Марина Богданова
Консультация «Капризы в раннем возрасте. Что делать?»
▼ Скачать + Заказать документы
. Наши дети - это наша старость.
Правильное воспитание -
это наша счастливая старость,
плохое воспитание - это наше
будущее горе, это наши слёзы,
это наша вина перед другими,
перед всей страной.
А. С. Макаренко
Аннотация. В статье говорится о выборе и применении педагогических методов воздействия, о требовательности в воспитании, о значении примера, целесообразности поощрения и разъяснения правил поведения.
Ключевые слова: капризы, упрямства, воспитание, послушание.
Публикация «Консультация „Капризы в раннем возрасте, Что делать?“» размещена в разделах
Дети дошкольного возраста мыслят своеобразно. К. Д. Ушинский указывал, что «для ребёнка не существует невозможного потому, что он не знает, что возможно, а что нет». Особенно это относится к самым маленьким.
Чтобы выполнить требование взрослого, ребёнок должен ясно представлять себе, что от него хотят. Поэтому указания, не являющиеся для детей конкретными, не дают желаемого результата. Очень важно называть каждого ребёнка в отдельности, по именам, обращаясь к ним с какой либо просьбой. Потому что указание, обращённое ко всем детям, ребёнок не всегда может отнести к самому себе, так как он мыслит конкретно. Привычка мыслить приходит к детям постепенно.
Неправильно поступают те воспитатели и родители, которые желая успокоить расшалившегося ребёнка, заставляют его подолгу сидеть на стуле. утомившись от бездействия, малыш с удвоенной энергией начинает шалить, так как его организм нуждается в двигательной разрядке. Когда малыш долго находится в одном и том же положении, нагрузка падает на одни и те же группы мышц и соответствующие центры нервной системы, при этом наступает быстрое утомление.
Также следует помнить и о том, что любое ограничение детской активности и самостоятельности может вызвать у ребёнка протест, желание настоять на своём. Ошибочно в этом случае расценивать детское поведение как каприз или упрямство.
Считать, что капризы и упрямство обязательно сопутствуют детству, совершенно неправильно. Дети не рождаются таковыми, и это не возрастная их особенность, но всё же капризы чаще проявляются в дошкольном возрасте. Чем это вызвано?
Причины капризов и упрямства ребёнка заключены не столько в особенностях его возраста и характера, сколько в неправильном воспитательном подходе к нему. И. П. Павлов подчёркивал, что «образ поведения человека. обусловлен не только прирождёнными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависят от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле слов». Если взрослые не умеют предвосхищать детский плач и ребёнок постоянно напоминает им о своих неудобствах, то у него возникает привычка криком добиваться удовлетворения потребностей. Частые проявления отрицательных эмоций, становясь привычными, создают предпосылку для зарождения капризов.
Иногда дети капризничают и в период выздоровления. После болезни ребёнок ещё слаб и не может много двигаться, принимать участие в тех играх, в которые играют его товарищи. Вынужденное ограничение активности вызывает у него беспричинный плач. Но может быть и так, что за время болезни ребёнок привыкает к повышенному вниманию окружающих и, выздоровев, не хочет от этого отказываться. В этом случае, мягкость в обращении в сочетании настойчивостью и разумной требовательностью, предотвратят возможные капризы.
Как же следует реагировать на такие проявления детских капризов? прежде всего научиться внешне спокойно относиться к крику ребёнка. Лучше в такой момент оставить его одного до тех пор, пока не пройдёт это состояние. Надо иметь ввиду и то, что бурная сцена рассчитана ребёнком на зрителей и сочувствующих. Если же малыш постоянно будет убеждаться в том, что вопли ничуть не трогают окружающих, то привычка имитировать истерику постепенно исчезнет.
Упрямство проявляется в основном избалованными детьми, привыкшими к чрезмерному вниманию, излишним уговорам. Крайняя степень упрямства выражается в бессмысленном сопротивлении ребёнка любым требованиям взрослого. Е. А. Аркин писал: «В случаях упрямства педагог должен иметь в виду, что корень упрямства лежит очень часто не в ребёнке, а в поведении окружающих его взрослых.» И не в коем случае нельзя пытаться сломить упрямство силой, особенно физическим наказанием. Только благодаря правильному воспитанию происходит закладка положительных качеств личности ребёнка, только при этом условии можно говорить о формировании готовности его к активному, осознанному послушанию.
Послушание - это первая ступень к дисциплинированности. В послушании выражается уважение и доверие ребёнка к взрослым, стремление следовать их требованиям, перенимать их опыт. А. С. Макаренко писал: «Ребёнок в младшем возрасте должен беспрекословно слушаться родителей, ибо, если он не послушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6 - 8 лет».
Нельзя забывать, что воспитание - сложный процесс: дети не только подчиняются взрослым, но и сами противопоставляют им свою волю. Правильное руководство детским поведением именно и заключается в том, чтобы мобилизовать и направлять волю ребёнка, вызывая в нём внутренне согласие с указаниями взрослых.
Завершить статью хочется высказыванием Я. А. Коменского: «В том доме, где есть дети, нужна величайшая осмотрительность, чтобы не произошло чего-либо противного добродетели, но чтобы все соблюдали умеренность, опрятность, уважение друг к другу, взаимное послушание, правдивость и пр. Если это будет происходить постоянно, то, несомненно, не нужны будут ни множество слов для наставления, ни. принуждения. Но так как часто сами взрослые нарушают правила нравственности, то не удивительно, что и дети также подражают тому, что видят у других.».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Татьяна Шишова Ребёнок не слушается. Что делать? - Р. : Зерна, 2014. - 224 с.
2. Островская Л. Ф. Почему ребёнок не слушается. - М. : Просвещение, 1977, - 94 с.
3. Пинт А. О. Это вам, родители. - М. : Знание, 1979, - 208 с.