Лучший педагог года

Картинная галерея в развитии речи дошкольников

Елена Претцер
Картинная галерея в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Почему работа с картинам нужна для развития речи детей

· Можно познакомить детей с тем, что они не могут увидеть в обычной жизни;

· На картине ребенок может увидеть в статике интересный момент окружающей жизни и подробно его рассмотреть;

· Дети любят рассматривать картинки, им это интересно;

· Восприятие картины затрагивает чувства детей;

· Вызывает активную работу памяти, мышления;

· Вызывает желание высказаться;

· Позволяет педагогу работать над всеми компонентами речи ребенка;

Публикация «Картинная галерея в развитии речи дошкольников» размещена в разделах

Какие картины используются в детском саду для работы по развитию речи

· Предметные картины – на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними;

· Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом;

· Серия или набор картин, связанных единым сюжетным содержанием;

· Репродукции картин мастеров искусства;

Виды занятий по картинам в детском саду

· Составление описательного рассказа по предметной картине – связное последовательное описание изображенных на картине объектов, их качеств, свойств, действий;

· Составление описательного сравнительного рассказа по двум предметным картинкам;

· Составление описательного рассказа по сюжетной картине – описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины;

· Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин;

· Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине, «рассказ, последовательный во времени» (К. Д. Ушинский) с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий, не изображенных на картине;

· Составление описательного рассказа по пейзажной картине, натюрморту, по жанровой картине, которое может включать элементы повествования;

Требования к подбору картин для обучения рассказыванию

Младший возраст

· Содержание картины должно быть детям доступно, т. е. знакомо из личного опыта, по программе. В этом возрасте картина почти никогда не является источником новых знаний:

o игры со знакомыми игрушками

o некоторые домашние животные

o дикие животные (заяц)

· Композиция картины должна быть простой, т. е. картины одноплановые;

· Количество персонажей от 1 до 4, они относятся к одной категории: все дети, все котята;

Средний возраст

· Используются те же сюжетные картины, что и в младших группах:

o добавляется серия «Домашние животные»;

· Серии сюжетных картин, начиная с 2х;

· Композиция картины становится двуплановой;

· Количество персонажей от 1 до 4-5, они относятся к одной – двум категориям: кошка и котята, взрослый и ребенок;

Старший дошкольный возраст

· Содержание картин может знакомить детей с новыми для них явлениями окружающей жизни:

o труд людей разных профессий,

o необычные предметы быта,

o поведение экзотических животных,

· Серии сюжетных картин от 2х до 8;

· Композиция картины может быть многоплановой;

· Количество персонажей значительно увеличивается, они могут относится к разным категориям: люди разного возраста и животные, кошка, котята и бабочка;

· Появляется работа с репродукциями картин мастеров искусств, в разных жанрах живописи;

Цели, которые ставит педагог при работе по обучению рассказыванию по картине

Младший возраст

· Научить рассматривать картину;

· Научить отвечать на вопросы по содержанию картины;

· Обогатить словарный запас ребенка;

· Активизировать речь детей;

Средний возраст

· Научить детей описывать изображенное на картине;

· Научить детей видеть не только главное, но и детали;

· Научить детей привлекать личный опыт, при выявлении и оценке причинно – следственных взаимоотношений объектов картины;

· Расширить объём связных высказываний;

· Формировать навыки самостоятельного описания картины;

Старший дошкольный возраст

· Научить детей правильно понимать содержание картины, выявляя и оценивая причинно – следственные связи между объектами картины, привлекая знания и личный опыт;

· Расширять словарный запас детей по всем видам речи;

· Формировать у детей ГСР и упражнять их в применении различных грамматических форм;

· Развивать монологическую речь детей через формирование умения связно и последовательно описывать изображение;

· Воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картине;

· Добиваться от детей большей самостоятельности и творчества при составлении рассказов;

Этапы обучения рассказыванию по картине

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ

Является подготовительным периодом в работе по обучению рассказыванию по картине.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

1. Подготовка к восприятию картины;

2. Внесение картины;

3. Рассматривание картины с помощью направленных вопросов воспитателя;

4. Слушание детьми рассказа воспитателя по картине или чтения художественного произведения

5. Итог занятия

ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ КАРТИНЫ

*Картину не вносят в группу заранее, ее показывают детям только после подготовки к восприятию.

Приемы подготовки к восприятию

v Опора на опыт детей – краткая беседа о том, что с детьми происходило, голос животного.

v Опора на знание детей – краткая беседа, уточняющая какие либо знания детей, имеющих отношение к сюжету картины;

v Использование небольших поэтических произведений, загадок.

Воспитатель может использовать несколько приемов. После подготовки к восприятию воспитатель произносит фразу - связку для плавного перехода к рассматриванию картины и вносит картину

РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ

v Первыми рассматриваются крупные персонажи, затем мелкие, не возвращаясь к рассмотренному;

v Сначала рассматривается персонаж, который несет основную нагрузку, затем персонажи второстепенного значения;

Если же смысловая нагрузка персонажей одинакова, то начинают с того кто находится на переднем план

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫЯСНЕНИЯ ОБЩЕГО СМЫСЛА КАРТИНЫ

v Что вы видите на картине?

v Что делают дети (петушок, кошка?

v Вопросы о главном персонаже, с которого рассматривается картина:

o Как играет мальчик?

o Что в руках у мальчика?

o Что стоит перед мальчиком на столе?

o Зачем мальчик расставляет чашечки?

