Нина Александровна Кудряшова
Клубный час как одна из форм развития коммуникативных навыков у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
[«Клубный час как одна из форм развития коммуникативных навыков у дошкольников»
Кудряшова Нина Александровна – воспитатель
МБДОУ «ЦРР – детский сад «Золушка» г. Абакана РХ
Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. Общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребё нка: от того, насколько успешно оно складывается, зависит темп развития ребёнка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям; в общении со сверстниками он учится выстраивать отношения по определённым правилам, осознавать себя как субъекта в системе социальных отношений. Таким образом, формирование коммуникативной компетенции ребенка дошкольного возраста является актуальной проблемой современной дошкольной педагогики, и в дошкольном образовании происходит поиск эффективных технологий, способствующих развитию коммуникативных навыков.
Публикация «Клубный час как одна из форм развития коммуникативных навыков у дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Для решения этой проблемы мы решили ввести в нашем детском саду современную педагогическую технологию «Клубный час», разработанную сотрудниками Института социологии РАН (в частности, Н. П. Гришаева). «Клубный час» — это особая технология развития личности ребёнка. Педагогическая технология заключается в том, что дети могут в течение одного часа свободно общаться друг с другом, и перемещаться по детскому саду, соблюдая определенные правила, а по звону колокольчика возвращаться в группу. Одно из главных условий проведения «Клубного часа» – его длительность, а именно не менее 1 часа.
При проведении «Клубного часа» дети развивают умения ориентироваться в пространстве; планировать свои действия и оценивать их результаты; самостоятельно решать спорные вопросы и улаживать конфликты; происходит воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста; воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки; приобретение собственного жизненного опыта, переживаний.
Образовательная деятельность в форме «Клубного часа» впервые в нашем детском саду был организована и проведена в ноябре - декабре 2018 года. Нами был выбран такой тип Клубного часа, как «Деятельностный».
Была проведена большая предварительная работа:
1. Информация родителей : родителям рассказали о цели, особенностях проведения Клубного часа в детском саду, о мерах безопасности; были оформлены разрешения на проведение фото и видеосъемки детей.
2. Подготовка территория для проведения КЧ: были установлены указатели в коридоре; на дверях кабинетов и групп, принимающих участие в клубном часе, наклеены эмблемы; на остальных кабинетах – запрещающие знаки.
3. Информирование детей и разработка правил КЧ: совместно обсудили общие организационные и содержательные моменты; акцент был сделан на том, как дети должны себя вести во время мероприятия, какие будут предусмотрены «штрафные санкции» за нарушение правил поведения.
Правила КЧ:
• Говори «здравствуйте», когда входишь в другую группу, и «до свидания», когда уходишь.
• Говори и ходи спокойно.
• Возвращайся в группу по сигналу звонка.
• Если не хочешь ходить в другие группы, можно остаться в своей группе.
• Если устал, можешь вернуться в свою группу, обязательно предупредив взрослого.
4. Подготовка воспитателей.
Воспитатели готовили работу с детьми в своей группе: оформляли зоны для работы с приходящими детьми; изготовили для воспитанников своей группы специальные сумочки, в которые дети вложили маршрутные карты и 3 жетона, которые могут забрать за нарушение правил КЧ.
Чтобы дети лучше ориентировались в помещении детского сада и не растерялись во время проведения мероприятия, заранее были проведены экскурсии. Непосредственно перед уходом детей из группы дети ещё раз познакомились с маршрутной картой, каждый ребёнок получил её в уменьшенном варианте в именной сумочке вместе с жетонами; повторили правила КЧ, и по звонку дети отправились по выбранному ими маршруту. Мероприятие проходило так. Сотрудники находились на рабочих местах и занимались своими текущими делами, ожидая прихода детей. Заранее был подготовлен материал для различных видов деятельности: изготовление куколок из бумаги; бантиков из длинного воздушного шарика; писем Деду Морозу; шумовых игрушек для оркестра из «киндер – сюрпризов»; масок настроения; солёное тесто для лепки «колобков»; пластилин для картинок;
в спортивном зале – спортивное оборудование.
По окончании «Клубного часа» взрослые подавали сигнал (звон колокольчика) о том, что пора возвращаться в группы. Когда все дети собрались в родных группах, было организовано обсуждение, обмен впечатлениями и мнениями (релаксационный круг). Дети рассказывали, чем они занимались в гостях; что им понравилось, что запомнилось; с какими новыми друзьями они познакомились, с кем ранее знакомым встретились; хотят ли они, чтобы ещё был проведён в детском саду Клубный час. Все педагоги отметили, что дети давали только восторженную оценку происходящего с гордостью демонстрировали поделки и, конечно же, хотели повторения мероприятия.
Используемая литература:
Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации. ФГОС. /Автор ст. научный сотрудник ИС РАН Гришаева Н. П. / Редактор Сухова Е. А. : Издательство Вентана – Граф,2015.