Ковалева Алена
Я — педагог дошкольного образования как субъект образовательной деятельности и образовательных отношений
▼ Скачать + Заказать документы
Свою профессию я выбрала по велению сердца. Ведь я с детства мечтала о профессии педагога.
Когда я начинаю размышлять о смысле моей профессии, я задаю себе целую цепочку вопросов.
1. Современный воспитатель – какой он и каковы его педагогические ценности?
2. Какие составляющие определяют мою педагогическую «Я» – концепцию?
3. Какова формула моей успешной деятельности?
4. Какой вклад я вношу в будущее своей страны? (Ведь будущее России создается сегодня).
Публикация «Я — педагог дошкольного образования как субъект образовательной деятельности и образовательных отношений» размещена в разделах
Частичный ответ на все волнующие меня вопросы содержится в моем педагогическом кредо : «хотеть и уметь снова и снова прожить детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним окружающую действительность, принимать ребенка таким, каким он есть».
Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца. Другое – прохладную тень. Третье любит берег ручья, а четвертое – высохшую горную вершину. Каждому растению нужен особый, только для него подходящий уход. Иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии. Легче ухаживать за цветком, который быстро дал корни, зазеленел листвой и быстро расцвел. Намного труднее выращивать растение, которое произросло на неблагоприятной почве, страдающее от болезней и из последних сил тянущееся к солнцу. У него особые потребности, и уход за ним я осуществляю особый. (Читающий эти строки понял, что речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья). В целебную смесь для его питания я добавляю любовь, доброту и душевную щедрость, иногда добавляю листья терпенья. Смотришь – и еще один маленький бутончик раскрылся.
Из множества инновационных технологий я отдаю приоритет личностно - ориентированной технологии, и в опыте моей работы она находит полифункциональное применение. Она определяет мою позицию по отношению к ребенку не «над», не «рядом», а «ВМЕСТЕ с ребенком». Это позиция равноправного партнера по игре и совместной с ребенком образовательной деятельности, который вместе с детьми отправляется в исследовательскую лабораторию, в интересное путешествие, в процессе которого реализуется комплекс познавательных и других задач, а дети и не замечают, что их чему-то обучают.
Мой девиз: не стоим на месте, идем вперед, все вместе! Все – это дети, родители и коллеги, с которыми я долго и плодотворно работаю. Считаю, что воспитатель должен совершенствовать свое мастерство, осваивать инновационные технологии, применять нетрадиционные методики, заниматься своим самообразованием, поиском новых методов и приемов. Педагог не может оставаться на месте в своем поиске, а главное – в своем собственном личностном развитии, он должен идти вперед. Воспитатель должен смотреть на мир детскими глазами, но при этом, он должен уметь раскрыть потенциал воспитанников, ввести их в окружающий мир, помочь каждому найти свой путь, научить преодолевать трудности и препятствия.
Работая воспитателем, я научилась не только понимать потребности маленьких детей, но и видеть проблемы их семей и общества в целом. Видя проблемы современного общества, а в последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телевидение, телефонная связь, интернет, высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребёнком и взрослыми. Возникает дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, как с взрослыми, так и в детском сообществе. Именно поэтому в своей профессиональной деятельности я акцентировала внимание на социализации детей, которая не возможна без развития социально-коммуникативных навыков ребенка. Знания о проблемах детей в этой области (неумение слушать и слышать друг друга, отсутствие речевой культуры во взаимоотношениях, неумение решать спорные вопросы и улаживать конфликты, неумение делиться своими впечатлениями и высказывать свое мнение, неумение сделать выбор). Я вижу решение в применении технологии «Развивающее общение». Несомненным плюсом которой, является то, что, осваивая технологию решения конфликтов, ответственность за происходящее или случившееся ложится на самих детей, что в свою очередь приводит к большей самостоятельности каждого ребенка, а значит к развитию саморегуляции поведения.
Выше изложенные материалы позволяют сделать вывод, что свою миссию я вижу в обеспечении условий для проживания ребенком дошкольного детства, как самоценного периода жизни через организацию образовательного процесса, направленного на развитие широкого спектра его индивидуальных способностей и удовлетворяющего социальный заказ государства, общества, семьи. Я горжусь тем, что работаю воспитателем!