Вопросы: откуда, зачем, почему - вопросы поискового характера; заставляют думать, всматриваться в картину. Требуют распространенных ответов, способствуют развитию речи детей.

v Переход от одного персонажу к другому:

o Мы рассмотрели – как мальчик играет, а как девочка играет?

v Вопросы для перехода за пределы изображенного – в младшей группе формулируют очень просто:

o Как вы думаете, что говорит мальчик?

o Что говорит девочка?

ВАЖНО:

v Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним-двумя словами.

v Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам.

v Нечетко поставленные вопросы тормозят развитие у детей речевых навыков.

РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ

Речь должна быть четкой, лаконичной, выразительной. Это должен быть художественный рассказ, а не простое перечисление объекта, поэтому к нему предъявляются следующие требования.

v Рассказ воспитателя должен быть длинным. Младший возраст – от 7 до 13 предложений.

v Чтобы рассказ получился эмоциональным, в него включают фразы содержащие вопрос, восхищение, прямую речь.

v Предложения в рассказе должны идти в той последовательности, в которой шло рассматривание картины.

v Если при рассматривании картины детей знакомили с новыми словами, то их желательно включить в рассказ.

v Вместо своего рассказа воспитатель может прочитать художественное произведение, которое подходит к содержанию картины. В этом случае требования к рассказу не учитывается

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

v Предложить детям выполнить то, что они смотрели на картине:

o поиграть так же как герои картины

o поиграть с теми же игрушками

v Сделать что – то для героев картины: нарисовать, слепить.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД РАССМАТРИВАНИЕМ КАРТИНЫ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Работа над названием картины

В младшей группе название говорит сам воспитатель. Название картины звучит только после вопросов.

Работа с именами и кличками

В младшей группе этот прием помогает приблизить персонажи к детям

Использование эмоциональных игровых приемов

Расскажи кукле, мишке.

Что мы расскажем кошечке про ее котенка.

Допускается чередование хоровых и индивидуальных ответов;

Этапы обучения рассказыванию по картине

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

1. Вводное слово воспитателя;

2. Вопросы по картине;

3. Рассказ воспитателя по картине;

4. Рассказ воспитателя об одном из персонажей;

5. Описание детьми другого персонажа с помощью воспитателя или по образцу воспитателя;

После выступления каждого ребенка воспитатель должен дать положительную оценку его рассказу, сказать, что хорошего было в его рассказе

6. Дети слушают обобщенный рассказ воспитателя по картине, можно прочитать литературное произведение по этой теме.

*Пункты 3 и 6 могут взаимозаменяться.

Рассказывание по картине в средней группе проводится по вопросам и образцу воспитателя. Образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала» — в этом возрасте не требуется отступления от образца.

Требования к образцу рассказа

v Рассказ воспитателя - от 7 до 13 предложений.

v Рассказ должен быть доступен для повторения его детьми.

v Чтобы рассказ получился эмоциональным, в него включают фразы содержащие вопрос, восхищение, прямую речь.

v Предложения в рассказе должны идти в той последовательности, в которой шло рассматривание картины.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

Условие: дети уже научились составлять небольшие рассказы описательного характера;

v Начинать с серии из 2х картинок;

v Рассматривается и описывается каждая картина из серии;

v Высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми;

Получается связный последовательный рассказ, объединяющий в единое целое все картинки серии.

Этапы обучения рассказыванию по картине

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Работа по обучению рассказыванию по картине состоит из 2х этапов:

I Рассматривание картины + беседа по картине;

II Составление рассказа по картине

I этап

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИНЫ

1. Вводное слово воспитателя;

2. Детальное рассматривание картины с обсуждением рассматриваемого изображения;

3. Обсуждение названия картины;

4. Образец описания от воспитателя или чтение литературного произведения;

Вводное слово проводиться по-разному:

o детям предлагаются вопросы, побуждающие к размышлению, к обращению к их опыту, знаниям;

- загадывается загадка;

o звучит музыка;

Дав детям высказаться, педагог говорит, что ответы на все эти вопросы может дать картина, которую она сейчас покажет им.

Детальное рассматривание картины

(направляется вопросами или методическими приемами: «подзорная труба», «фотограф»).

v Вначале внимание детей направляется на главный объект.

v Дети самостоятельно выделяют и рассматривают детали. При необходимости их внимание направляется на интерьер, фон, пейзаж, что потребуется для последующих описаний.

v Одновременно называются признаки и подбираются эпитеты к выделенным объектам.

v Для получения полноты впечатлений возможно «включение» других анализаторов: «Что вы почувствовали бы на месте героя (холод, грусть, досаду). «Если бы мы там оказались, что бы мы услышали?» - прием «Вхождения в картину»

v Обсуждаются связи между объектами: расположение (недалеко, слева, вдалеке, у дерева, отношения (друзья, чей предмет / объект, т. д.

v Можно давать имена персонажам.

