Елена Претцер
Картинная галерея в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Почему работа с картинам нужна для развития речи детей
· Можно познакомить детей с тем, что они не могут увидеть в обычной жизни;
· На картине ребенок может увидеть в статике интересный момент окружающей жизни и подробно его рассмотреть;
· Дети любят рассматривать картинки, им это интересно;
· Восприятие картины затрагивает чувства детей;
· Вызывает активную работу памяти, мышления;
· Вызывает желание высказаться;
· Позволяет педагогу работать над всеми компонентами речи ребенка;
Публикация «Картинная галерея в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Какие картины используются в детском саду для работы по развитию речи
· Предметные картины – на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними;
· Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом;
· Серия или набор картин, связанных единым сюжетным содержанием;
· Репродукции картин мастеров искусства;
Виды занятий по картинам в детском саду
· Составление описательного рассказа по предметной картине – связное последовательное описание изображенных на картине объектов, их качеств, свойств, действий;
· Составление описательного сравнительного рассказа по двум предметным картинкам;
· Составление описательного рассказа по сюжетной картине – описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины;
· Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин;
· Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине, «рассказ, последовательный во времени» (К. Д. Ушинский) с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий, не изображенных на картине;
· Составление описательного рассказа по пейзажной картине, натюрморту, по жанровой картине, которое может включать элементы повествования;
Требования к подбору картин для обучения рассказыванию
Младший возраст
· Содержание картины должно быть детям доступно, т. е. знакомо из личного опыта, по программе. В этом возрасте картина почти никогда не является источником новых знаний:
o игры со знакомыми игрушками
o некоторые домашние животные
o дикие животные (заяц)
· Композиция картины должна быть простой, т. е. картины одноплановые;
· Количество персонажей от 1 до 4, они относятся к одной категории: все дети, все котята;
Средний возраст
· Используются те же сюжетные картины, что и в младших группах:
o добавляется серия «Домашние животные»;
· Серии сюжетных картин, начиная с 2х;
· Композиция картины становится двуплановой;
· Количество персонажей от 1 до 4-5, они относятся к одной – двум категориям: кошка и котята, взрослый и ребенок;
Старший дошкольный возраст
· Содержание картин может знакомить детей с новыми для них явлениями окружающей жизни:
o труд людей разных профессий,
o необычные предметы быта,
o поведение экзотических животных,
· Серии сюжетных картин от 2х до 8;
· Композиция картины может быть многоплановой;
· Количество персонажей значительно увеличивается, они могут относится к разным категориям: люди разного возраста и животные, кошка, котята и бабочка;
· Появляется работа с репродукциями картин мастеров искусств, в разных жанрах живописи;
Цели, которые ставит педагог при работе по обучению рассказыванию по картине
Младший возраст
· Научить рассматривать картину;
· Научить отвечать на вопросы по содержанию картины;
· Обогатить словарный запас ребенка;
· Активизировать речь детей;
Средний возраст
· Научить детей описывать изображенное на картине;
· Научить детей видеть не только главное, но и детали;
· Научить детей привлекать личный опыт, при выявлении и оценке причинно – следственных взаимоотношений объектов картины;
· Расширить объём связных высказываний;
· Формировать навыки самостоятельного описания картины;
Старший дошкольный возраст
· Научить детей правильно понимать содержание картины, выявляя и оценивая причинно – следственные связи между объектами картины, привлекая знания и личный опыт;
· Расширять словарный запас детей по всем видам речи;
· Формировать у детей ГСР и упражнять их в применении различных грамматических форм;
· Развивать монологическую речь детей через формирование умения связно и последовательно описывать изображение;
· Воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картине;
· Добиваться от детей большей самостоятельности и творчества при составлении рассказов;
Этапы обучения рассказыванию по картине
МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ
Является подготовительным периодом в работе по обучению рассказыванию по картине.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
1. Подготовка к восприятию картины;
2. Внесение картины;
3. Рассматривание картины с помощью направленных вопросов воспитателя;
4. Слушание детьми рассказа воспитателя по картине или чтения художественного произведения
5. Итог занятия
ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ КАРТИНЫ
*Картину не вносят в группу заранее, ее показывают детям только после подготовки к восприятию.
Приемы подготовки к восприятию
v Опора на опыт детей – краткая беседа о том, что с детьми происходило, голос животного.
v Опора на знание детей – краткая беседа, уточняющая какие либо знания детей, имеющих отношение к сюжету картины;
v Использование небольших поэтических произведений, загадок.
