Татьяна Уткина
Изучаем правила дорожного движения в игровой форме
▼ Скачать + Заказать документы
«Изучаем правила дорожного движения в игровой форме».
ПОМНИТЕ!
Воспитатели – не доучили,
Родители – не досмотрели,
ГИБДД – не доорганизовало
Водитель – не среагировал,
а в результате – ребенок пострадал
в дорожно-транспортном
происшествии.
В детском возрасте отсутствует навык безопасного поведения на улицах и
дорогах, умение наблюдать: осматривать свой путь, замечать автомобиль,
Публикация «Изучаем правила дорожного движения в игровой форме» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
оценивать его скорость, направление движения, возможность внезапного
появления автомобиля из-за стоящего транспорта, из-за кустов, киосков, заборов.
Дорога от дома в детский сад и обратно идеально подходит для того, что бы
дать ребенку знания, формировать у него навыки безопасного поведения на
улице. У ребенка целая гамма привычек формируется с самого раннего детства.
Именно поэтому, начиная с 1, 5-2 лет необходимо формировать у него комплект
«транспортных» привычек.
Сопровождая ребенка, родители должны соблюдать следующие требования:
Из дома выходить заблаговременно, чтобы ребенок привыкал идти не
спеша.
Перед переходом проезжей части обязательно остановитесь. Переходите
дорогу размеренным шагом.
Приучайте детей переходить проезжую часть только на пешеходных
переходах.
Никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящего транспорта и
других предметов, закрывающих обзор.
Увидев трамвай, троллейбус, автобус, стоящей на противоположной
стороне не спешите, не бегите.
Выходя на проезжую часть, прекращайте посторонние разговоры с
ребенком, он должен привыкнуть к необходимости сосредотачивать
внимание на дороге.
Переходите улицу строго под прямым углом.
Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора,
предварительно обязательно убедитесь в безопасности перехода.
При переходе и на остановках общественного транспорта крепко
держите ребенка за руку.
Из транспорта выходите впереди ребенка, чтобы малыш не упал.
Привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге.
Покажите безопасный путь в детский сад, школу, магазин.
Никогда в присутствии ребенка не нарушайте ПДД.
К моменту поступления ребенка в школу он должен усвоить и
соблюдать следующие правила поведения на улице и в транспорте:
Играй только в стороне от дороги.
Переходи улицу там, где обозначены указатели перехода, на
перекрестках по линии тротуара.
Переходи улицу только шагом, не беги.
Следи за сигналом светофора, когда переходишь улицу.
Посмотри при переходе улицы сначала налево, потом направо.
Не пересекай путь приближающемуся транспорту
Трамваи всегда обходи спереди.
Входи в любой вид транспорта и выходи из него только тогда, когда он
стоит.
Не высовывайся из окна движущегося транспорта.
Выходи из машины только с правой стороны, когда она подъехала к
тротуару или обочине дороги.
Не выезжай на велосипеде на проезжую часть.
Если ты потерялся на улице - не плач. Попроси взрослого прохожего или
полицейского помочь.
Все понятия ребенок усвоит прочно, если его знакомят с правилами
дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используя для этого
соответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге. Находясь с малышом на
улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом,
пешеходами. Обратите внимание на нарушителей, отметив, что, нарушая правила,
они рискуют попасть в беду.
Современный ребенок уже в раннем возрасте становится участником дорожного движения. Сначала он примеряет роль пешехода/пассажира со взрослыми, а затем самостоятельно. Дорога, улица всегда манят ребенка своей неизведанностью, многообразием впечатлений, необычностью ситуаций… Задача взрослых, педагогов, родителей, предотвратить возникновение опасных ситуаций, сохранив здоровье детей, а зачастую и их жизнь. Именно поэтому так важно вовремя начать формирование навыков поведения на улице, соблюдения правил дорожного движения.
Так как в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, считается, что дидактические игры являются наиболее эффективным методом для изучения и соблюдения правил дорожного движения. Ведь знания закрепляются в играх, развлечениях, конкурсах, соревнованиях. Дети учатся применять свои знания на практике. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Предлагаю описание некоторых дидактических игр, надеюсь, что это поможет вам в обучении детей Правилам дорожного движения.
«Найди лишнее слово».
Цель: закреплять знания о видах транспорта, учить детей различать виды транспорта, их назначение.
Ход игры
Воспитатель перечисляет виды транспорта. Дети называют «лишний» по определенному признаку, объясняя свой выбор.
1. Автобус, троллейбус, грузовик.
