Ирина Анохина
Компоненты и содержание воспитательной предметно-пространственной среды ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Компоненты и содержание воспитательной предметно-пространственной среды ДОО
№ Компоненты среды Содержание предметно-пространственной среды
1. Знаки и символы государства, региона, населенного пункта и ДОО Герб и флаг России, аудиозапись Гимна РФ, портрет Президента. герб и флаг региона, герб родного города (поселка).Карта страны, карта региона. Материалы о ВОВ: книги, альбомы, фотографии. Лэпбуки: «Наша армия родная», «День Победы».
Альбом, посвященный участникам СВО «Мы гордимся!». Символы СВО.
Альбомы, иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных
Публикация «Компоненты и содержание воспитательной предметно-пространственной среды ДОО» размещена в разделах
праздников.
Фотоальбомы, открытки с изображением памятных мест родного края.
Фотоальбом с изображением детского сада и мероприятий, проведённых в детском
саду.
Литература для детей по патриотическому воспитанию.
Аудиозаписи патриотических песен.
2. Компоненты среды, отражающие региональные, этнографические и другие особенности социокультурных условий, в которых находится ДОО Оборудование и пособия, отражающие историю, культуру и быт народов родного края: элементы народных костюмов, домашняя утварь, этнокультурные предметы и др.
Объекты растительного мира региона. Альбомы с фотографиями памятных мест и исторических событий родного города (поселка).
Лэпбуки: «Мой родной город (поселок)», «Природа нашего края».
Фотоальбомы: «Улица, на которой я живу», «Достопримечательности моего города (поселка)».
Макеты архитектурных сооружений города (поселка, улицы
3. Компоненты среды, отражающие экологичность, природосообразность и безопасность. Уголок уединения.
Сенсорные уголки.
Фотовыставки, способствующие самоидентичности ребенка: «Я и моя семья», «Мои летние каникулы», «Мои любимые игрушки»
Игры и игрушки для мальчиков. Игры и игрушки для девочек.
Игры-самоделки, изготовленные конкретными детьми совместно с родителями или с воспитателем.
Уголок дежурств «Я помогаю», заполненная фотографиями с надписью роли, которую
4. сегодня ребенок исполняет: «Дежурный по столовой», «Помощник воспитателя», «Ответственный за порядок» и др.
Стенд «Моё настроение».
Временные компоненты : коллекции, газеты, выставки, оформленные совместно с
родителями, продукты детской деятельности, полученные в результате реализации
различных проектов (книжки-малышки, альбомы, макеты и др.).
Оборудование, инвентарь и пособия для развития детей в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа.
Все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и
безопасности их использования, санитарно-эпидемиологическим правилам и
нормативам, правилам пожарной безопасности
5. Компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры и совместной деятельности Игрушки, атрибуты, пособия и оборудование для дидактических, режиссерских и
сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, театрализованных игр, игр со
строительным материалом, игр с правилами, подвижных игр и др.
Игровые ширмы.
Различные виды театра: пальчиковый, теневой, плоскостной и др., атрибуты для
театрализованной деятельности, сундучки ряжения.
Полифункциональные предметы, предметы-заместители, природные материалы,
пригодные для использования в игровой деятельности.
Оборудование для рисования, аппликации, лепки (бумага, картон, краски, кисти,
клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски).
Игры для девочек (кукольный уголок, «Кухня», Салон красоты») и для мальчиков
(«МЧС», комплект моделей машин, атрибуты для игры в инспекторов ДПС,
пожарных).
Книги, энциклопедии, альбомы
6. Компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей Игрушки, атрибуты, пособия и оборудование для сюжетно-ролевых игр в семью.
Лэпбуки: «Моя родословная».
Фотоальбомы с фотографиями членов семей воспитанников.
Рисунки детей на тему «Моя семья».
Альбом с детскими рассказами об интересных событиях в семье.
