Мария Храброва
Методические подходы к оптимизации двигательной активности детей раннего возраста
Цель: описать формы работы по созданию оптимального двигательного режима.
Задачи:
- создать в экспериментальной физкультурно-игровую группе среду;
- внедрить в практику упражнения для детей большой и малой подвижности;
- разработать и адаптировать перспективное планирование самостоятельной двигательной деятельности;
- разработать и адаптировать перспективное планирование физкультурных занятий;
Публикация «Методические подходы к оптимизации двигательной активности детей раннего возраста» размещена в разделах
- внедрить в практику примерный план организации двигательной деятельности детей раннего возраста.
Организация физкультурно-игровой среды.
Для игр была выделена достаточная площадь: столы для книжек, картинок, пирамидок были убраны, вместо них были изготовлены полочки под окнами для размещения игрушек, пособий. Были убраны стеллажи для игрушек, вместо них были изготовлены многофункциональные ящики (h=10-15-20см, в которых лежат кубики, мячи, мелкие игрушки. На них можно влезать и залезать в них. Была изготовлена дорожка из линолеума для упражнений в равновесии, плоскостные квадраты, цветы, бабочки, силами родителей сшиты мягкие модули и бревна для перелезания. Была изготовлена крупная игровая мебель, на которой ребенок мог посидеть, полежать.
Для прогулок были изготовлены: навесной щит для метания, крупные плоскостные изображения различных животных, цветные шнуры для развития ходьбы и бега. Были закуплены новые физкультурные пособия и оборудование: мячи, обручи, скакалки, разные тележки, коляски, лошадки, озвученные каталки, надувные мячи и игрушки.
На основании диагностик был составлен двигательный режим детей экспериментальной группы, в который вошли организованные и самостоятельные виды двигательной деятельности.
Проводилась работа с родителями:
- Индивидуальные беседы об адаптации и ее значение в развитии движений.
- О необходимости соблюдения режима дня в выходные; об организации прогулок; организация закаливания и т. д.
Были предложены папки-передвижки:
“Подарите мне мяч”;
“Мама, папа, позанимайтесь со мной! ”;
“Наш семейный стадион”;
В родительском уголке появилась малая энциклопедия “Азбука здоровья”, в которой освещаются вопросы здоровья, физического и двигательного развития.
Таким образом, для двигательной деятельности детей раннего возраста были созданы условия, продумано содержание, подбор пособий, проводилась работа с родителями.
Примерный план организации двигательной деятельности детей раннего возраста.
Организованная двигательная деятельность.
Занятия по развитию движений
(2 в неделю в группе и 1 на улице) – 15-20 мин.
Подвижные игры на прогулке
ежедневно 15-20 мин.
Самостоятельная двигательная деятельность
с разными физическими пособиями
утром 20-30 мин.
после завтрака 10-15 мин.
на прогулке 40-50 мин.
после сна 30-40 мин.
после ужина 40-60 мин.
Игровая деятельность 60-70 мин.
(в течение дня)
Закаливание
Оздоровительная прогулка
ежедневно
В холодный период года 1,5-2 часа
В теплый период года 3-4 часа
Умывание прохладной водой перед каждым приемом пищи, после посещения туалета, каждого загрязнения рук.
Воздушные ванны до и после сна,
на занятиях по развитию движения. 5-10 мин.
Ходьба босиком в обычных условиях и по ребристой дорожке после сна, на занятиях по развитию движения.
(время увеличивается постепенно) 5-10 мин.
Вариативная часть самостоятельной двигательной деятельности на сентябрь, октябрь, ноябрь.
В утренние часы:
Для малоподвижных детей :
бросание шариков, скатывание мячей с горки + бег за ними
ходьба по дорожке (доске) + бег по ней
ходьба вдоль бревна + спрыгивание, перешагивание
Для детей большей подвижности :
бросание мяча + прокатывание под дугу (веревку) или прокатывание по доске (дорожке)
перелезание бревна + передвижение по бревну, сидя на нем верхом, + перешагивание бревна
ходьба между 2-3-4 веревками с перешагиванием; подлезание под веревку, натянутую между двух предметов на разной высоте
В часы прогулки:
Для малоподвижных детей
бросание мячей (колец) вверх (вдаль) + бег за ними
ходьба между 2-ми линиями (веревками) + бег по дорожке из 2-х линий (веревок)
перебрасывание мячей через веревку (песочницу)
Для детей большей подвижности :
забрасывание мячей в корзину, прокатывание их по доске песочницы
подлезание под веревку, натянутую между деревьями на разной высоте
ходьба с перешагиванием 3-4-х веревок, выкладывание из них круга и ходьба по нему.
