Получи документы

Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4–6 лет

Анна Шевела
Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

«Картотека словесных игр по речевому развитию

для детей 4-6 лет»

В дошкольном возрасте - игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей

Цели речевых игр :

- развития речи и мышления детей;

Публикация «Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4–6 лет» размещена в разделах

- активизация, обогащение их словарного запаса;

- улучшение фонематического слуха у детей.

1. Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря :

А) Дополни предложения:

- Рыба живет в., а медведь - в.

- Зайчик летом, а зимой.

- Грибы растут., а огурчики - на.

- Днем светло, а ночью.

- Сахар сладкий, а лимон.

- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью.

Б) Закончи предложение:

Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я спою.

Я умею.

Я помогу.

Я хочу.

Я принесу.

В) Догадайся и подскажи:

На доске выставлены рисунки. Педагог называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.

- хищный, ширококрылый. - орел;

- зеленый, прожорливый. - крокодил;

- воронье, серое. - крыло;

- блестящее, гладкое. - зеркало.

Г) Скажи какой:

- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький…

- Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший.

- Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, про

- Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая.

- Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая.

2. Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними:

А) Веселая семейка:

Правильно назвать животных и их детенышей.

- Гусь, гусыня, гусята.

- Петух, курица, цыплята.

- Кот, кошка, котята.

- Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.

- Медведь, медведица, медвежата.

Б) Большой – малый:

Подобрать ласкательное слово.

- кот - котик,

- река - речушка,

- мама - мамочка,

- солнце - солнышко,

- ваза - вазочка,

- береза - березка,

- листок - листочек.

В) Два – один:

Образование из двух простых слов одного сложного :

- снег и падать – снегопад,

- лес и полоса - лесополоса,

- птица и ферма -птицеферма,

- небо и склон - небосклон,

- хлеб и делать - земледелец,

- лес и рубить - лесоруб,

- лист и падать – листопад.

Г) Поймай мяч:

Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.

- береза - березовый,

- солнце - солнечный,

- весна - весенний,

- липа - липовый,

- дождь - дождливый.

3. Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение:

Согласие – несогласие:

Задача педагога - формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.

Воспитатель. Сегодня не будет дождя.

Дети. Нет, будет, потому что небо тёмное.

Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.

Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).

Воспитатель. Это - рыба.

Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши, а у рыбы нет.

4. Узнай домашних животных:

Воспитатель: Я буду называть разных животных. Когда услышите название домашнего животного (дикого животного, птицы, взрослого животного, детеныша, надо хлопнуть в ладоши (подпрыгнуть, присесть, поднять руки, свистнуть, крикнуть, квакнуть и т. д.). Старшим дошкольникам можно называть все слова подряд.

1. бизон, сарай, овца.

2. синица, гусь, кролик;

3. лошадь, тигр, енот, медведь;

4. баран, лось, теленок, белка;

5. жираф, курица, коза;

6. утка, селезень, журавль;

7. петух, индюк, куропатка;

8. лиса, собака, обезьяна, заяц;

9. слон, корова, рысь;

10. жеребенок, кошка, мышка;

11. свинья, кабан, землеройка;

12. крот, ягненок, уж;

13. цыпленок, волк, козленок;

5. Какие слова обозначают транспорт? :

Инструкция. Аналогична инструкции к игре 1.

1. дерево, самолет, балкон, телега;

2. грузовик, велосипед, скамейки;

3. поезд, дом, самокат, магазин;

4. трамвай, троллейбус, космос, луна;

5. автобус, дорога, море, машина;

6. пароход, водитель, ракета, комета;

7. столб, метро, лодка, вертолет.

6. Смысловые ряды :

Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.

1. белка-дупло, человек — …;

2. солнце-светло, ночь-…;

3. лошадь-жеребенок, корова-…;

4. книга-обложка, дом -…;

5. собака- щенок, человек-…;

6. птица-гнездо, собака -…;

7. каша-ложка, мясо-…;

8. лодка-вода, поезд-…;

9. куртка-ткань, сапоги-…;

10. цветок-стебель, дерево-…;

11. окно-подоконник, шкаф — …;

12. береза-листья, сосна — …;

13. шуба-пуговица, ботинок -….

Правильные слова : конура, кожа, крыша, ребенок, ствол, вилка, рельсы, дом, полка, иголки, шнурок.

7. Отгадай предмет:

Инструкция. Я назову части, а ты догадайся, какому предмету они принадлежат.

1. кипяток, заварка, чашка, сахар, конфета (чай);

2. ствол, ветки, сучья, листья, кора, плоды, корни (дерево);

3. ручки, зубья, (пила);

4. дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);

5. растения, садовник, забор, земля (сад);

6. подъезд, этаж, перила, лестница, квартиры, лифт, чердак (дом);

7. спинки, матрас, ножки (кровать);

8. крылья, кабина, салон, хвост, мотор (самолет);

9. кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);

10. подошва, каблук, голенище, носок (сапог, ботинок)

11. глаза, лоб, ресницы, нос, рот, подбородок, брови, щеки (лицо);

12. лепестки, стебель, листья, тычинки (цветок);

13. пол, стены, обои, потолок (комната);

14. обложка, листы, картинки, буквы (книга);

15. подоконник, рама, форточка, стекло (окно).

8. Что общее у предметов? :

Инструкция. Я назову предметы, а ты догадайся, что у них общее и мне объясни.

