стрелкова жанна
Коррекция проблем обучения методами кинезиологии в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
«Коррекция проблем обучения методами кинезиологии в старшем дошкольном возрасте».
Чем же обусловлен выбор данного метода
Актуальность проблемы.
Слайд
Слайд
• Вид проекта:
• информационный, практико-ориентированный.
• Участники проекта:
• педагог – психолог, воспитатели групп, дети старшей группы, родители воспитанников.
Публикация «Коррекция проблем обучения методами кинезиологии в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
• Срок реализации: октябрь- апрель
• Тип проекта: долгосрочный.
• Проблема :
• Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии,
снижение интеллектуальной готовности к школе.
Слайд
Цель проекта: Способствовать гармоничному умственному развитию дошкольников. Развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания, речи.
Задачи проекта:
Для детей:
Развитие межполушарного взаимодействия;
Синхронизация работы полушарий;
Развитие мелкой моторики.
Развитие психических процессов;
Для педагогов:
Повышение профессиональной компетентности в вопросах применения в работе кинезиологических упражнений.
Применять в практике работы с детьми кинезиологические упражнения
Для родителей:
Познакомить родителей с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами.
Научить родителей применять эти методики во взаимодействии с детьми.
Слайд
Давно не секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии.
В настоящее время приемлемым считается, развитие ребенка на нижней границы нормы. Снижается интеллектуальный уровень, падают возможности обучения. При этом объем знаний, который должны усвоить дети увеличивается.
Многие проблемы ребенка, возникновение которых приписывается социальным факторам (плохое настроение, повышенная тревожность, отклонения в поведении и т. п, могут быть следствием недостаточной работы мозга (низкий тонус мозга). Для укрепления психофизического здоровья необходимо проведение кинезиологической гимнастики.
Слайд
Название «кинезиология» происходит от греческих слов «кинезис» (kinesis, «движение» и «логос» (logos, «наука». «Кинезиология» - это наука о движении, о движении мышц. - наука о развитии головного мозга через движение, которая существует довольно давно.
Применение метода кинезиологической гимнастики позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, улучшает мыслительную деятельность, память и внимание.
Слайд
Кинезиология базируется на особенностях функциональной асимметрии полушарий мозга человека, благодаря которой возможно гармоничное развитие обоих полушарий.
1. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи).
2. Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое - гуманитарное, образное; левое - математическое, знаковое, любая психическая функция левого полушария сначала формируется в правом и лишь позже дублируется, перемещаясь в левое, а нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей.
Например: формир. пространственные представления, зрительное восприятие (правое полушарие) - это условие для развития речи, логики, анализа (функции левого полушария).
Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи специальных кинезиологических упражнений, направленных от движения к мышлению, и которые являются основой развития интеллекта.
Слайд
Для этой цели разработаны специальные упражнения: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка (но оптимальна для данных условий, тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.
Слайд
условия проведения кинезиологических упражнений
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия: Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.
Слайд
Этапы реализации проекта.
I этап – организационно-подготовительный
Слайд
II этап – Практическая реализация проекта.
Технологическая схема опыта.
Проект «Коррекция проблем обучения методами кинезиологии в старшем дошкольном возрасте».
Цель проекта: Способствовать гармоничному умственному развитию дошкольников. Развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания, речи.
В работе данного проекта примут участие: дети старшей группы, воспитатели старшей группы, родители детей, педагог-психолог.
Ставим первый проблемный вопрос : выработать стратегию, позволяющую улучшить работу головного мозга (используем физические упражнения, дыхательную гимнастику).
Вторым проблемным вопросом является формирование образовательной среды и методического комплекса, которые позволяют развивать умственные способности детей не нарушая законов и этапов психофизического развития.
На основе проблемных вопросов мы выработали требования к методическому комплексу. Он должен опираться на основной вид деятельности в дошкольном возрасте – игру; учитывать возрастные особенности психических процессов дошкольников.
Благодаря двигательным упражнениям для пальцев происходит компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует к детской стрессоустойчивости к обучении к школе. Занятия направлены на преодоление патологических синкенизий, устраняют дезаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.
Условия реализации проекта следующие:
1. Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.
2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
4. Упражнения проводятся стоя или сидя
5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Воспитатель следит за правильностью выполнения заданий.
Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей).
1. Подбор программно-методического обеспечения.
За основу была принята развивающая кинезиологическая программа А. Л. Сиротюк.
2. Обучение педагогов.
Идея проекта будет донесена до педагогического коллектива в рамках педсовета. Будет организован игровой тренинг, на котором педагоги на практике овладеют кинезиологическими упражнениями и смогут включать их в педагогический процесс.
3. Пополнение и модернизация развивающей среды.
Будет сделана методическая подборка кинезиологических упражнений и развивающих игр. В группах будут организованы уголки для развития мелкой моторики кистей рук.
4. Выбор метода диагностики и подбор диагностического материала.
Мы считаем, что оптимальным является методика определения уровня развития межполушарного взаимодействия: проба Н. И. Озерецкого на динамический праксис «кулак-ребро-ладонь», степень сохранности примоторной зоны, проба на пальцевый гнозис и праксис, исследование орального праксиса, речевой вариант пробы Хеда, ритмы.
5. Работа с родителями.
На собрании ознакомим родителей с проектом, расскажем о значимости кинезиологических упражнений. Предложим родителям самим освоить данные упражнения. Раз в месяц в родительский уголок будем ставить информацию о новом комплексе и приглашать на встречу для овладения им.
II этап – Рефлексивно-диагностический.
1. Анализ профессиональной компетентности педагогов.
Педагоги провели самооценку опыта в сфере кинезиологических упражнений.
2. Определение уровня развития межполушарного взаимодействия у детей.
В индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов, для планирования педагогического процесса и прогнозирования желаемого результата.
Вид работы Где реализуется
Растяжки
Дыхательные упражнения
Глазодвигательные упражнения
Телесные упражнения
Упражнения для развития мелкой моторики Релаксационные упражнения
- Игра в уголке с занимательными упражнениями.
- Использование элементов из кинезиологических комплексов в других видах деятельности.
- свободная деятельность
Система реализации проекта
Работа с родителями Работа с педагогами Обеспечение творческой направленности
1. Наглядная информация в родительском уголке
2. Тематические родительские собрания
3. Занятия-практикумы по кинезиологическим упражнениям.
4. Индивидуальные консультации 1. Тематический педсовет
2. Самообразование 1. Накопление и обобщение педагогического опыта
2. Функционирование уголков занимательными упражнениями