Марина Столярова
Компетентность педагога в сфере общения с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Цель педагогического совета : повышение уровня профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.
Задачи:
• уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с семьями воспитанников;
• активизировать педагогическое мышление педагогов как основуигрового моделирования способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями, стимулировать у них развитие творчества и профессиональной активности;
Публикация «Компетентность педагога в сфере общения с родителями» размещена в разделах
• поддерживать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. Задача педагогического коллектива – воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности. Поэтому нам необходимо наладить тесный контакт с родителями для достижения поставленной задачи, а для этого педагогам необходимо быть профессионально компетентными с сфере общения.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад — первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям.
У педагогов и родителей единые задачи : сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых - достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Как показывает практика, эффективной является любая совместная деятельности родителей и педагогов. Так, уже коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие паны и мамы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.
Из чего складывается успех общения? Прежде всего, из желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленником.
Анализ современных требовании к организации общения педагога с родителя воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Профессиональная компетентность предполагает также прочность ценностных ориентаций, сформированность профессионально значимых качеств (выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение и др., глубокое овладение знаниями о семье, ее воспитательном потенциале, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи, разнообразии практических способов организации общения.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Я предлагаю отправиться в удивительное путешествие по различным станциям.
Предлагаю педагогам встать друг за другом – паровозиком, и под музыку отправиться в путешествие.
I станция
Общение- это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Потребность в общении, потребность человека в человеке В. А. Сухомлинский называл самой неискоренимой, самой человечной. Он считал, что там, где нет культивирования этой потребности, никакими хитроумными организационными зависимостями, никаким подчинением и руководством невозможно возместить убогость воспитания. И научиться общаться можно только в процессе общения, и не только по книгам и советам знающих людей!
-Упражнение «цитаты»
II станция «Художественная»
Цель: создание портрета педагога, компетентного в сфере общения с родителями воспитанников.
Мы уже определили, что ведущая роль организации общения принадлежит воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями? (высказывания педагогов)
- УПРАЖНЕНИЕ
Я предлагаю вам «нарисовать» портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.
Далее обсуждение
В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки.
Личностные качества и установки (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
(личностный компонент)
• Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников
• Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями
• Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями
• Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность.
Знания (содержательный компонент)
• о семье
• об особенностях семейного воспитания
• о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания
• о методах изучения семьи
• о современных формах организации общения
• о методах активизации родителей.
Умения и навыки (деятельностный компонент)
• Умение преодолевать психологические барьеры общения
• Владение методами изучения семьи
• Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье
• Умение ориентироваться в информации
• Умение конструировать программу деятельности с родителями
• Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями
• Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.
Портрет педагога
• Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями
• Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»
• Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей
• Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.
• В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.
• Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
• Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.
• Умеет планировать предстоящее общение : подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.
• Обладает развитыми коммуникативными навыками.
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
III. Психологическая зарядка
Упражнение. Какой педагог готов к взаимодействия, тот который доволен собой, чувствует себя хорошо и знает себе цену, предлагаю немного повысить самооценку!
Цель: овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала.
Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь".
1. Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: "Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача".
2. Потирая ладонь о ладонь повторить: "Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче".
3. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: "Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего".
4. Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: "На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо".
5. Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: "Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу".
6. Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: "Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна".
7. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: "Я бодра и энергична, и дела идут отлично".
8. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: "Вселенная мне улыбается, и все у меня получается".
9.
IV. Конфликтная
Цель: успешное разрешение конфликтов с родителями.
1 задание «Нужны ли конфликты с родителями?»
(презентация)
Упражнение.
Инструкция: первой команде необходимо за 5 минут подобрать аргументы в пользу того, что конфликты с родителями недопустимы. Второй команде за это же время – аргументы в пользу того, что не нужны.
Вывод;
Воспитателю необходимо научиться грамотно доносить информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только потом формулировать проблему: "Ваш Петя сегодня здорово рисовал, он у вас замечательный, но есть одна сторона, которая меня очень волнует. Вы своего ребенка лучше знаете, может быть, вы мне что-то посоветуете в этом плане… Я замечаю, что он часто бьет Катю, как вы считаете, с чем это может быть связано? Давайте вместе подумаем, в чем здесь дело и как ему помочь…" Это позиция сотрудничества, общение на равных, обращение к родителю как к знающему и компетентному человеку.
Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем — это хорошая работа воспитателя. Если он действительно работает с душой, увлечен ею, "горит" на работе, то родители прощают ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает конфликтов! Однако в большинстве случаев конфликты все-таки имеют место.
Также важны и для улучшения отношений между родителями и детьми Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей. Родители учатся любить ребенка таким, каков он есть, безоговорочно. Они имеют возможность увидеть собственного ребенка в обстановке, отличной от семейной, понаблюдать за его общением со сверстниками и педагогами, открыть в нём новые способности. В совместной деятельности родители и дети учатся понимать друг друга, доверять друг другу, становятся настоящими партнёрами.
5 задание «Желаю Вам.»
Цель: Развивать умение доброжелательно общаться с родителями.
Инструкция: сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент — похвала успехов их ребенка.
Вопросы после упражнения:
1. Что вы чувствовали, высказывая пожелания?
2. Удалось ли вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
3. Какие трудности у вас возникли при выполнении задания?
V. Аналитическая
Цель: подведение итогов педагогического совета.
- Да, трудностей на самом деле в организации общения много : это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами "на равных", как с коллегами, прийти к доверительному, "душевному" общению. Из чего же складывается успех общения?
Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть вдругом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как "официальное лицо" - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым поделиться, не опасаясь осуждения.
Раздать памятки воспитателям по проведению беседы с родителями (Приложение 2. Приложение 3).
Примерный кодекс общения :
1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.