У двух предметов:

1. кастрюля, сковорода (посуда);

2. шляпа, шапка (головные уборы);

3. огурец, морковь (овощи);

4. стол, стул (мебель);

5. корова, коза (домашние животные);

6. тюльпан, роза (цветы);

7. шкаф, кровать (мебель);

8. персик, слива (фрукты);

9. платье, юбка (одежда);

10. дождь, снег (осадки);

11. сапоги, ботинки (обувь);

12. коза, свинья (домашние животные);

13. тарелка, ложка (посуда);

14. сорока, воробей (птицы);

15. Москва, (название родного города) (города);

16. Волга, Дон (реки);

17. квас, фанта (напитки);

18. самолет, вертолет (воздушный транспорт);

19. автобус, троллейбус (наземный транспорт);

20. кошка, коза (домашние животные).

21. катер, корабль (водный транспорт);

У трех предметов:

1. сапоги, ботинки, туфли (обувь);

2. пирамида, груша, елка (похожи на треугольник);

3. солнце, одуванчик, круг (круглые);

4. портфель, ручка, тетрадка (школьные принадлежности);

5. тарелка, сковорода, чашка (посуда);

6. лист, трава, елка, крокодил (зеленые).

7. мяч, солнце, шарик (круглые);

9. Отгадай, о какой группе предметов идет речь:

Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).

1. Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы (транспорт).

2. Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).

3. Надевают на голову в любое время года, особенно зимой (головные уборы).

4. Эти вещи надевают в холодную погоду. Бывают длинные и короткие. Спереди застежка (верхняя одежда).

5. Носят на ногах (обувь).

6. Полезны человеку. Он ухаживает за ними. Живут в хлеву (домашние животные).

7. Эти вещи шьют из меха или вяжут из шерстяных ниток. Надевают зимой на голову (головные уборы или более конкретно — шапки).

10. Отгадай название предмета по описанию:

Например: «Что это?»

Овощ, круглый, красный, вкусный.

Признаки

1. Дерево с длинными зелеными иголками. Ставят в Новый год вместо елки.

2. Это фрукт желтого цвета; очень кислый.

3. Это дерево с короткими зелеными иголками. Если смотреть издалека, похоже на треугольник.

4. Это фрукт сладкий, оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которая легко снимается.

5. Это кустарник с мелкими ягодами, которые бывают черные, белые и красные.

6. Это дерево с плотными, крепкими листьями; плоды его называются.

7. Это цветок желтого цвета. Он цветет рано весной. Когда он отцветет, семена разлетаются на белых парашютиках.

8. Это тоже цветок, у него желтая сердцевинка и белые лепестки.

9. Это овощ. Круглой формы. Из него варят щи.

11. Подберите соответствующих животных к следующим словам :

Инструкция. Я скажу слова, а ты догадайся, о ком это. Нарисуй животное.

1. зеленая, пучеглазая…;

2. маленький, звенящий, длинноносый…;

3. голодный, серый, зубастый, злой…;

4. большой, рогатый…;

5. злой, зубастый, зеленый…;

6. лохматый, косолапый…;

7. маленькая, ловкая, проворная…;

8. хищный, сильный, полосатый…;

9. ловкая, шумная, хвостатая…;

10. яркое, теплое….

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Картотека словесных игр для дошкольников «В игры играем — речь развиваем» Составляем смысловые ряды. Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое. Белка-дупло, человек — …; солнце-светло,.

Картотека мнемотаблиц своими руками по речевому развитию дошкольников «Любимые сказки»Картотека мнемотаблиц своими руками по речевому развитию дошкольников «Любимые сказки» Актуальность: В настоящее время современные технологии захватывают нашу жизнь, мы с трудом можем представить свой день без гаджетов и интернета.

Картотека игр по речевому развитию детей во второй младшей группе «УГАДАЙ ИГРУШКУ» Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. Взрослый показывает 3—4 игрушки, а.

Картотека словесных игр для родителей Словесные игры очень полезны для развития словарного запаса у детей. Эти игры подходят тем родителям, у которых как всегда не хватает времени.

Картотека словесных игр по речевому развитию Цели речевых игр: развития речи и мышления детей; активизация, обогащение их словарного запаса; улучшение фонематического слуха у детей.

Конспект НОД по речевому развитию детей подготовительной группы «Насекомые» Цель: Обобщить и расширить представления детей о насекомых в процессе познавательной деятельности. ЗАДАЧИ: Образовательные: • Расширять.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей 6–7 лет «Путешествие в зоопарк»Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей 6–7 лет «Путешествие в зоопарк» Интеграция областей: - Речевое развитие - Познавательное развитие - Художественно-эстетическое развитие - Социально-коммуникативное развитие.

Конспект занятия по речевому развитию для детей 4–5 лет «Космос» Цель: дать элементарные представления о космосе; познакомить детей с глобусом (моделью Земли, учить различать воду и сушу; развивать познавательную.

Перспективное планирование по познавательно-речевому развитию для детей 6–7 лет на 1 полугодие № п/п Тема и форма проведения занятий Программное содержание Предварительная работа 1 Лето, лето, скажи нам, где ты? Беседа Закрепить знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4–6 лет
Опубликовано: 6 апреля 2021 в 18:25
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Анна Шевела (УИ 126522) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД