Жанна Бородина
Картотека дидактических игр, способствующих сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр, способствующих сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 65 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
"Картотека дидактических игр, способствующих сенсорному развитию
Публикация «Картотека дидактических игр, способствующих сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Средняя группа
- Темочки
детей первой младшей группы"
Разработала:
воспитатель Бородина Жанна Николаевна
Сыктывкар.
Дидактические игры, направленные на формирование умения различать
четыре цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий)
Дидактическая игра «Цветной салют»
Цель: познакомить детей с красным и жёлтым цветом.
Материал: красные и желтые круги больших и маленьких размеров, игрушка медвежонок.
Ход игры: педагог рассказывает детям: вчера у Мишутки был день рождения. Его лесные друзья устроили ему сюрприз – разноцветный салют, показывает детям красные и желтые круги больших и маленьких размеров. Мишутка хочет показать вам, ребята, какой красивый был салют из больших и маленьких огоньков. Из красных огоньков (прикрепляет на магнитную доску красный круг, и из желтых огоньков (прикрепляет на магнитную доску желтый круг). Далее взрослый подзывает по очереди всех детей, просит взять со стола круг, произносит название цвета и прикрепляет на магнитную доску. Вот какой у нас получился салют!
Дидактическая игра «Новая кукла»
Цель: познакомить детей с синим цветом.
Материал: кукла в синем платье, синих туфельках, с синей ленточкой в косе.
Ход игры: педагог вносит в группу новую куклу в синем платье, синих туфельках, с синей ленточкой в косе, привлекает внимание детей. Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла Аленушка. Она с вами здоровается. А вы? (Дети здороваются с куклой). Посмотрите, ребята, какая Аленушка нарядная, какое у нее красивое платье – синего цвета. А какие у нее туфельки? Синие. А посмотрите, ребята, какая у Аленушки длинная коса, а в косе – ленточка, тоже синяя. Какого цвета у Аленушки платье? Какого цвета у Аленушки туфли? Какого цвета у Аленушки ленточка? Аленушка хочет с вами поиграть. Давайте сначала угостим ее чаем, а потом поиграем. (Организуется отобразительная игра «чаепитие», в процессе которой взрослый обращает внимание на цвет платья, туфель и ленточки куклы).
Дидактическая игра «Цветные шары»
Цель: познакомить детей с зелёным цветом.
Материал: воздушные шары желтого, красного, синего и зеленого цветов.
Ход игры: педагог вносит в группу цветные шары и привлекает внимание детей: ребята, к нам сегодня приходил веселый клоун и принес разноцветные шарики. Смотрите – какого цвета этот шарик? (показывает желтый шарик). Желтого. А этот шарик какого цвета? (показывает красный шарик). Красного. А этот шарик какого цвета? (показывает синий шарик). Синего. А вот этот шарик какого синего? Этот шарик – зеленый. Как травка, как огурчик, как у Ксюши платье. Он зеленый. Давайте поиграем с шариками. Света, ты с каким шариком будешь играть? А ты, Матвей? А кто хочет играть с зеленым шариком? (организуются игры с воздушными шарами).
Дидактическая игра «Во что играют куклы»
Цель: продолжать знакомить детей с красным, жёлтым, синим, зелёным цветом.
Материал: 4 куклы в платьях красного, синего, желтого, зеленого цветов; грибочки и полосочки тех же цветов.
Ход игры: педагог обращает внимание детей на то, что куклы перепутали и смешали все свои игрушки и просят помощи у детей. У каждой куклы есть свои игрушки: грибочки и палочки, давайте детки поможем нашим куклам.
Можно на двух детей давать одну куклу, тогда один ребёнок выбирает грибочки, а другой палочки заданного цвета.
В ходе игры педагог должен постоянно говорить и напоминать детям, чтобы они не торопились, внимательно находили нужные предметы нужного цвета. Примерные вопросы для детей:
- какого цвета у тебя кукла?
- какие грибочки ты выбираешь?
- какие палочки ты выбираешь?