Тематические папки «Наши мамы», «Игры наших бабушек и дедушек», «Профессии
моих родителей».
Выставки семейных коллекций. Книги, альбомы, иллюстрации о семье и семейных отношениях
7. Компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие красоту знаний, необходимость научного познания, формирующие научную картину мира Предметы и оборудование для опытов и элементарной исследовательской
деятельности.
Схемы, таблицы, мнемотаблицы, условное схематическое изображение явлений
природы, предметы-заместители, графические знаки и др.
Игры математического содержания, счетный материал, карточки и схемы.
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья
деревьев, семена и др.
Иллюстративный материал: книги, энциклопедии, тематические альбомы и др.
На участках ДОО:
- оборудование для «Метеостанции» на участке ДОО: флюгер, ветряной рукав,
термометр, осадкомер, снегомерная рейка, барометр, магнитный стенд и др. ;
- оборудование для «Экологической тропы»;
- макеты климатических и природных зон с представителями флоры и фауны.
8 Компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность посильного труда, а также отражающие ценности труда в жизни человека и государства Фотоальбомы по теме «Профессии».
Тематические папки: «Мамины помощники», «Профессии наших родителей»,
«Герои труда нашего города (поселка)».
Фотоальбом «Мы трудимся».
Природный и бросовый материал для ручного труда (шишки, желуди, скорлупа от
грецких орехов, пластмассовые крышки, корпусы от фломастеров и др.).
Оборудование для хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы, труда на
участке (лопатки, ведерки, тряпочки, контейнеры, схемы с алгоритмом ухаживания за
растениями, фартуки и шапочки для дежурных и др.).
Портфолио для каждого ребенка «Моя трудовая деятельность в детском саду и дома».
Видеотека с сюжетами, отрывками из мультфильмов и детских кинофильмов,
отражающие ценности труда.
9. Компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможности для укрепления здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта; Атрибуты для самомассажа: массажеры, массажные перчатки, массажные мячики,
массажные дорожки.
Нестандартное физ. оборудование: самодельные кинезиологические тренажеры,
массажные коврики из крышек, ребристые дорожки на основе корпусов из
фломастеров, тренажеры для дыхательной и зрительной гимнастик.
Элементы костюмов для сюжетных гимнастик и спортивных праздников (шапочки,
накидки, маски и т. д.). Физ. оборудование для коррекции осанки и профилактики плоскостопия: ковролин для коррекции стопы, мешочки с песком, шнуры.
Атрибуты для подвижных, малоподвижных и самостоятельных игр.
Лэпбуки: «Полезные и вредные продукты», «Мой организм», «Оздоровительная
зарядка».
Дидактические игры, пособия, атрибуты, цифровые презентации, способствующие
ознакомлению детей с культурой ЗОЖ.
Оборудование для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Аптека», «Оздоровительный центр».
Коллекция музыкальных игр, развивающие видео и презентации об организме человека, здоровом питании, полезной и вредной пище.
Пособия, книги, энциклопедии, альбомы, демонстрационный материал поформированию у детей знаний о ЗОЖ.
10. Компоненты среды, предоставляющие ребёнку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями традиций многонационального российского народа Мини-музей народов России: реальные предметы быта, муляжи, макеты, картины, иллюстрации, фотографии, предметы декоративно-прикладного народного творчества.
Куклы в национальных костюмах народов РФ.
Дидактический материал, предметы и пособия по ознакомлению с народно-
прикладным творчеством, традиционными обрядовыми праздниками
многонационального российского народа.
Оборудование и атрибуты для подвижных и сюжетных народных игр.
Костюмы, в том числе народные, для различных образовательных и досуговых
мероприятий. Книги, энциклопедии, альбомы, фотографии, способствующие ознакомлению детей с историей, культурой и традициями народов России. Видеотека и аудиотека: песни, отрывки из детских фильмов, мультфильмов,
виртуальные экскурсии по России и родному краю