Анна Шевела
Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Картотека словесных игр по речевому развитию
для детей 4-6 лет»
В дошкольном возрасте - игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей
Цели речевых игр :
- развития речи и мышления детей;
Публикация «Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4–6 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Словесные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
- активизация, обогащение их словарного запаса;
- улучшение фонематического слуха у детей.
1. Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря :
А) Дополни предложения:
- Рыба живет в., а медведь - в.
- Зайчик летом, а зимой.
- Грибы растут., а огурчики - на.
- Днем светло, а ночью.
- Сахар сладкий, а лимон.
- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью.
Б) Закончи предложение:
Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я спою.
Я умею.
Я помогу.
Я хочу.
Я принесу.
В) Догадайся и подскажи:
На доске выставлены рисунки. Педагог называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.
- хищный, ширококрылый. - орел;
- зеленый, прожорливый. - крокодил;
- воронье, серое. - крыло;
- блестящее, гладкое. - зеркало.
Г) Скажи какой:
- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький…
- Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший.
- Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, про
- Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая.
- Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая.
2. Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними:
А) Веселая семейка:
Правильно назвать животных и их детенышей.
- Гусь, гусыня, гусята.
- Петух, курица, цыплята.
- Кот, кошка, котята.
- Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.
- Медведь, медведица, медвежата.
Б) Большой – малый:
Подобрать ласкательное слово.
- кот - котик,
- река - речушка,
- мама - мамочка,
- солнце - солнышко,
- ваза - вазочка,
- береза - березка,
- листок - листочек.
В) Два – один:
Образование из двух простых слов одного сложного :
- снег и падать – снегопад,
- лес и полоса - лесополоса,
- птица и ферма -птицеферма,
- небо и склон - небосклон,
- хлеб и делать - земледелец,
- лес и рубить - лесоруб,
- лист и падать – листопад.
Г) Поймай мяч:
Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.
- береза - березовый,
- солнце - солнечный,
- весна - весенний,
- липа - липовый,
- дождь - дождливый.
3. Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение:
Согласие – несогласие:
Задача педагога - формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.
Воспитатель. Сегодня не будет дождя.
Дети. Нет, будет, потому что небо тёмное.
Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.
Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).
Воспитатель. Это - рыба.
Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши, а у рыбы нет.
4. Узнай домашних животных:
Воспитатель: Я буду называть разных животных. Когда услышите название домашнего животного (дикого животного, птицы, взрослого животного, детеныша, надо хлопнуть в ладоши (подпрыгнуть, присесть, поднять руки, свистнуть, крикнуть, квакнуть и т. д.). Старшим дошкольникам можно называть все слова подряд.
1. бизон, сарай, овца.
2. синица, гусь, кролик;
3. лошадь, тигр, енот, медведь;
4. баран, лось, теленок, белка;
5. жираф, курица, коза;
6. утка, селезень, журавль;
7. петух, индюк, куропатка;
8. лиса, собака, обезьяна, заяц;
9. слон, корова, рысь;
10. жеребенок, кошка, мышка;
11. свинья, кабан, землеройка;
12. крот, ягненок, уж;
13. цыпленок, волк, козленок;
5. Какие слова обозначают транспорт? :
Инструкция. Аналогична инструкции к игре 1.
1. дерево, самолет, балкон, телега;
2. грузовик, велосипед, скамейки;
3. поезд, дом, самокат, магазин;
4. трамвай, троллейбус, космос, луна;
5. автобус, дорога, море, машина;
6. пароход, водитель, ракета, комета;
7. столб, метро, лодка, вертолет.
6. Смысловые ряды :
Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.
1. белка-дупло, человек — …;
2. солнце-светло, ночь-…;
3. лошадь-жеребенок, корова-…;
4. книга-обложка, дом -…;
5. собака- щенок, человек-…;
6. птица-гнездо, собака -…;
7. каша-ложка, мясо-…;
8. лодка-вода, поезд-…;
9. куртка-ткань, сапоги-…;
10. цветок-стебель, дерево-…;
11. окно-подоконник, шкаф — …;
12. береза-листья, сосна — …;
13. шуба-пуговица, ботинок -….
Правильные слова : конура, кожа, крыша, ребенок, ствол, вилка, рельсы, дом, полка, иголки, шнурок.
