Тимарова Анна
Консультация учителя-логопеда «Когда мы читаем детям»
▼ Скачать +Заказ
Консультация учителя – логопеда Тимаровой Анны Николаевны
«Когда мы читаем детям»
ПИСАТЕЛИ О КНИГАХ
Действие человека мгновенно и одно, действие книги множественно и повсеместно.
А. С. Пушкин
Книги – это друзья, бесстрастные, но верные.
Виктор Гюго
Какое богатство мудрости и добра заразительного рассыпано по книгам всех народов и времен…
Л. Н. Толстой
Публикация «Консультация учителя-логопеда „Когда мы читаем детям“» размещена в разделах
Когда я вижу вокруг себя, как люди, не зная, куда девать свое свободное время, изыскивают самые жалкие занятия и развлечения, я разыскиваю книгу и говорю внутренне: этого одного довольно на целую жизнь.
Ф. М. Достоевский
Без книг пуста человеческая жизнь. Книга не только наш друг, но и наш постоянный вечный спутник. Без нее нет для меня нормального человеческого существования.
Демьян Бедный
Читать – это не только узнавать факты. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
К. А. Федин
Трудно переоценить значение художественной литературы для развития ребенка – она способствует расширению горизонтов детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощение в тех или иных литературных героях, является одним из источников формирования начальных представлений о прекрасном. Когда мы читаем детям, а затем вместе с ними обсуждаем прочитанное, мы тем самым преподносим им уроки умственного, нравственного, эстетического воспитания. Как же использовать художественные произведения для развития у детей воображения и творческого мышления?
Как правило, прежде всего родителей интересует то, что же в конце концов понял ребенок, что он усвоил из прочитанного. Однако не менее важно узнать, как ребенок приходит к этому пониманию. Иногда книга может послужить закреплению уже усвоенных ребенком знаний, а иногда заставит его задуматься, приведет к открытию чего-то нового для себя. Умение обнаружить это новое, увязать воедино с уже имеющимися знаниями, сделать соответствующие выводы – все это показатели сформированности у ребенка логического, рассуждающего мышления. Как развитие воображения, так и развитие логического мышления происходит при столкновении ребенка с новыми для себя проблемами, ситуациями. Многие литературные произведения могут стать хорошим материалом для совместного обсуждения с ребенком тех своеобразных проблемных ситуация, которые в них изображены, путей разрешения этих ситуаций. Начинать подобные обсуждения полезно уже с детьми 4-5 лет, а для старших дошкольников совместное решение проблемных ситуаций должно стать существенной частью бесед по содержанию прочитанного.
Прежде всего о том, какие произведения лучше использовать для этой цели. Для чтения со старшими дошкольниками уже недостаточно тех книг, сюжет которых построен прямолинейно: каждое последующее событие в них однозначно вытекает из предыдущих и может быть ими полностью объяснено. Понимание подобных текстов часто может сводиться к воспроизведению уже усвоенных ребенком образцов: достаточно легко определяется, кто из героев «хороший», а кто «плохой», и дальнейшее течение событий можно предсказать, «став на место» соответствующего персонажа. Такие произведения могут послужить закреплению у ребенка определенных нравственных норм и оценок, но для развития мышления они не вполне подходят. Постарайтесь подобрать для чтения с ребенком такие произведения, где описываются события неоднозначные и противоречивые, смысл которых можно понять, только исходя из общего контекста. Подобные тексты можно найти среди рассказов М. Зощенко, Н. Носова, В. Осеевой и других детских писателей.
Теперь о том, как стимулировать воображение и творческое мышление ребенка в самом ходе обсуждения прочитанного. Сначала еще раз подумайте над содержанием рассказа. Возможно, вам покажется, что действие его героев могут объясняться различными причинами и, если разобраться, ваша интерпретация событий ничуть не6 уступает авторской. В этом случае не надо требовать от ребенка, чтобы он вынес из текста одну – единственную «мораль». Может быть, ребенок предложит вполне разумное объяснение, соответствующее логике текста, - не стоит навязывать ему свой «безошибочный» вариант понимания, исправляя тот, к которому он пришел самостоятельно. Однако пусть ребенок постарается доказать свою правоту, обосновать ту или иную оценку событий. Помните при этом, что подлинное понимание – процесс не менее творческий, чем создания произведения, и не лишайте ребенка радости «сотворчества».
Если же вы видите, что ваш ребенок предпочитает не обдумывать прочитанное, а пытается свести новое содержание к набору готовых схем и оценок, - помогите ему проявить воображение и творчество при работе с книгой. Для этого, например, можно превратить текст в объект своеобразного «экспериментирования». Ведь именно в экспериментировании с объектами, окружающими его, ребенок активно познает их, лучше понимает их существенные свойства и закономерности. Как же «экспериментировать» с текстом? Предложите ребенку поиграть в игру «А если…». Вы заменяете какого -либо героя произведения или какое – либо событие на противоположное по смыслу или лишь немного отличающееся от оригинального. Ребенок же должен придумать новый вариант событий, учитывая внесенные вами изменения. Вы же, в свою очередь, указываете ребенку на противоречия, к которым приводит отход от логики текста, когда фантазия уводит слишком далеко от исходного сюжета. Вот, например, вы обсуждаете с ребенком рассказ В. Осеевой «Отомстила» :
- А что было бы, если бы Катя сразу догнала своего брата?
- Она бы его простила, а он сказал бы, что не будет ее краски трогать.
-А помнишь, какая она вначале была сердитая, с кулаками на Алешу бросалась. Могла бы она его сразу простить? И т. д.
«Экспериментируя» с содержанием текста, ребенок начинает лучше понимать его логику, учится рассматривать отдельные события не изолированно, а во взаимосвязи с другими. Все это формирует у дошкольников новый, творческий подход к литературным произведениям, способствует развитию воображения и мышления.