Неля Адулова
Конспект занятия «Как люди трудились раньше» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Как люди трудились раньше» старшая группа
Цель занятия : Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей славянского народа. Познакомить детей с некоторыми видами ремесел (пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха).
Обогащать словарь детей названиями предметов быта наших предков (самовар, ухват, чугун, сарафан, лапти, прялка, сундук).
Публикация «Конспект занятия „Как люди трудились раньше“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Видами ремесел: пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха.
Оздоровительные задачи:
Поднимать эмоциональный настрой детей, способствовать оздоровлению детей с помощью проведения физкультминуток: «Дружно встали на разминку».
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Нетрудно, ребята, нам песенку спеть.
Нетрудно, а всё таки, надо уметь.
За что ни возьмись, нужно мастером стать,
И дело любое уметь выполнять.
Должны всё делать сами умелыми руками.
Ничто и никогда
Не даётся без труда.
- Сегодня наше занятие посвящёно людям труда.
Дидактическая игра «Кем ты будешь?»
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие : мы «побываем в прошлом».
Ребята, нашим предкам приходилось много трудиться для того, чтобы обеспечить себя пропитанием и жильем.
Воспитатель: Славяне были умелыми мастерами, они изготовляли большое количество различных инструментов. Которые облегчали и ускоряли их труд.
(Показ картинок с изображением славянских орудий).
Воспитатель: Как вы думаете, для чего использовался каждый из этих инструментов?
И загадку отгадайте.
Здесь не погреб, не чулан
Не растет за ним тюльпан
Есть там светлая светлица
Есть там русская девица
Есть и печка и труба
Это русская ….
Дети: - Изба.
В-ль: - Правильно, ребята! Это загадка про избу. А что такое изба?
Дети: - Это деревянный дом….
В-ль:. - Кто жил в избах?
Дети: - Люди, семья….
Ребята, вы обратили внимание, какие были большие семьи. Кого вы увидели на картине.
Дети: - Бабушку, дедушку, папу, маму, братьев, детей и т. д.
В-ль: - Каждая такая большая семья занималась своим ремеслом.
Давайте познакомимся с ремеслами наших предков.
Воспитатель на мольберт выставляет картинку и говорит пословицу:
- «Хлеб всему голова»
- О чем эта пословица?
Дети:- Эта пословица о хлебе…
В-ль: - Чтобы вырастить хлеб нужно сначала вспахать землю.
Кто пахал землю?
Дети: - Землю пахал пахарь (возможно дети скажут человек, тогда воспитатель сообщает что этого человека называют - пахарь)
В-ль: - Одна большая семья занималась земледелием и выращивала пшеницу, рожь, а потом пекли хлеб.
Кроме хлеба на столе у славян было: мясо, ягоды, грибы. Как же они попадали на стол?
Дети: - Славяне ходили в лес, охотились на зверей….
В-ль: - Как называли славян, которые охотились на зверей?
Дети: - Их называли охотниками….
Воспитатель выставляет на мольберт картинку славянского охотника.
В-ль: - У охотника были: острый нож, стрелы с металлическими наконечникам. Были семьи, которые занимались этим ремеслом.
- Кто же ковал охотникам эти металлические предметы?
Дети:- Металлические предметы для охотников ковали кузнецы…
Воспитатель вывешивает картинку славянского кузнеца. В славянской семье, этим ремеслом занимались только мужчины. Кузнечное ремесло считалось занятием таинственным и даже колдовским. Кузнец должен быть сильным, чтобы держать тяжелый молот, как богатырь.
А вы, хотите быть такими сильными?
Дети: - Да, хотим….
Физкультминутка: «Дружно встали на разминку».
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
(руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
(поворот вправо)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
(поворот влево)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
(поворот вправо)
Через левое плечо.
(поворот влево).
И назад сгибаем спинку.
Раз- два - три, раз- два - три,
Да смотри не упади.
(дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу).
Наклоняемся вперед.
Кто до пола достает?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счету.
(наклоны вперед).
После физкультминутки дети садятся на стулья.
Воспитатель обращает внимание детей на подарки, которые подарила хозяйка избы.
В-ль: - Ребята, а как вы думаете, из чего сделана эта миска?
Дети: - Миска сделана из глины….
В-ль: - Правильно, сделал эту миску гончар.
Выставляет на мольберт картинку славянского гончара.
- Гончары лепили из глины миски, кувшины, горшки на гончарном круге,
а затем обжигали их в горячей печи. Многие славянские семьи занимались этим ремеслом.