Однако этот приём значительно обедняет высказывания детей. Целесообразнее учить детей высказываться о персонажах так, чтобы слушатели его сразу узнали (У мальчика в чёрной меховой шубке перевернулись санки)

Обсуждение названия картины

v Анализ авторского названия с аргументацией: подходит? почему так назвал? что означает это слово?

v Придумывание своего названия с объяснением своего варианта.

v Выбор подходящего названия из 2-3 предложенных.

Образец описания от воспитателя или чтение литературного произведения

*Если картина несложная, возможно составление рассказов детьми на этом же занятии по предложенному плану.

II этап

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗА – ОПИСАНИЯ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ

1. Вводная часть

2. Повторное рассматривание картины

3. Обсуждение плана рассказа.

4. Коллективное / подгрупповое составление и изложение рассказов

5. Анализ рассказов

6. Итог занятия

Вводная часть: в которой создается мотивация для последующей работы.

o Может быть повторением того, что было на рассматривании картины + «Вы вспомнили эту музыку?

o Может быть «телефонный звонок» с просьбой рассказать о картине.

Повторное рассматривание картины проводится в быстром темпе.

o Повторением персонажей, их характеристик, их действий;

o Могут включаться упражнения на подбор сравнений, глаголов, синонимов.

Обсуждение плана рассказа.

Фиксация плана наглядно различными средствами (схематический рисунок, геометрические фигуры на фланелеграфе, зарисовка каждым ребенком символами и т. д.)

Коллективное / подгрупповое составление и изложение рассказов.

Анализ рассказов

Итог занятия

Последовательность работы

по составлению повествовательного рассказа по сюжетной картине

Автор представленной методики И. Н. Мурашковская

Чтобы рассказ стал повествовательным, необходимо включить в него описание предшествующих и последующих событий, не изображенных на картине

Работа по обучению составления повествовательного рассказа по сюжетной картине состоит из 2х этапов:

I Рассматривание картины + беседа по картине;

II Составление рассказа по картине;

I этап

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИНЫ И БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ

1. Вводная часть – настраиваем детей на восприятие картины

2. Детальное рассматривание картины:

Определение состава картины (Пришел волшебник «Дели», «подзорная труба», «Фотоаппарат). На листе/фланелеграфе фиксируем выделенные объекты, соблюдая их расположение.

Установление взаимосвязей между объектами картины (волшебник «Объединяй»). На листе/фланелеграфе проводим линии от объекта к объекту, проговаривая предложения (Ворона сидит на снегу. Вика и Аня дружат).

Упражнения на подбор сравнений (снег пушистый как,, употребление метафор (Как можно сказать о снеговых сугробах, если они пышные, как перина?– Земля застелена пышной снеговой периной и пр.).

3. Определение названия картины

4. Быстрый повтор педагогом состава картины и предложений, сказанных детьми о взаимосвязях объектов. Может быть, одновременное выставление на макете объектов картины.

5. Итог.

Картина / макет остаются в группе

II этап

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА

ПО КАРТИНЕ

1. Вводная часть: мотивация на составление рассказа:

o Предложение записать рассказ для отсутствующего ребенка или взрослого;

o Пополнение альбома «Наши рассказы» и пр.

2. Преобразование объектов во времени:

o «Волшебник Отставай» (с ним мы узнаем, что было раньше)

o «Волшебник Забегай» (узнаем, что будет потом).

o По объектам и действиям обсуждается их прошлое и будущее.

3. Предлагается план рассказа (если он коллективный) или дети выбирают героя/героев про которых они будут составлять рассказ (индивидуальный) .

4. Рассказ/рассказы детей.

5. Итог занятия

o Выполнение условий мотивации;

o Одобрение детей;

o Пожелания детям;

В занятия включается динамическая пауза.

Публикации по теме:

Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша»Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша» Продолжаю серию публикаций о том, как предметы быта превращаются в развивающие пособия и игры. На этот раз в хозяйственном магазине моё.

«Картинная галерея» в детском саду«Картинная галерея» в детском саду «Все мы родом из детства. И каждый из нас - дитя природы» Компьютеры, планшеты, телефоны, и наши взрослые, а ведь с них наши дети и берут.

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ Конспект интегрированного занятия «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами.

Использование игр на липучках по мотивам сказок в развитии речи дошкольниковИспользование игр на липучках по мотивам сказок в развитии речи дошкольников Использование липучек в создании дидактических пособий для дошкольников создает множество возможностей для обогащения образовательной среды.

Использование приемов театрализации в развитии речи дошкольниковИспользование приемов театрализации в развитии речи дошкольников Обучение детей дошкольного возраста происходит в игровой деятельности. Это естественно для них. Театрализация – тоже игра. В обычной жизни.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Автор публикации:
Картинная галерея в развитии речи дошкольников
Опубликовано: 22 июля 2024 в 05:42
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картинная галерея в развитии речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Претцер в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД