Лариса Панкратова
Консультация «Как определить готовность ребенка с РАС к посещению ДОУ»
«Как определить готовность ребенка с РАС к посещению ДОУ»
Несмотря на то, что в большинстве случаев признаки аутистического расстройства проявляются в раннем возрасте, диагноз нередко ставится достаточно поздно – в среднем 4-5 лет. В связи с этим родители зачастую не знают о диагнозе своего ребнка, хотя могут замечать особенности его развития. По этой причине они не могут предупредить воспитателей о том, что у ребнка аутизм. Кроме того, очень часто они не делают этого, даже если знают о диагнозе, так как боятся, что ребнка не примут в дошкольное учреждение, откажутся с ним работать, будут относиться к нему предвзято. Конечно, опытные воспитатели очень быстро замечают особенности в поведении такого ребнка, хотя тоже далеко не всегда понимают, что за ними скрывается расстройство аутистического спектра. Для того чтобы определить наличие у ребнка риска аутистического расстройства, можно использовать шкалы, разработанные специалистами по аутизму. Если ребнок демонстрирует относительно низкий уровень функционирования, рекомендуется применять шкалу C. A. R. S. В тех случаях, когда уровень функционирования ребнка достаточно высокий (нет грубых речевых нарушений, выраженного интеллектуального снижения, удобно использовать шкалу для оценки социальных, эмоциональных и коммуникативных навыков (Шкала Гарнетта и Аттвуда для детей с синдромом Аспергера). Использование этих методик не требует специального обучения и занимает немного времени. Достаточно внимательно понаблюдать за поведением ребнка и выбрать соответствующие методики.
Публикация «Консультация „Как определить готовность ребенка с РАС к посещению ДОУ“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2020
Не все дети с расстройствами аутистического спектра могут заниматься в группе, некоторые из них нуждаются в предварительном обучении в индивидуальном режиме. Часть детей способна посещать группу, только если для этого будут созданы специальные условия, например, ребнка будет сопровождать тьютор. Для того чтобы оценить, насколько ребнок готов к занятиям в групповом режиме и что требуется для его успешной инклюзии, можно воспользоваться данными таблицы книги «Ребенок с РАС идет в детский
сад. Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольных образовательных учреждениях». Под общей редакцией Манелис Н. Г.
Как следует из таблицы, причин, по которым дети с РАС не могут посещать ДОУ не так много. Гораздо чаще возникают ситуации, когда ребнок нуждается в постоянном персональном сопровождении или специальной организации среды. Тем не менее, если специалисты дошкольного учреждения сталкиваются с подобной ситуацией, нужно провести консилиум, четко определить причины, по которым в настоящее время ребенку не подходят групповые занятия, и обсудить сложившуюся ситуацию с родителями, для которых, по понятным причинам, эта информация может быть очень болезненной. Для того, чтобы встреча с родителями принесла пользу и ребенку, и семье в целом, имеет смысл:
- использовать выражения «Пете пока групповые занятия не подходят», а не
«Петя не может заниматься в группе»;
- обязательно не только констатировать проблему, но и дать советы относительно того, как ее преодолеть, при этом указав те места, где родителям помогут это сделать.