В вечерние часы:
Для малоподвижных детей :
перелезание через бревно + спрыгивание с него, перешагивание, прыжки вдоль бревна
бросание шариков вверх (без ловли); бросание мячей вдаль + бег за ними
ходьба между 2-х веревок (линий, вдоль полки + бег по дорожке из 2-х линий (бег вдоль палки)
Для детей большей подвижности :
прокатывание между 2-мя параллельно положенными шнурами или прокатывание по доске или прокатывание под дугу
перешагивание бревна + передвижение по бревну, сидя на нем верхом
перешагивание из обруча в обруч, разложенных на двух параллельно стоящих гимнастических скамейках.
Вариативная часть самостоятельной двигательной деятельности
на декабрь, январь, февраль.
В утренние часы:
Для малоподвижных детей :
бросание шариков (мячей) вдаль + бег за ними + скатывание их с горки, наклонной доски
ходьба между 2-х веревок (шнуров) + бег по дорожке из 2-х шнуров + бег по доске, лежащей на полу
перелезание через бревно + спрыгивание с него + перешагивание + прыжки вдоль бревна
Для детей большей подвижности :
прокатывание мячей под дугу или между 2-я параллельно положенными шнурами, по доске
ходьба с перешагиванием3-4-х шнуров или выкладывание их них извилистых дорожек и ходьба по ним
ходьба по мягкому бревну, перешагивание его или подлезание под веревку, натянутую между двумя предметами на разной высоте
В часы прогулки:
Для малоподвижных детей :
ходьба вдоль снежных валов + бег по ним + спрыгивание со снежных валов
бросание снежков (колец) через снежные валы + перебрасывание снежков через голову назад + бросание вниз из положения стоя с высоко поднятыми руками
Для детей большей подвижности :
перелезание снежных валов + перешагивание их + передвижение по снежному валу, сидя на нем верхом
бросание снежков (колец) в обруч + бросание снежков в верхнюю треугольную часть лесенки-стремянки
В вечерние часы:
Для малоподвижных детей :
перебрасывание мяча через гимнастическую скамейку + перебрасывание через голову назад + бросание вверх (без ловли)
ходьба по скамейке + бег по скамейке (за руку с воспитателем) + прыжки вдоль скамейки + спрыгивание со скамейки
Для детей большей подвижности :
подлезание под веревку, натянутую между двух предметов на разной высоте + прокатывание мяча под веревку
перелезание гимнастической скамейки, подлезание + ползание на животе с одновременным прокатывание мяча по полу вдоль скамейки правой и левой рукой
Вариативная часть самостоятельной двигательной деятельности
на март, апрель, май.
В утренние часы:
Для малоподвижных детей :
перебрасывание мяча через веревку + бег за мячом; отбивание от пола мяча (без ловли); скатывание с доски, положенной одним концом на ящик
перешагивание через линии + прыжки через линии + бег по дорожке из 2-х линий + бег вдоль линий
перелезание бревна + прыжки вдоль бревна + спрыгивание + перешагивание бревна
Для детей большей подвижности :
ходьба по доске (между 2-мя линиями) + прокатывание мяча + отбивание от пола
подлезание под веревку (дугу)+ толкание мяча головой + катание мяча друг другу из положения сидя
ходьба с перешагиванием 3-4 веревок + прыжки через 3-4 веревки
В часы прогулки:
Для малоподвижных детей :
бросание мячей вдаль + бег за ними + удары ногой (футбол) + бросание мяча вниз из положения стоя с высоко поднятыми руками
катание обруча вперед и бег в обруч + прыжки из обруча в обруч + бег с зажатым в руках обручем
перешагивание линий + прыжки через линии + бег по дорожке из 2-х линий
Для детей большей подвижности :
бросание мячей вдаль + забрасывание в обруч + прокатывание мяча по доске песочницы (между 2-мя линиями)
ходьба с перешагиванием 3-4-х линий + прыжки через 3-4 линии
прокатывание мячей под веревку, натянутую между 2-мя деревьями на разной высоте + подлезание под нее
В вечерние часы:
Для малоподвижных детей :
бросание мяча вдаль + скатывание мяча с горки (наклонной доски) + бег за мячом
скатывание обруча с горки и бег за ним + прыжки из обруча в обруч + бег по дорожке из обручей
прыжки через веревку (скакалку) + бег вдоль скакалки + бег по дорожке из 2-х веревок (скакалок)
Для детей большей подвижности :
катание мяча друг другу из положения сидя + сбивание мячом кегли + отбивание от пола
пролезание в вертикально поставленный обруч + перешагивание из обруча в обруч, расположенных на двух параллельно стоящих гимнастических скамейках
ходьба по скамейке + ползание на животе по скамейке с одновременным прокатыванием мяча по полу вдоль скамейки правой и левой рукой
Вариативная часть самостоятельной двигательной деятельности на июнь, июль, август.