2. Трамвай, троллейбус, вертолёт.
3. Автомобиль, корабль, автобус.
4. Автобус, трамвай, троллейбус.
5. Самолёт, вертолёт, автомобиль.
6. Трамвай, поезд, грузовик.
7. Пароход, автобус, корабль.
«Кто самый умный?»
Цель: уточнить представления детей о правилах дорожного движения, о транспорте, его видах, активизировать процессы мышления, развивать внимание, воспитывать сообразительность и находчивость.
Ход игры
Воспитатель: Ребята, сейчас поиграем в игру «Кто самый умный?» Я хочу узнать, кто у нас в группе самый находчивый и сообразительный. Я буду вам задавать вопросы, кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Отвечать хором нельзя. Кто даст правильный ответ, получает звёздочку. В конце игры каждый считает свои звёздочки, у кого больше – тот и выигрывает.
Вопросы
1. Сколько цветов у светофора? (три)
2. Сколько колёс у легкового автомобиля? (Четыре.)
3. Самолёт, вертолёт – это какие виды транспорта? (воздушный)
4. Кто ходит по тротуару? (Пешеход.)
5. Кто управляет автомобилем? (Водитель.)
6. Как называется место пересечения двух дорог? (Перекрёсток.)
7. Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта.)
8. Скорая помощь, пожарная машина, полицейская машина – это какие транспортные средства? (специальный транспорт или спецтехника).
9. Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП.)
10. Какой свет верхний на светофоре? (Красный)
11. Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два.)
12. Сколько сигналов у транспортного светофора? (Три.)
13. На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру.)
14. Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и милицейская машины.)
15. Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл.)
16. Где нужно играть, для обеспечения своей безопасности? (Во дворе, на детской площадке.)
17. Автобус, троллейбус, трамвай – это какие виды транспорта? (наземный).
«Безопасный город»
Цель игры: дать представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу, развивать способность воспринимать реальный мир города, закреплять знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения.
Правила игры : В игру играют дети с 5 лет и старше. Играющих до 3-х человек.
Материал: игровое поле, фигурки пешеходов, дорожные знаки, светофоры, транспортные средства и кубик.
Ход игры:
Перед началом нужно выбрать ведущего. Им может стать взрослый. Ведущий расставляет по «городу» дорожные знаки, определяет места остановок автобуса; он же управляет светофором. Остальные игроки берут себе фигурки человечков и распределяют между собой транспортные средства. Пусть кто-то будет водителем автобуса, кто-то продавцом в супермаркете, кто-то строителем парка, кто-то учеником в школе. Ваши роли ограничены только вашей фантазией. Дальше, бросая по очереди кубик, перемещаемся по городу. Пешеходы по тротуарам, автомобили по проезжей части. «Пешком» передвигаем фишку в любом направлении на столько шагов вперед, сколько точек выпало на кубике. На автомобиле – умножаем количество точек на три, на велосипеде — на два. Причем, водитель автомобиля может брать с собой пассажиров, например, подвести друзей. (Кубик в этом случае бросает водитель). А, оставив автомобиль, скажем, на стоянке, водитель превращается в пешехода. А еще можно подождать автобус на остановке и ехать большой компанией. Зеленый кружок (подземный переход) позволяет вам быстро (за один ход) и безопасно перейти на другую сторону улицы. А если вы попали на оранжевый кружок – это место требует от вас повышенного внимания — нужно пропустить один ход. Итак, начали. Из дома – в школу, из магазина — в парк, из парка – в гости к друзьям. Пешком, на велосипеде, на автобусе. Соблюдая все Правила дорожного движения.
Игра «Будь внимательным»
Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» - стоим на месте; по сигналу: «Переход!» - шагаем; по сигналу: «Автомобиль!» - держим в руках руль.
Игра «Веселый трамвайчик»
Мы веселые трамвайчики,
Мы не прыгаем как зайчики,
Мы по рельсам ездим дружно.
Эй, садись к нам, кому нужно!
Дети делятся на две команды. Одна команда - трамвайчики. Водитель трамвая держит в руках обруч. Вторая команда - пассажиры, они занимают свои места на остановке. Каждый трамвай может перевезти только одного пассажира, который занимает свой место в обруче. Конечная остановка на противоположной стороне зала.
Загадки для детей по ПДД
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый.
На ту сторону ведет
Пешеходный… (переход).
* * *
На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Нужно ехать, знайте, дети,
Только на… (велосипеде).
* * *
Что мне делать, как мне быть?
Нужно срочно позвонить.
