МААМ-картинки

Компетентностный подход в работе педагога с семьями воспитанников

Наталия Невежина
Компетентностный подход в работе педагога с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы

Компетентностный подход в работе педагога с семьями воспитанников

В настоящее время родители (законные представители) включены в государственно-общественное управление образовательной организацией, они – участники образовательных отношений и вместе с педагогом выстраивают индивидуальную образовательную траекторию.

В связи с этим от каждой стороны требуется личностная заинтересованность и понимание результативности своей части партнерства. Без этого взаимодействие не может быть эффективным.

Публикация «Компетентностный подход в работе педагога с семьями воспитанников» размещена в разделах

Педагог – прежде всего профессионал, способный грамотно и эффективно оказать помощь родителям (законным представителям, причем не только самим процессом воспитания и образования в дошкольной образовательной организации, но и формированием того, что называется родительской компетентностью.

Компетентность – это актуализированные знания и опыт, помогающие эффективно решать те или иные профессиональные задачи.

Родительская компетентность – это, прежде всего, сложное личностное образование, на основе которого строится готовность и способность родителей (законных представителей) выполнять свои родительские функции.

Принципы построения взаимодействия с родителями

(законными представителями) :

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении педагога с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если педагог не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями (законными представителями). Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Динамичность. Детский сад сегодня находится в режиме развития, а не функционирования, представляет собой мобильную систему, поэтому очень важно быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Что же необходимо для того, чтобы привлечь родителей к участию в жизни группы? Пожалуй, многое. Необходимо желание и умение наблюдать жизнь ребенка в группе во всем многообразии ее проявлений, а не только ценить свои воспитательские действия. Необходимо умение выделять существенное и позитивное в проявлениях конкретного ребенка, умение понимать причины того или иного поведения, умения и готовность записывать свои наблюдения. Готовность донести увиденное до родителей, сложить вместе с ними из отдельных фактов картину жизнедеятельности и жизнетворчества каждого ребенка.

Очевидна реакция педагогов – да, это не легко, и это можно понять, но хочется все же напомнить о необратимости некоторых явлений. Нынешние родители все дальше уходят от опыта общественного воспитания по образцу советского детского сада, все увереннее в них чувство значимости собственной личности, индивидуальности. Меняется внутренняя, личностная составляющая. Вместе с тем все больше меняется детский сад как социальное явления – из некогда закрытой самодостаточной структуры он становится открытым, подверженным существенным переменам, уязвимым.

Компетентностный подход позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей (законных представителей) в воспитательный процесс ДОУ. При этом важно, чтобы родители (законные представители) выступали в качестве полноправных участников этого процесса.

Основные установки этого подхода можно выразить в виде формулы:

активность + осознанность + самостоятельность

Параметры эти представляют собой новый уровень отношений родителей с педагогами, и характеризуются они преобладающей активностью семьи в инициировании и поддержании взаимодействия, проявлением сознательной позиции.

Анкетирование – одна из индивидуальных форм вовлечения родителей в образовательное пространство ДОУ. Как правило, анкетирование родителей педагоги проводят в начале учебного года с целью выявления их запросов, пожеланий и в конце года с целью выявления уровня удовлетворённости родителей совместным результатом работы.

Работая по ФГОС ДО помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, мы активно используются инновационные формы и методы работы.

Наглядная педагогическая пропаганда дает возможность использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только ознакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, но и непосредственно представить воспитательно-образовательный процесс.

Всем известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Кроме того, творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка, у него совершенствуются моторные навыки, развивается воображение. Родители в такой деятельности становятся активными участниками, творя вместе с детьми. Совместная деятельность не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах, кроме того, восполняет дефицит родительского внимания. Поэтому мы стараемся сделать жизнь в нашем детском саду активной и интересной для родителей (законных представителей, чтобы в ней было больше совместных разнообразных мероприятий. Также родители принимают активное участие в муниципальных, региональных конкурсах и мероприятиях.

Мероприятия, проводимые в детском саду воспитывают у детей интерес к окружающему миру, развивают креативные способности: это и фотовыставки на различные темы или посвященные памятным календарным датам, медиапрезентации, фотоальбомы к дню пожилого человека, к дню мамы и т. д.

выставки совместных поделок «Осенняя фантазия»,

«Мамочка-солнышко мое».

Так, папы, дедушки и дети изготавливают кормушки и скворечники для птиц. А в преддверии Дня матери прошел конкурс «Мамочка моя», в котором приняли участие мамы и детки. Где были игры, танцы, песни и завершился вечер прекрасным чаепитием.

Самая активная форма работы – групповые родительские собрания. Их тематика соответствует возрастным особенностям детей, годовым задачам ДОУ, проблемным вопросам группы.

Проводить родительские собрания, используя нетрадиционные методики проведения, позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру к вопросам воспитания детей.

Для привлечения родителей к жизни группы детского сада мы активно используем современные информационные технологии. У нас есть ВК мессенджер, на страницах которого родители могут обсудить мероприятия, проводимые в группе, предложить интересную идею для реализации проектной деятельности и другое.

На сайте ДОУ разработаны и систематически обновляются странички для родителей, на которых представлены нормативные документы, методические рекомендации, фото и видеоматериалы о прошедших мероприятиях в ДОУ.

ВЫВОД:

Таким образом, сегодня через разнообразные формы взаимодействия педагог поддерживает родителей в их воспитательной практике. В свою очередь родители помогают педагогам лучше узнать детей и вместе выстроить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.

Публикации по теме:

Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель»Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.

«Игры и конкурсы». Взаимодействие с семьями воспитанников«Игры и конкурсы». Взаимодействие с семьями воспитанников Традиционными для детского сада являются детские праздники. Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию фотоматериал с описанием конкурсов,.

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в рамках проекта «Красная книга» СЛАЙД 1. Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в рамках проекта «Красная книга»http://www.maam.ru/maps/news/209507.html СЛАЙД 2. Что.

Формы сотрудничества с семьями воспитанников (из опыта работы)Формы сотрудничества с семьями воспитанников (из опыта работы) Работа с родителями- важная составляющая часть нашего ежедневного педагогического труда. Для активизации работы с родителями мной используются.

Материал из опыта работы «Индивидуальный подход к творчеству наших воспитанников»Материал из опыта работы «Индивидуальный подход к творчеству наших воспитанников» Воспитанниками группы №3 в 2017-2018 учебном году являются 18 человек. Несмотря на то, что это старшая группа, «разброс» возраста детей.

Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников Кононова Т. АСемья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется.

План взаимодействия с семьями воспитанников второй младшей группы План взаимодействия с семьями воспитанников 2 младшей группы Цель: вовлечение максимального числа родителей в образовательный процесс, осуществляемый.

Сотрудничество ДОУ с семьями воспитанниковСотрудничество ДОУ с семьями воспитанников Данная статья посвящена вопросу взаимодействия детского сада и семьи. В статье рассматриваются вопросы об активных формах взаимодействия.

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Трудовые взаимодействия с семьями воспитанников группы раннего развитияТрудовые взаимодействия с семьями воспитанников группы раннего развития Трудовые или хозяйственные взаимодействия с семьями воспитанников детского сада в условиях реализации ФГОС ДОО. В соответствии с законом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Компетентностный подход в работе педагога с семьями воспитанников
Опубликовано: 15 января 2024 в 13:18
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Компетентностный подход в работе педагога с семьями воспитанников» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Невежина (УИ 1307126) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД