Москвитина Елена Викторовна
Кинезиологические игры и игровые упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
"Кинезиологические игры и игровые упражнения
на развитие межполушарных связей как средство
интеллектуального развития дошкольников»
Автор: Москвитина Елена Викторовна,
старший воспитатель высшей квалификационной категории
Организация: МБДОУ «Детский сад № 323» г. о. Самара
Публикация «Кинезиологические игры и игровые упражнения» размещена в разделах
Выбранное мною направление деятельности явилось не случайным, это результат анализа исследований в области интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. Интеллектуальное развитие старших дошкольников определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, а также базовыми интеллектуальными умениями: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, декодирование информации.
Проведя наблюдение за детьми в разнообразных видах деятельности, я увидела, что у детей есть проблемы, которые необходимо исправить новыми методами и приемами.
В ходе исследования возникли следующие вопросы:
• Как же поддержать познавательную активность ребёнка, развить его мыслительные процессы: восприятие, мышление память и воображение, не перегружая ребёнка излишней информацией?
• Как помочь развить умственные способности ребенка, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье?
Ответом на эти вопросы, оказалась такая наука, как кинезиология.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.
Кинезиология происходит от греческого слова «кинезис», что обозначает движение, и «логос» - наука, т. е. наука о движении, а если быть точнее, то кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движение.
Именно они позволяют улучшить работу полушарий головного мозга, гармонизировать их взаимодействие, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Учитывая этот фактор, я решила использовать кинезиологические игры и упражнения, чтобы увеличить способности детей к обучению.
Всем известно, что мозг человека состоит из двух полушарий.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие (восприятие мира через рецепторы, расположенные на теле человека)
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое, оно отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Работа мозга складывается из деятельности двух полушарий, связанных между собой системой нервных волокон. Эта система волокон и называется мозолистое тело. Мозолистое тело необходимо для координации роботы головного мозга и передачи информации из одного полушария головного мозга в другое.
Если нарушается работа межполушарных связей, то это ведет к нарушению пространственных ориентаций, страдает адекватное эмоциональное реагирование и координация работы зрительного и аудиального восприятия. Ребенок, в таком состоянии плохо воспринимая информацию на слух или глазами.
Именно упражнения по кинезиологии позволяют активизировать межполушарное воздействие, синхронизировать работу обоих полушарий головного мозга, формирует новые нейронные связи между полушариями головного мозга.
Как говорилось ранее, кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Когда я наблюдала за детьми, то было видно по их действиям, что взаимодействия между полушариями у них почти отсутствует. Они демонстрируют слабую мускульную реакцию на определенные упражнения, у них плохая координация движений, и это сказывается в познавательной деятельности.
Это и натолкнуло меня на работу по систематическому развитию межполушарного взаимодействия. Мне хотелось, чтобы дети с помощью «простых» движений смогли «переключать» свои полушария, меньше тратя энергии на выполнение основной работы. Вот этим и занимается наука – кинезиология. Этим и привлекла она меня. Так интересно, занимаясь с детьми наблюдать, как в ходе тренировок наблюдается динамика в преодолении мыслительных операций, и это сказывается на развитии интеллекта и даже эмоциональной сферы.
Развивая межполушарное взаимодействие, мы создаем предпосылки становления многих психических процессов. Это позволяет избегать трудности у детей в обучении и создает условия для формирования новых возможностей психических навыков и процессов, которые могут сформироваться и стать нужными ребенку через кинезиологические игры и упражнения.
Основная цель кинезиологических игр и упражнений :
развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи:
Развитие межполушарной специализации.
Синхронизация работы полушарий.
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
Развитие речи.
Формирование произвольности.
Снятие эмоциональной напряженности.
Создание положительного эмоционального настроя.
Считаю, что совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов у детей дошкольного возраста необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот.
Существуют основные виды кинезиологических упражнений :
Дыхательные упражнения (отвечают за развитие произвольности, самоконтроля, ритмики организма).
Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики (стимуляция речевых зон головного мозга).
Точечный массаж (благотворное воздействие на биологически активные точки).
Упражнения на релаксацию (снятие внутреннего напряжения, расслабление, повышение стрессоустойчивости).
Кинезиологические упражнения (комплексы движений, направленные на активизацию межполушарного взаимодействия.)
Глазодвигательные упражнения (улучшение восприятия, развитие межполушарного взаимодействия).
Растяжки (нормализация гипер- и гипотонуса).
В своей работы я решила использовать именно игры и игровые упражнения. Как известно игра - это основной вид деятельности дошкольников в детском саду. Для этого я пополнила предметно-пространственную среду.
Подобрала:
•Комплекс упражнений, пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии.
• Иллюстрированную картотеку «Кинезиологические упражнения».
• Тренажёры-дорожки.
•Дидактические пособия «Кинезиологический тренажер» - «сенсорные дорожки».
•Дорожки для тренировки правой руки и левой и др.
Для того чтобы детям было интересно играть, были разработаны разные игры с предметами на развитие межполушарных связей.
Казалось бы, обычные предметы: пуговицы, кубики, пинцетики, разноцветные помпончики, яркие стеклянные камешки, и многое другое, а как с ними интересно было играть.
Рисование двумя руками сначала вызывало у детей затруднения, но со временем результаты улучшились.
Кинезиологические пальчиковые игры вызывали у детей особый интерес, мы использовали кинезиологические сказки и коротенькие истории. Все упражнения и игры выполнялись вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.
Воспитанники с удовольствием занимаются кинезиологическими упражнениями, им интересно научиться таким движениям, которые выполняют даже космонавты во время подготовки к полетам. Кроме того, дети, выполняя упражнения, знают, что данные упражнения помогают им лучше думать, лучше запоминать, быть внимательными. Да и игровой момент развития интеллекта дает больше пользы, нежели наскучившие методы развития ребенка, тем или иным умениям и навыкам.
Оценивая результаты, необходимо отметить, что дети, с которыми систематически проводила занятия, показали наиболее яркие достижения в развитии интеллектуальных способностей.
Воспитанники научились проявлять себя естественно, меньше стесняясь выражать свои эмоции, проявляют инициативу в выборе упражнений, игр, а также повышенную эмоциональность в процессе выполнения кинезиологических упражнений.
Регулярное выполнение кинезиологических упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта, улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение.
Еще одним положительным моментом от проведения кинезиологических занятий является то, что они дают не только быстрый, но и накапливающий эффект, развивая при этом логическое мышление и повышая умственную деятельность в целом.
Список литературы.
1. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - Москва, 2000
2. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2008
3. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000
4. Адаптированный вариант работы докторов Пола И. Деннисона и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга».
5. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999
6. Интернетресурсы.