7. Отгадай предмет:
Инструкция. Я назову части, а ты догадайся, какому предмету они принадлежат.
1. кипяток, заварка, чашка, сахар, конфета (чай);
2. ствол, ветки, сучья, листья, кора, плоды, корни (дерево);
3. ручки, зубья, (пила);
4. дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
5. растения, садовник, забор, земля (сад);
6. подъезд, этаж, перила, лестница, квартиры, лифт, чердак (дом);
7. спинки, матрас, ножки (кровать);
8. крылья, кабина, салон, хвост, мотор (самолет);
9. кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);
10. подошва, каблук, голенище, носок (сапог, ботинок)
11. глаза, лоб, ресницы, нос, рот, подбородок, брови, щеки (лицо);
12. лепестки, стебель, листья, тычинки (цветок);
13. пол, стены, обои, потолок (комната);
14. обложка, листы, картинки, буквы (книга);
15. подоконник, рама, форточка, стекло (окно).
8. Что общее у предметов? :
Инструкция. Я назову предметы, а ты догадайся, что у них общее и мне объясни.
У двух предметов:
1. кастрюля, сковорода (посуда);
2. шляпа, шапка (головные уборы);
3. огурец, морковь (овощи);
4. стол, стул (мебель);
5. корова, коза (домашние животные);
6. тюльпан, роза (цветы);
7. шкаф, кровать (мебель);
8. персик, слива (фрукты);
9. платье, юбка (одежда);
10. дождь, снег (осадки);
11. сапоги, ботинки (обувь);
12. коза, свинья (домашние животные);
13. тарелка, ложка (посуда);
14. сорока, воробей (птицы);
15. Москва, (название родного города) (города);
16. Волга, Дон (реки);
17. квас, фанта (напитки);
18. самолет, вертолет (воздушный транспорт);
19. автобус, троллейбус (наземный транспорт);
20. кошка, коза (домашние животные).
21. катер, корабль (водный транспорт);
У трех предметов:
1. сапоги, ботинки, туфли (обувь);
2. пирамида, груша, елка (похожи на треугольник);
3. солнце, одуванчик, круг (круглые);
4. портфель, ручка, тетрадка (школьные принадлежности);
5. тарелка, сковорода, чашка (посуда);
6. лист, трава, елка, крокодил (зеленые).
7. мяч, солнце, шарик (круглые);
9. Отгадай, о какой группе предметов идет речь:
Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).
1. Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы (транспорт).
2. Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).
3. Надевают на голову в любое время года, особенно зимой (головные уборы).
4. Эти вещи надевают в холодную погоду. Бывают длинные и короткие. Спереди застежка (верхняя одежда).
5. Носят на ногах (обувь).
6. Полезны человеку. Он ухаживает за ними. Живут в хлеву (домашние животные).
7. Эти вещи шьют из меха или вяжут из шерстяных ниток. Надевают зимой на голову (головные уборы или более конкретно — шапки).
10. Отгадай название предмета по описанию:
Например: «Что это?»
Овощ, круглый, красный, вкусный.
Признаки
1. Дерево с длинными зелеными иголками. Ставят в Новый год вместо елки.
2. Это фрукт желтого цвета; очень кислый.
3. Это дерево с короткими зелеными иголками. Если смотреть издалека, похоже на треугольник.
4. Это фрукт сладкий, оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которая легко снимается.
5. Это кустарник с мелкими ягодами, которые бывают черные, белые и красные.
6. Это дерево с плотными, крепкими листьями; плоды его называются.
7. Это цветок желтого цвета. Он цветет рано весной. Когда он отцветет, семена разлетаются на белых парашютиках.
8. Это тоже цветок, у него желтая сердцевинка и белые лепестки.
9. Это овощ. Круглой формы. Из него варят щи.
11. Подберите соответствующих животных к следующим словам :
Инструкция. Я скажу слова, а ты догадайся, о ком это. Нарисуй животное.
1. зеленая, пучеглазая…;
2. маленький, звенящий, длинноносый…;
3. голодный, серый, зубастый, злой…;
4. большой, рогатый…;
5. злой, зубастый, зеленый…;
6. лохматый, косолапый…;
7. маленькая, ловкая, проворная…;
8. хищный, сильный, полосатый…;
9. ловкая, шумная, хвостатая…;
10. яркое, теплое….