Должны знать и ты, и он
В этом месте… (телефон).
* * *
Вот идут четыре братца
По наезженной дороге,
Но они совсем не ноги,
Никогда не расстаются,
Два следа за ними вьются. Колеса.
* * *
Что за чудо синий дом?
Ребятишек много в нем,
Носит обувь из резины
И питается бензином. Автобус.
* * *
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе хочу помочь. Светофор.
* * *
Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баки нет.
Это мой … Велосипед
1. Близко – широка,
издалека – узка.
(ДОРОГА)
Стихи для детей о правилах дорожного движения.
Светофор Л. Лущенко
У любого перекрестка
Нас встречает светофор
И заводит очень просто
С пешеходом разговор:
Cвет зеленый- проходи!
Желтый - лучше подожди!
Если свет зажжется красный -
Значит,
Двигаться опасно!
Стой!
Пускай пройдет трамвай,
наберись терпенья.
Изучай и уважай правила движенья.
У светофора окошечка три,
При переходе на них посмотри!
Если в окошке красный горит,
"Стой на панели" - он говорит.
Если вдруг желтое вспыхнет окошко,
Должен еще подождать ты немножко.
Если в окошке зеленый горит,
Ясно, что путь пешеходу открыт.
Все светофор понимает без слов:
Он говорит языком огоньков.
С. Михалков
Моя улица
Здесь на посту в любое время
Дежурит ловкий постовой.
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
О. Плотонова
Безопасный островок
Есть у перекрестка
Ты его найдешь дружок,
Круглый он, в полоску.
На твоем лежит пути
В центре перехода.
И вернее не найти
Друга пешехода.
О. Коба
Это всем должно быть ясно!
Даже тем, кто ходит в ясли
Всем, кто в городе живет:
Переходы не рискованны
Только там, где нарисованы
Шашек белые квадраты
И на стрелке "Переход".
С. Яковлев
Читает книжку глупый слон
На самой мостовой,
И невдомек ему, что он
Рискует головой.
Нужно слушаться без спора
Указаний светофора:
Нужно правила движения
Выполнять без возражения.
БЕЗДЕЛЬНИК-СВЕТОФОР
В лесу, где все без правил
Ходили до сих пор,
Однажды появился
Дорожный светофор.
Откуда-то с дороги
Принёс его Медведь.
И звери прибежали
На технику смотреть.
И первым начал Ё жик:
– Какая ерунда!
Нужны для светофора
И ток, и провода.
А если он не будет
Как следует гореть,
То нам на эту штуку
Не стоит и смотреть!
– Я с Ёжиком согласен! –
Сказал зевая Волк. –
– А если б он работал,
Какой в нём был бы толк?
Когда гоню я зайца,
Мне просто смысла нет
Бежать на свет зелёный,
Стоять на красный свет!
– И я, – сказал Зайчишка, –
Когда уже бегу,
Следить за светофором,
Простите, не могу!
– У нас, – Лиса сказала, –
Порядки здесь свои,
И нам на перекрёстке
Не нужен пост ГАИ!
– Мне тоже он не нужен! –
Сказал из норки Крот, –
Я сам себе пророю
Подземный переход!
Услышав под собою
Разумные слова,
– Я вообще летаю! –
Прогукала Сова. –
И мне совсем не нужно
На красный свет глядеть,
Когда я перекрёсток
Могу перелететь.
Осталось всё, как было.
Шумит дремучий бор.
Качается на ёлке
Бездельник-светофор.
Но мы с тобой не зайцы,
Не волки и кроты –
Хожу я на работу,
И в школу ходишь ты.
А мимо мчат машины,
Стальные муравьи.
И нам на перекрёстках
Нужны посты ГАИ!
Они нам помогают,
Нас учат с малых лет
Шагать на свет зелёный,
Стоять на красный свет.
СВЕТОФОР
Есть у нас дружок хороший
С великаном добрым схожий!
Знай: три глаза у него –
Не боятся никого.
Утром, днём, в ночную тьму
Все горят по одному.
И у каждого – свой цвет,
Чтоб в пути нам дать совет.
Если жёлтый свет горит –
Приготовиться велит,
На зеленый нам – идти,
Всем счастливого пути!
А зажжётся красный, вдруг
Подожди немного, друг!
Торопыгой вредно быть,
Надо жизнью дорожить!
Друг зовётся "светофор",
Бессловесный разговор
Он давно с людьми ведет,
Никогда не подведёт.
Его мы слушаться должны –
И нам дороги не страшны!