мозаикой. Дети стоят вокруг стола и перебирают руками лёд (начинают с 10–15 секунд). Затем разогревают руки на горячей грелке (в тазу с тёплой водой или держа пластиковые бутылки с горячей водой). Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.
2. После криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. Затем проводится любая пальчиковая гимнастика.
3. Развитие тактильной чувствительности : растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок, собирание шишек в одну посуду, а шариков в другую и т. д.
На фоне криотерапии у детей улучшается четкость речи, увеличивается словарный запас. После терапии дети лучше выражают свои мысли, быстро запоминают новую информацию.
Литература:
1. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
2. Гин А. Приемы педагогической техники. – М. : Вита- Пресс, 2011
3. Баранов А. Ю., Кидалов В. Н. Лечение холодом. – М. : Апрель, 2009. – 160с
4. Гвоздева А. Н. Вопросы изучения детской речи / Гвоздев А. Н. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 2011 – Т. 1. – 472с.
5. Руденков В. И. Логопедия. Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей. Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 2010
6. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша : Игры на восприятие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М: просвещение. АО «Учеб. мет» 2005.
7. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение.