Галина Прудаева
Конспект урока русского языка «Корень слова» в 5 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Корень слова
Цель: закрепить знания о корне слова
Задачи:
Обучающие: дать понятие о корне слова как о морфеме, формировать умение находить корень через подбор однокоренных слов, научиться определять слова с омонимичными корнями.
Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать в процессе тре-нировочных упражнений.
Воспитательная: развивать интерес к изучению русского языка.
Публикация «Конспект урока русского языка „Корень слова“ в 5 классе» размещена в разделах
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Тип урока : объяснение нового материала.
Технологии: визуализации, здоровьесбережения.
Методы: интеллект-карты (развитие предметной компетентности, исследова-тельский (при выполнении практических заданий)
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять корень слова с по-мощью подбора однокоренных слов, различать омонимичные корни.
Ход урока.
Учитель: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа.
1. Актуализация.
- Прежде, чем записать тему урока, давайте вспомним что изучает наука мор-фемика?
(Морфемика – это наука, которая изучает морфемы)
- А что называют морфемой? (Морфема – это наименьшая значимая часть слова)
- Какие морфемы вы знаете? (Корень, приставка, суффикс, окончание)
- Какую морфему мы уже изучили? (окончание)
- А что вы знаете об окончании? (Окончание – это значимая часть слова, кото-рая образует формы слова).
- А теперь послушайте, пожалуйста, загадку. И тогда может вы мне скажете тему нашего урока.
«Я у дуба, я у зуба, я у слов и у цветов, я упрятан в темноту, я не вверх, я вниз расту.» (Корень)
- Правильно. Запишите тему сегодняшнего урока «Корень».
2. Объяснение нового материала
- Давайте порисуем. (На доске изображается интеллект-карта)
Слово корень будет обозначать корень дерева. Какое слово возьмём? (выбор детей). Например, слово : лес. Из этого корня сначала вырос ствол, а потом начали появляться ветки, новые слова. Подскажите мне, пожалуйста, какие новые слова можно образовать из слова лес (лесной, лесок, подлесок, лесник, лесоруб, лесопилка, лесовоз, лесозавод, лесополоса, лесополоса, лесотунд-ра). А если взять слово лесом – оно будет однокоренным словом? Правильно, это то же самое слово, что и лес. Нарисуем от нашего корня ещё один коре-шок.
Ребята, а без корня дерево может существовать? Конечно, нет. Так и без кор-ня слово не может существовать. У слова может не быть окончания, пристав-ки, суффикса, но корень есть обязательно всегда.
- Скажите, пожалуйста, что может объединять слово-корень со словами-ветками? Посмотрите в толковом словаре значение слова лесополоса и дру-гих слов. Все эти слова имеют к лесу непосредственное отношение: или охра-няют лес, или выращивают лес, или рубят лес.
Вывод: Значит корень – это главная значимая часть слова, в которой заклю-чено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
3. Усвоение нового материала.
Игра «Четвёртый лишний»
1. Желток, железо, жёлтый, желтизна
2. Водяной, водник, водить, вода
3. Годовой, год, годик, годиться
4. Домовой, домра, домик, дом
5. Косой, раскосый, коса, искоса
Необходимо найти лишнее слово среди однокоренных слов, а остальные слова записать в тетрадь и подчеркнуть корень.
Учитель: Как мы с вами выяснили по примерам 2, 3, 5 не все слова с одина-ковым написанием корня слов являются однокоренными. А как называют сло-ва, которые похожи по написанию, но различны по значению. Правильно, это омонимы. Так и среди корней есть корни, которые похожи по написанию, но отличны по значению. Их так и называют омонимичные корни.
4. Физминутка для глаз
5. Практическая работа.
У вас на столах лежат листочки со словами. Вам нужно в первый столбик вы-писать однокоренные слова, а во второй формы слова.
1. Свет, светить, светлый, свету, посветить, рассвет, светом.
2. Дар, дарить, подарочный, подарок, дары
3. Винт, винты, винтить, винтовой
4. Бок, боковой, бока, боковина, боков
5. Звон, звонок, позвонить, звоночек, звонкий, перезвон
Учитель: Ребята, как вы думаете бывает корень в словах, который со-стоит из одной буквы? Слово лить (льёт, льёшь, лью, льём)
Подведение итогов
- О чём мы сегодня на говорили на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
- Как называются слова у которых корни одинаковые по написанию и имеют общее лексическое значение для этих слов?
- Как называются корни, одинаковые по написанию, но разные по лекси-ческому значению?
- Вам была интересна эта тема?
Домашнее задание параграф 74, упр. 393 стр. 13