Татьяна Дубакова
Педагогический проект «Мы изучаем правила дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №21 «Золотой ключик» комбинированного вида»
Педагогический проект
«Мы изучаем правила дорожного движения».
Сфера реализации проекта : воспитательно-образовательный процесс и свободная деятельность детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности.
Автор проекта :
Дубакова Татьяна Николаевна
База проекта :
• обучающиеся группы компенсирующей направленности;
Публикация «Педагогический проект „Мы изучаем правила дорожного движения“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
• воспитатели группы компенсирующей направленности;
• специалисты детского сада;
• родители обучающихся.
г. Шарыпово
Пояснительная записка.
В рамках декады «Дорожной безопасности детей» был разработан краткосрочный проект «Мы изучаем правила дорожного движения», направленный на создание условий, способствующих повышению уровня эффективности профилактической деятельности по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма посредством методических разработок, профилактических мероприятий и систематизации деятельности всех участников образовательною процесса.
Цель проекта.
Формировать у детей знания о правилах дорожного движения; вызывать желание подчиняться этим правилам; воспитывать уважительное отношение при взаимодействии в схеме: пешеход – водитель; показать детям важность соблюдений правил дорожного движения в нашей жизни.
Задачи проекта.
1. Познакомить детей с правилами дорожного движения. Рассказать детям как нужно вести себя пешеходам, как нужно вести себя водителям.
2. Учить нести ответственность за безопасность своей жизни.
3. Познакомить детей с профессией инспектор ГИБДД.
4. Расширять представления детей о знаково – схематичном изображении, при изучении дорожных знаков. Учить устанавливать связь при встрече разных дорожных знаков в жизни, на дороге.
Участники проекта.
Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта : две недели.
Вид проекта : познавательно-практический.
Работа проводилась со всеми детьми, но особое внимание уделялось детям с низким и средним уровнем познавательной активности.
При реализации проекта были использованы следующие подходы.
• В процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков; развивается диалогическая речь. Дети учатся задавать вопросы и получать ответы на них, обращаясь к разным источникам (воспитатели, родители);
• Совместная продуктивная творческая деятельность создаёт атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата. А также, интересные работы, изготовленные с помощью нестандартных материалов, способствуют, привлечению и удержанию внимания детей на изучаемой теме;
• Реализуя, игровой проект, участники образовательного процесса «родители – дети – воспитатели» (все участники равноправны) учатся взаимодействовать и сотрудничать между собой;
• Целевые прогулки способствовали усвоению материала, зрительная и вербальная информация совместно усваивается быстрее.
Предполагаемые результаты.
• Усвоение детьми знаний, представлений о правилах дорожного движения;
• Повышение уровня ответственности за безопасность жизни;
• Развитие у детей активности, самостоятельности, самосознания;
• Повышение уровня мотивации к занятиям;
• Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Дети должны знать и называть.
• Названия и обозначение дорожных знаков для пешеходов, и некоторые знаки для водителей;
• Чем опасно не соблюдение правил дорожного движения и к чему может привести их нарушение;
• В каком месте можно переходить дорогу, и кто помогает осуществлять безопасное движение на дороге;
• Что нельзя делать вблизи проезжей части дороги;
• Правила «левой руки», правила для велосипедистов, правила для пешеходов, правила для водителей.
Этапы работы над проектом.
• Подготовительный: разработка проекта;
• Практический;
• Заключительный: подведение итогов и презентация проекта.
I этап. Подготовительный.
Разработка проекта.
1. Заинтересовать участников изучением данной темы.
2. Подобрать методическую, научно – популярную, художественную литературу, иллюстративный материал, электронный и видеоматериал по теме правила дорожного движения.
3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности.
4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
5. Составить план мероприятий.
II этап. Практический.
Образовательная область «Физическое развитие»
Физкультурный досуг «Как мы учили Незнайку правилам дорожного движения».
Задачи.