Воспитатель может использовать несколько приемов. После подготовки к восприятию воспитатель произносит фразу - связку для плавного перехода к рассматриванию картины и вносит картину
РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ
v Первыми рассматриваются крупные персонажи, затем мелкие, не возвращаясь к рассмотренному;
v Сначала рассматривается персонаж, который несет основную нагрузку, затем персонажи второстепенного значения;
Если же смысловая нагрузка персонажей одинакова, то начинают с того кто находится на переднем план
ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫЯСНЕНИЯ ОБЩЕГО СМЫСЛА КАРТИНЫ
v Что вы видите на картине?
v Что делают дети (петушок, кошка?
v Вопросы о главном персонаже, с которого рассматривается картина:
o Как играет мальчик?
o Что в руках у мальчика?
o Что стоит перед мальчиком на столе?
o Зачем мальчик расставляет чашечки?
Вопросы: откуда, зачем, почему - вопросы поискового характера; заставляют думать, всматриваться в картину. Требуют распространенных ответов, способствуют развитию речи детей.
v Переход от одного персонажу к другому:
o Мы рассмотрели – как мальчик играет, а как девочка играет?
v Вопросы для перехода за пределы изображенного – в младшей группе формулируют очень просто:
o Как вы думаете, что говорит мальчик?
o Что говорит девочка?
ВАЖНО:
v Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним-двумя словами.
v Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам.
v Нечетко поставленные вопросы тормозят развитие у детей речевых навыков.
РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ
Речь должна быть четкой, лаконичной, выразительной. Это должен быть художественный рассказ, а не простое перечисление объекта, поэтому к нему предъявляются следующие требования.
v Рассказ воспитателя должен быть длинным. Младший возраст – от 7 до 13 предложений.
v Чтобы рассказ получился эмоциональным, в него включают фразы содержащие вопрос, восхищение, прямую речь.
v Предложения в рассказе должны идти в той последовательности, в которой шло рассматривание картины.
v Если при рассматривании картины детей знакомили с новыми словами, то их желательно включить в рассказ.
v Вместо своего рассказа воспитатель может прочитать художественное произведение, которое подходит к содержанию картины. В этом случае требования к рассказу не учитывается
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
v Предложить детям выполнить то, что они смотрели на картине:
o поиграть так же как герои картины
o поиграть с теми же игрушками
v Сделать что – то для героев картины: нарисовать, слепить.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД РАССМАТРИВАНИЕМ КАРТИНЫ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Работа над названием картины
В младшей группе название говорит сам воспитатель. Название картины звучит только после вопросов.
Работа с именами и кличками
В младшей группе этот прием помогает приблизить персонажи к детям
Использование эмоциональных игровых приемов
Расскажи кукле, мишке.
Что мы расскажем кошечке про ее котенка.
Допускается чередование хоровых и индивидуальных ответов;
Этапы обучения рассказыванию по картине
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
1. Вводное слово воспитателя;
2. Вопросы по картине;
3. Рассказ воспитателя по картине;
4. Рассказ воспитателя об одном из персонажей;
5. Описание детьми другого персонажа с помощью воспитателя или по образцу воспитателя;
После выступления каждого ребенка воспитатель должен дать положительную оценку его рассказу, сказать, что хорошего было в его рассказе
6. Дети слушают обобщенный рассказ воспитателя по картине, можно прочитать литературное произведение по этой теме.
*Пункты 3 и 6 могут взаимозаменяться.
Рассказывание по картине в средней группе проводится по вопросам и образцу воспитателя. Образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала» — в этом возрасте не требуется отступления от образца.
Требования к образцу рассказа
v Рассказ воспитателя - от 7 до 13 предложений.
v Рассказ должен быть доступен для повторения его детьми.
v Чтобы рассказ получился эмоциональным, в него включают фразы содержащие вопрос, восхищение, прямую речь.
v Предложения в рассказе должны идти в той последовательности, в которой шло рассматривание картины.
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
Условие: дети уже научились составлять небольшие рассказы описательного характера;
v Начинать с серии из 2х картинок;
v Рассматривается и описывается каждая картина из серии;
v Высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми;
Получается связный последовательный рассказ, объединяющий в единое целое все картинки серии.
Этапы обучения рассказыванию по картине
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Работа по обучению рассказыванию по картине состоит из 2х этапов:
I Рассматривание картины + беседа по картине;
II Составление рассказа по картине
I этап
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИНЫ
1. Вводное слово воспитателя;
2. Детальное рассматривание картины с обсуждением рассматриваемого изображения;
3. Обсуждение названия картины;
4. Образец описания от воспитателя или чтение литературного произведения;
Вводное слово проводиться по-разному:
o детям предлагаются вопросы, побуждающие к размышлению, к обращению к их опыту, знаниям;
- загадывается загадка;
o звучит музыка;
Дав детям высказаться, педагог говорит, что ответы на все эти вопросы может дать картина, которую она сейчас покажет им.
