Галина Суворова
Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству «Палитра» для учащихся 1–4 классов
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Палитра» разработана для занятий с во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель формирования гармоничной всесторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью при помощи художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Это направление, наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности, так как творчество – это одно из значимых качеств человека. Творческое вдохновение – человеческая потребность, в которой личность находит счастье. Переживая духовное удовлетворение оттого, что он творит, человек по-настоящему ощущает, что он живет. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в ребенке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному. Вот такое творческое начало и воспитывается в ребенке. Без творческой фантазии, которую мы пытаемся развить в ребенке, не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Этим обуславливается актуальность данной программы. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, требуют от них быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Публикация «Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству „Палитра“ для учащихся 1–4 классов» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- ИЗО в школе
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Младший школьный возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии красоты эстетической и духовной. Со многими видами творчества младшие школьники знакомятся на уроках изобразительной деятельности, а во внеурочной деятельности дополняют свои знания новыми технологиями и используют нетрадиционные способы изображения.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т. п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Художественное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Создавая свои работы, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Рисунки, созданные детьми, радуют всех окружающих. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – рисунки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.
Во внеурочной деятельности несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Цель и задачи программы
Цель: расширение и углубление знаний, развитие интереса, приобщение к самостоятельному творчеству, раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества художественно – изобразительными средствами.
Задачи:
1. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
2. Развитие познавательного интереса, способностей, эстетических потребностей и художественно - творческой активности обучающихся.
3. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
4. Улучшение моторики, пластичности, гибкости рук, развитие точности глазомера.
5. Поддержание интереса детей к изобразительной деятельности через ситуацию успеха.
6. Воспитание мастерства, чувства красоты и гармонии, трудолюбия и ответственности.
7. Формирование устойчивого интереса к художественной деятельности.
8. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Формы и режим занятий
Для реализации программы используется основная форма - занятие, состоящее из частей:
Вводная часть занятия – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой техникой работы на последующие занятия.
Ознакомительная часть занятия – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами.
Практическая часть занятия – педагог осуществляет контроль за работой каждого ученика, оказывает детям индивидуальную помощь.
Итоговая часть занятия – подводит итоги детских работ, выполненных за время занятия. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема №1 «Красочное настроение» - условия безопасной работы (введение в образовательную программу). Знакомство с различными вариантами и способами изображения знакомых композиций. Превращение из обычного в удивительное и неповторимое. Получение пятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна.
Смешанная техника - рисование восковыми мелками и покрытие акварелью.
Выполнение заданий: «Праздничный букет», «Краски лета».
Декорирование точкой – рисование цветными карандашами, гелевыми ручками, фломастерами
(по выбору детей).
Выполнение заданий: «Осенний цветок».
Рисование углем - знакомство с новой техникой, растушевывание рисунка.
Выполнение заданий: «Дремучий лес», «Паук и паутина», «Совушка - сова».
Монотипия – получение оттиска в зеркальном отражении.
Выполнение заданий: «Морское дно», «Зачарованный мир».
Тема №2 «Искусство вокруг нас» - рисунок как непосредственный вид искусства. Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Знакомство с разными видами графики и её характерными особенностями (штрих, линия, контраст чёрного и белого).
Кляксография – способы рисования кляксами.
Выполнение заданий: «Превращение кляксы», «Кукла-бабочка».
Техника пуантелизма - создание изображения при помощи одних лишь точек.
Выполнение заданий: «Волшебные поляны», «Мир насекомых».
Граттаж – процарапывание рисунка.
Выполнение заданий: «Зимний пейзаж», «Космос».
Рисование ватными палочками – нанесение рисунка тычком.
Выполнение заданий: «Снежинки».
Смешанная техника - рисование восковыми мелками и покрытие гуашью.
Выполнение заданий: «Салют», «Новогодняя елка».
Тема №3 «Дело мастера боится» - знакомство с основными законами декоративной росписи. Стилизация природных форм. Роль техники мятой бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в развитии мелкой моторики.
Техника витраж – рисование специальными красками по прозрачной поверхности (стаканчик, обложка).
Выполнение заданий: «Всяк мастер на свой лад», «Лоскутный коврик».
Техника набрызг – способ нанесения щеткой или жесткой кистью.
Выполнение заданий: «Снежные краски».
Смешанная техника - разные технические приёмы работы с инструментами и материалами.
Выполнение заданий: «Валентинка».
Техника мятой бумаги – рисование мятой бумагой.
Выполнение заданий: «Рисуем снеговика».
Декоративное рисование – рисование элементов росписей: гжель, хохлома, городец, дымка.
Выполнение заданий: «Гжельская роспись», «Хохломская роспись», «Городецкая роспись», «Дымковская роспись».
Тема №4. «Творческая мастерская» - развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков для более сложных действий. Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.
Рисование красками - изобразительные свойства акварели. Основные цвета.
Выполнение заданий: «Добрая сказка».
Орнамент - ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами.
Выполнение заданий: «Сказочная композиция», «Узорчатые змейки».
Рисование карандашами – передача формы, очертания и цвета изображаемых животных.
Выполнение заданий: «Фантастическое животное».
Рисование восковыми мелками – создание творческой работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.
Выполнение заданий: «Весенний день».
Тема №5. «Вернисаж» - просмотр творческих работ обучающихся и обсуждение результатов работы за время работы кружка. Компьютерные презентации, фотоработы. Организация выставок работ в конце деятельности кружка.
Выполнение:
Персональные выставки.
Создание творческого портфолио.
Организация выставок работ в конце года - «Наш музей».