Воспитатель выставляет на мольберт картинку славянская ткачиха.
В-ль:- А были семьи, которые занимались ткачеством. На ткацком станке из нитей ткали холсты, старинный ткацкий станок назывался «кросна».
Посмотрите, какой замечательный коврик нам подарила хозяйка избы.
Значит она кто?
Дети: - Хозяйка избы ткачиха….
В-ль: - Правильно и все женщины большой семье были ткачихи.
Воспитатель предлагает вспомнить:- Что нового узнали о жизни славян?
Дети: - Славяне жили большими семьями, и каждая семья занималась своим ремеслом….
В-ль: - Названия каких ремесел вы запомнили?
Дети: - Пахарь, охотник, кузнец, ткачиха, гончар.
В-ль: - Славянские семьи были очень большие и дружные. Мы сегодня вспомнили, где и как они жили и познакомились с их ремеслами.
Игра «Кому, что нужно для работы»
1: Игла
Я одноухая старуха
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха
Как паутину я тяну.
(Игла)
2: Пила
Принялась она за дело,
завизжала и запела.
Ела, ела, дуб, дуб,
поломала зуб, зуб.
(Пила)
3: Молоток
Сам худ - голова с пуд.
На работу вышел - каждый услышал.
(Молоток)
4: Гвоздь
Бьют Ермилку по затылку,
он не плачет, только носик прячет.
(Гвоздь)
5: Лейка
Огородник тот
с длинным носом живет.
Где носом качнет,
там вода потечет.
(Лейка)
Зубы имеют,
а зубной боли не знают
(Грабли)
7: Рубанок
По деревянной речке
плывет кораблик новый,
свивается в колечки
дымок его сосновый.
(Рубанок)
9: Ножницы
Два конца, два кольца, посредине гвоздик.
(Ножницы)
10: Наперсток
У дядюшки у Никона
Вся лысина истыкана.
(Наперсток)
1. Черный конь
Скачет в огонь. (кочерга)
2. Ни свет ни заря
Пошел, согнувшись со двора. (коромысло)
3. Толстый, пузатый
Стоит и пыхтит. (самовар)
4. Блестит, сверкает
Всю траву срезает. (коса)
5. Без рук, без ног
Во все стороны кланяется. (люлька, зыбка)
6. Рогат – да не бык,
Хватает – да не сыт,
Людям отдает,
Сам на отдых идет. (ухват)
7. Стоит девица в избе,
коса на дворе. (печь)
8. На топтале был,
На кружале был,
на пожаре был,
на базаре был –
Домой пришел. (печной горшок)
Представление ремесел: каждый ребенок выходит на середину круга и загадывает свою загадку, остальные отгадывают. После садится на место.
1. Я лечу людей,
маленьких детей,
не гончар,
не пекарь,
а самый лучший ….(ЛЕКАРЬ)
2. Изготовлю вам из глины:
Миску, крынку и горшок.
У меня отличный дар,
Ремесло мое….(ГОНЧАР)
3. Путешествую по свету,
Я объехал уж весь мир.
Я привез меха, конфеты,
Ткани: шелк и кашемир.
Угадайте ж, наконец,
Ремесло мое….(КУПЕЦ)
4. Нужен вам половик
или ткань красивая,
изготовлю в один миг.
Управляюсь лихо,
Ремесло мое (ТКАЧИХА)
5. Драгоценности, алмазы,
Покорили уж весь мир.
Изготовлю украшенья –
Я великий ….(ЮВЕЛИР)
6. Разукрашу я красиво:
И доску и ложку,
И наличник на окно
Распишу немножко. (КРАСИЛЬЩИКИ)
7. Надо лошадь подковать,
Изготовить ключ к замку,
Что угодно – все смогу.
Даже меч – кладенец,
Ремесло мое - ….(КУЗНЕЦ)
8. Сколочу вам лавку, стол,
Да еще скамейку.
Вовсе не охотник,
А самый лучший ….(ПЛОТНИК)
9. Он любит свою Родину
и жизнь готов отдать.
Только он достоин – звания – (ВОИН)
10. Очень меткий я стрелок:
Будь то волк иль колонок.
Попаду я в миг.
Кто же я (ОХОТНИК)
Игра «Сложи картинку» (русская утварь)
11. Я из пушистой шерсти
Напряду вам пряжи.
Смотаю все в клубочки
и свяжу носочки,
иль теплую рубаху,
потому что (ПРЯХА)
Подведение и итога занятия.