Ирина Зайцева
Рефлексия педагога как способ продуктивного общения с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Рефлексия педагога
как способ продуктивного общения
с детьми раннего возраста».
Дети одинаковы, точнее, равны.
Они равны и одинаковы - перед добрым и худым.
Дети поначалу походят на промокашки:
Впитывают в себя все, что
грамотно или безобразно написано родителями.
Альберт Лиханов:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2016
Рефлексия – это активная форма общения с ребенком. Общение с детьми является сутью нашей профессии. И от того, насколько эффективно нам удается это общение организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников, но это и наша самооценка профессиональной деятельности. Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия – это совместная деятельность детей и воспитателя, позволяющая совершенствовать воспитательный и учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ребенка. В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное, успешным.
Давайте вспомним, что исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
• РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;
• РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
• РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
И сегодня я хочу поделиться нашим опытом работы. Рефлексия с детьми используется не только в непрерывной образовательной деятельности, но и в режимных моментах с детьми, как старшего дошкольного возраста, так и раннего. В группах раннего возраста педагоги применяют рефлексию настроения и эмоционального состояния, а так же рефлексию деятельности. Например,
- при приеме детей (солнышко и тучка);
- во время выполнения гигиенических процедур: мытье рук
- во время приема пищи (если плохо кушал – выбери картинку с радостной улыбкой, если плохо – картинку с грустным лицом). В данном случае идет и поощрение и стимул стараться хорошо кушать.
- на прогулке ( выбрать погоду: если солнечно - желтый цвет, если дождливо – синий цвет, тем самым происходит знакомство с окружающим миром.
- при чтении художественной литературы, например сказка, где героем является лиса («Колобок») : если лисичка как поступила? Если хорошо - выбрать солнышко, если плохо – тучку, то есть дети определяют действие, поступок персонажа.
- в игре (когда происходит спор между детьми за игрушку, наша задача научить детей общаться со сверстниками, делиться игрушками.
- как себя вел в течение дня – здесь происходит самооценка ребенка своего поведения и выявления педагогом его хороших или плохих качеств поведения ( пример: Ты сегодня делился со всеми игрушками? Ребенок отвечает: нет. – Давай вместе с Васей поиграем. И педагог уточняет, что вместе играть веселее и ребенок сам делает вывод, что надо делиться игрушками.
Почему в группах раннего возраста именно в режимных моментах мы применяем рефлексию. Потому что у ребенка появляется стимул следующий раз стараться вести себя хорошо, делиться игрушками, выполнять данные ему поручения.
Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с раннего возраста, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит. Я еще раз повторю, что именно в наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное, успешным.
Рефлексия :
Игра «Ромашка».
Я думаю, что каждый из вас способен стать для ребенка маленьким солнышком, которое всегда осветит путь, обогреет и даст рост нашим цветочкам (детям). И сейчас на каждом лепестке нашей ромашки напишите продолжение фразы : «Дети любят общаться со мной, потому что…» (Несколько примеров озвучить)
Релаксация
Закончить нашу встречу я хочу релаксационным упражнением. Мы очень активно потрудились, давайте теперь отдохнем, чтобы с новыми силами идти к детям. Сядьте удобно. Закройте глаза. Отбросьте все мысли, слушайте только мои слова:
«Ребенок, которого я воспитываю – человек. Не будущий, а сегодняшний, настоящий. Поэтому он другой, как и все люди. Он также призван к жизни, как и я. Это нас объединяет.
Я люблю, когда меня принимают такой, какая я на самом деле. Поэтому я принимаю ребенка, понимаю, терплю, прощаю.
Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю ребенку учить меня.
Ребенок, которого я воспитываю, верит мне. Поэтому я охраняю его детство.
Я не применяю силу к нему, потому что я его уважаю. За это я уважаю себя и ему благодарна».
Я желаю вам успехов в нелегком деле воспитания.