В утренние часы:
Для малоподвижных детей :
бег за мячом, скатывание мяча с доски, положенной наклонно на рейку гимнастической лестницы; перебрасывание через натянутую веревку
катание обруча вперед и бег за ним + бег по дорожке из обручей
прыжки через линию, начерченную на земле; бег вдоль линии, бег по дорожке из
2-х линий
Для детей большей подвижности :
забрасывание мячей в обруч + прокатывание по дорожке из 2-х линий (на земле) + сбивание мячом кегли
вращение обруча вокруг своей оси + пролезание в вертикально поставленный обруч
ходьба с перешагиванием 3-4-х линий + прыжки через 3-4 линии
В часы прогулки:
Для малоподвижных детей :
перебрасывание мяча через голову назад + бег за мячом + удары ногой (футбол)
бег с надетым на себя обручем + бег по дорожке из обручей
прыжки через веревку, лежащую на земле + бег вдоль веревки + бег по дорожке из 2-х веревок
Для детей большей подвижности :
забрасывание мячей в корзину + прокатывание по доске песочницы + прокатывание под веревку
вращение обруча на вытянутой руке + ходьба по краю обруча
ходьба по доске песочницы + сбивание мячом кегли + подлезание под веревку, натянутую между 2-х деревьев на разной высоте.
В вечерние часы:
Для малоподвижных детей :
бросание мячей вниз из положения стоя с высоко поднятыми руками + прыжки на 2-х ногах с зажатым между ними мячом
бег с зажатым в руках обручем + катание обруча вперед и бег за ним
прыжки через скакалку, лежащую на земле, бег со скакалкой + бег вдоль скакалки, лежащей на земле.
Для детей большей подвижности :
забрасывание мячей в обруч + прокатывание между 2-мя параллельно положенными скакалками + отбивание от земли
вращение обруча на полу + пролезание в вертикально поставленный обруч
ходьба с перешагиванием 3-4 скакалок + прыжки через скакалки
Примерное содержание упражнений в разных видах движений и игр для малоподвижных детей.
Цель: Использовать в работе для активизации малоподвижных детей.
Упражнения с мячом: бросание вверх (без ловли, вдаль; бег за мячом; скатывание с наклонных поверхностей (горка, желоб, доска) в сочетании с бегом; удары ногой (футбол); прокатывание по полу (резко, с силой) между ног назад и бег за мячом; перебрасывание через голову назад; бросание вниз из положения стоя с высоко поднятыми руками; прыжки на двух ногах с зажатым между ними мячом*; отбивание от пола (без ловли); отбивание с одновременным подпрыгиванием на двух ногах*; в чередовании с хлопками рук*; вкатывание на горку, перебрасывание мяча через гимнастическую скамейку, натянутую веревку.
С обручем: катание обруча вперед и бег за ним; скатывание с горки и бег; прыжки с надетым на себя обручем (“машина”, по дорожке из обручей (“руль автомашины”).
Со скакалкой: прыжки через скакалку, положенную на пол, со скакалкой; бег вдоль скакалки, разложенной на полу, по дорожке из двух скакалок.
С мягким бревном: спрыгивание, перешагивание; прыжки вдоль бревна.
Эти упражнения могут быть использованы и в двигательной деятельности детей средней подвижности.