Детальное рассматривание картины
(направляется вопросами или методическими приемами: «подзорная труба», «фотограф»).
v Вначале внимание детей направляется на главный объект.
v Дети самостоятельно выделяют и рассматривают детали. При необходимости их внимание направляется на интерьер, фон, пейзаж, что потребуется для последующих описаний.
v Одновременно называются признаки и подбираются эпитеты к выделенным объектам.
v Для получения полноты впечатлений возможно «включение» других анализаторов: «Что вы почувствовали бы на месте героя (холод, грусть, досаду). «Если бы мы там оказались, что бы мы услышали?» - прием «Вхождения в картину»
v Обсуждаются связи между объектами: расположение (недалеко, слева, вдалеке, у дерева, отношения (друзья, чей предмет / объект, т. д.
v Можно давать имена персонажам.
Однако этот приём значительно обедняет высказывания детей. Целесообразнее учить детей высказываться о персонажах так, чтобы слушатели его сразу узнали (У мальчика в чёрной меховой шубке перевернулись санки)
Обсуждение названия картины
v Анализ авторского названия с аргументацией: подходит? почему так назвал? что означает это слово?
v Придумывание своего названия с объяснением своего варианта.
v Выбор подходящего названия из 2-3 предложенных.
Образец описания от воспитателя или чтение литературного произведения
*Если картина несложная, возможно составление рассказов детьми на этом же занятии по предложенному плану.
II этап
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗА – ОПИСАНИЯ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ
1. Вводная часть
2. Повторное рассматривание картины
3. Обсуждение плана рассказа.
4. Коллективное / подгрупповое составление и изложение рассказов
5. Анализ рассказов
6. Итог занятия
Вводная часть: в которой создается мотивация для последующей работы.
o Может быть повторением того, что было на рассматривании картины + «Вы вспомнили эту музыку?
o Может быть «телефонный звонок» с просьбой рассказать о картине.
Повторное рассматривание картины проводится в быстром темпе.
o Повторением персонажей, их характеристик, их действий;
o Могут включаться упражнения на подбор сравнений, глаголов, синонимов.
Обсуждение плана рассказа.
Фиксация плана наглядно различными средствами (схематический рисунок, геометрические фигуры на фланелеграфе, зарисовка каждым ребенком символами и т. д.)
Коллективное / подгрупповое составление и изложение рассказов.
Анализ рассказов
Итог занятия
Последовательность работы
по составлению повествовательного рассказа по сюжетной картине
Автор представленной методики И. Н. Мурашковская
Чтобы рассказ стал повествовательным, необходимо включить в него описание предшествующих и последующих событий, не изображенных на картине
Работа по обучению составления повествовательного рассказа по сюжетной картине состоит из 2х этапов:
I Рассматривание картины + беседа по картине;
II Составление рассказа по картине;
I этап
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИНЫ И БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ
1. Вводная часть – настраиваем детей на восприятие картины
2. Детальное рассматривание картины:
Определение состава картины (Пришел волшебник «Дели», «подзорная труба», «Фотоаппарат). На листе/фланелеграфе фиксируем выделенные объекты, соблюдая их расположение.
Установление взаимосвязей между объектами картины (волшебник «Объединяй»). На листе/фланелеграфе проводим линии от объекта к объекту, проговаривая предложения (Ворона сидит на снегу. Вика и Аня дружат).
Упражнения на подбор сравнений (снег пушистый как,, употребление метафор (Как можно сказать о снеговых сугробах, если они пышные, как перина?– Земля застелена пышной снеговой периной и пр.).
3. Определение названия картины
4. Быстрый повтор педагогом состава картины и предложений, сказанных детьми о взаимосвязях объектов. Может быть, одновременное выставление на макете объектов картины.
5. Итог.
Картина / макет остаются в группе
II этап
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА
ПО КАРТИНЕ
1. Вводная часть: мотивация на составление рассказа:
o Предложение записать рассказ для отсутствующего ребенка или взрослого;
o Пополнение альбома «Наши рассказы» и пр.
2. Преобразование объектов во времени:
o «Волшебник Отставай» (с ним мы узнаем, что было раньше)
o «Волшебник Забегай» (узнаем, что будет потом).
o По объектам и действиям обсуждается их прошлое и будущее.
3. Предлагается план рассказа (если он коллективный) или дети выбирают героя/героев про которых они будут составлять рассказ (индивидуальный) .
4. Рассказ/рассказы детей.
5. Итог занятия
o Выполнение условий мотивации;
o Одобрение детей;
o Пожелания детям;
В занятия включается динамическая пауза.