Обязательно в конце игры рассмотреть всех кукол и игрушки выбранные детьми, похвалить детей.
Дидактическая игра «Спрячем листики»
Цель: продолжать знакомить детей с желтым, красным, и зеленым цветом.
Материал: листы бумаги, раскрашенные в 2 цвета, листочки разных цветов.
Ход игры: педагог раскладывает перед детьми листы бумаги, показывает разноцветные листики, спрашивает, какого они цвета. А давайте мы попробуем спрятать листики. Посмотрите, этот листик какого цвета? Желтого. Он хочет спрятаться (накладывает желтый листик на половину листа бумаги, окрашенного в желтый цвет). Ой, где листик? Он спрятался. А теперь ты, Марина, попробуй спрятать листик. Какого цвета твой листик? Зеленого. Спрячь зеленый листик. А твой листик, Семен, какого цвета? Красного. Спрячь красный листик. Игра проводится до тех пор, пока все дети не примут в ней участие. Посмотрите, ребята, мы спрятали все листики!
Дидактическая игра «Подбери пуговицы к платью куклы»
Цель: закреплять представления детей о синем, красном, желтом, зеленом цвете.
Материал: 4 куклы в платьях желтого, красного, синего, зеленого цветов; пуговицы этих же цветов.
Ход игры: педагог обращает внимание детей на то, что куклы в разноцветных платьях растеряли все пуговицы и просят помощи у детей. Нам ребята, надо очень постараться, чтобы подобрать к платьям подходящие пуговицы. В ходе игры педагог должен постоянно говорить и напоминать детям, чтобы они не торопились, внимательно находили пуговицы нужного цвета. Примерные вопросы для детей:
- какого цвета у тебя кукла?
- какого цвета пуговицы ты выбираешь?
Обязательно в конце игры рассмотреть платья с пуговицами на куклах, похвалить каждого ребенка.
Дидактическая игра «Разложи по тарелочкам»
Цель: учить детей различать цвета и использовать название цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Учить понимать слова «такой», «не такой», «разные». Развивать мелкую моторику рук.
Материал: одноразовые тарелочки 4-х основных цветов, геометрические формы тех же цветов.
Ход игры: Ребята, к нам сегодня придут гости. Хотите узнать, кто к нам придет? К нам придут Мишутка, Лисенок, Зайчишка и Ежик. Вы их помните? Они к нам из леса придут, наверно очень устанут и захотят отдохнуть. Ребята, а давайте мы подготовимся к приходу гостей: накроем стол, приготовим пирожные. Вот и тарелочки есть (раздает детям тарелочки). Какого цвета тарелочки? (спрашивает индивидуально каждого ребенка). А вот и пирожные (выставляет на подносе геометрические формы). Давайте мы пирожные разложим по тарелочкам. В ходе игры педагог постоянно говорит и напоминает детям, чтобы они не торопились, внимательно раскладывали пирожные в свои тарелочки. Примерные вопросы для детей:
- какого цвета у тебя тарелочка?
- какого цвета пирожные ты выбираешь?
- посмотри, у тебя такого цвета тарелочка?
- твоя тарелочка и это пирожное разные?
В конце игры рассматривают тарелочки с пирожными. Вот как мы подготовились к приходу гостей!
Дидактическая игра «Найди такой же»
Цель: закреплять у детей умение по просьбе взрослого находить предметы определенного цвета, развивать умение обобщать предметы по признаку цвета.
Материал: игрушки одинакового цвета: флажки, ленты, мячи, шарики, кубики, корзиночки, матрешки и т. д.
Ход игры: педагог предварительно размещает игрушки одинаковых цветов по всей группе, затем привлекает внимание детей. Ребята, сколько у нас в группе разных игрушек. Показывает флажок красного цвета, обращается к ребенку: Женечка, принеси мне, пожалуйста, любую игрушку такого же цвета. А ты, Игорек, принеси любую игрушку такого же цвета (показывает мяч синего цвета). Когда на столе соберутся все игрушки, педагог предлагает разложить их по цветам в корзинки. Давайте в красную корзинку соберем все игрушки красного, такого же цвета; в синюю корзинку – синего цвета и т. д. Какие игрушки у нас в красной корзине? Красного цвета. А в синей корзине? Синего цвета. А в зеленой корзине? Зеленого цвета.
Дидактическая игра «Помоги матрёшке найти свои игрушки»
Цель: закреплять представления детей о цвете.
Материал: матрешки красного, синего, желтого, зеленого цветов; игрушки этих же цветов.
Ход игры: педагог обращает внимание детей на то, что разноцветные матрешки растеряли все свои игрушки и просят помощи у детей. Давайте, ребята, поможем матрешкам найти свои игрушки. Ты, Матвей, найди игрушки вот этой матрешке. Какого она цвета? Синего. А ты, Лерочка, найди игрушки вот этой матрешке. Какого она цвета? Красного. И т. д. Дети находят в группе игрушки разных цветов и отдают их матрешкам соответствующего цвета. В ходе игры педагог должен постоянно говорить и напоминать детям, чтобы они были внимательными и находили игрушки только нужного цвета. Примерные вопросы для детей:
- какого цвета у тебя матрешка?
- какого цвета игрушки ты выбираешь?
Обязательно в конце игры рассмотреть игрушки, собранные детьми, похвалить каждого ребенка. Ну вот, матрешки, больше не теряйте свои игрушки.
Дидактическая игра «Кто к нам в гости пришел?»
Цель: продолжать учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах элементов одежды. Закреплять название цветового спектра.
Материал: Изображения сказочных персонажей, в одежде которых есть элементы красного, желтого, зеленого, синего цветов. Мультимедийное оборудование.
Ход игры: педагог привлекает внимание детей. Ребята, мы сегодня побываем в гостях у сказки и встретимся с нашими друзьями – жителями страны сказок. (Включает презентацию. На экране появляется Лисичка). Ой, кто это? Ребята, вы узнали? Правильно, это Лисичка из сказки «Колобок». Смотрите, какая она нарядная. А какого цвета у нее сарафан? А карманы на сарафане? А какие у Лисички туфельки? А это кто вам протягивает ладошку? Хочет с вами подружиться. Да, это Лягушка – квакушка из сказки «Теремок». Посмотрите, ребята, какого цвета у Лягушки – квакушки платьице? А какая она модная, у нее и сумочка есть. А какого цвета у нее сумочка? А это кто на нас смотрит? Узнали? Да, это бабушка из сказки «Репка». Какого цвета у бабушки юбка? А какого цвета у бабушки фартук? А вы заметили, какого цвета у нее платочек? Ой, какие вы внимательные. Ребята, нас сказочные герои приглашают в сказку. Какую сказку мы с вами послушаем? (Далее педагог рассказывает одну из сказок по желанию детей).
Дидактическая игра «Поиграем с цветными палочками»
Цель: закреплять у детей знания основных цветов. Развивать конструктивные способности, формировать умение выкладывать несложные рисунки по схеме.
Материал: цветные палочки четырех цветов, схемы с изображениями треугольника, квадрата, домика, заборчика
Ход игры: педагог привлекает внимание детей. Ребята, к нам сегодня пришел наш знакомый Мишутка. Ему нужна наша помощь. Вот смотрите, Мишутка рисовал – рисовал, а все что он нарисовал – и квадратик, и домик, и заборчик – все куда – то исчезло. Давайте поможем Мишутке возвратить картинки. Только мы будем рисовать их с помощью разноцветных палочек. А чтобы нам ничего не перепутать, у нас есть подсказка – схема. Мы возьмем палочки и «нарисуем» ими рисунок такой же как на схеме. Матвей, какого цвета палочки ты возьмешь? Синего? А что ты будешь ими рисовать? Заборчик. А ты, Вика, какого цвета палочки ты возьмешь? Красного. Что ты будешь ими рисовать? Домик.
В конце игры педагог хвалит всех детей за то, что они помогли Мишутке «вернуть» картинки.