- создать у детей праздничное настроение;
- привлечь внимание к правилам дорожного движения;
- закрепить знания детей с помощью упражнений, эстафет;
- развивать выносливость, ловкость, быстроту реакции, умение работать в команде.
Упражнения: «Светофорчик», «Поезд»; игра малой подвижности «Транспорт», игра «Ловкий пешеход».
Дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика «Стой, стой, постовой», изотерапия «Представь себя…» (представить себя водителем автобуса, троллейбуса, машинистом и т. д.).
Образовательная область «Речевое развитие»
• Беседа – рассказ детям о правилах дорожного движения;
• Беседа – рассуждение «Что случиться, если…»;
• Беседа – рассказ «На какой цвет нужно переходить улицу»;
• Беседа – рассуждение «Для чего нужны знаки дорожного движения?»;
• Беседы «Как правильно вести себя на дороге?», «К чему приводят игры на проезжей части»;
• Просмотр электронной презентации «Правила дорожного движения для детей»;
• Игровое упражнение «Красный цвет – ходу нет, жёлтый цвет – внимание…»
• НОД «Улица полна неожиданностей», «Работа инспектора ГИБДД».
• Заучивание стихотворений: Е. Панасова «Светофор», Г. Шалаева «Правила дорожного движения для малышей».
Цель: формировать у детей навыки осознанного безопасного поведения на улицах города.
Задачи: учить избегать на улице опасных для жизни ситуаций; закрепить знания о ПДД, практические навыки поведения на улице;
дать детям представление о работе сотрудника ГИБДД, о назначении его жестов;
закрепление знаний о транспорте, его назначении, правил поведения на дороге;
воспитывать желание беречь свою жизнь.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Сюжетно – ролевые игры: «Пешеходы», «Едем в автобусе», «Мы автомобилисты», «Путешествуем по миру», «Скорая помощь», «Пожарные спешат на помощь», «Полиция на дороге», «Весёлый перекрёсток».
Дидактические игры: «Как кошка дорогу переходила», «Дорога», «Помоги Тане, Ване перейти дорогу», «Подумай - отгадай», «Угадай транспорт», «Играй, да смекай», «Что будет, если…», «Узнай и нарисуй», «Дорожные знаки», настольно – печатные игры, лото.
Подготовка атрибутов для сюжетно – ролевых игр «Скорая, пожарная, полиция спешат на помощь…», «Пешеходы и водители», изготовление дорожных знаков, совместная работа по конструированию макета светофора.
Задачи: развивать потребность детей в творческой деятельности при работе с бумагой, картоном, бросовым и природным материалом;
- вызвать чувство восхищения своими работами;
- вызвать желание наполнять группу самодельными атрибутами для игр.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Просмотр электронных презентаций:
• «Правила дорожного движения», «В стране дорожных знаков»;
• Игра «Ответь правильно»;
• Видеоролик «Осторожно, дорога!»;
• Мультфильмы «Смешарики на дороге», «Правила дорожного движения».
Конструирование: «Наш город», «Автобус», «Сделаем машину».
Целевые прогулки к проезжей части, к перекрёстку, к светофору.
Рассматривание плакатов «Всем без исключения по правилам движения», «Смело шагайте по улицам, дети, если запомните правила эти!», «Наш помощник светофор», рассматривание иллюстраций из книг, картинок по теме «Правила дорожного движения».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
• Лепка «Пешеходы»;
• Рисование «Улицы нашего города»;
• Конкурс на лучшую раскраску (тематика «Светофорчик», «Раскрась правильно знак»);
• Коллективное конструирование «Перекрёсток».
Задачи:
• развивать у детей потребность в творческой деятельности;
• учить передавать своё эмоциональное отношение;
• развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках;
• развивать детскую фантазию, умение оценивать свою деятельность;
• закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, помогать друг другу в работе.
Музыка.
Разучивание песни «По улице, по улице…» (композитор Т. Шутенко, игровые упражнения «Весёлые путешественники», игры, эстафеты.
Задачи: познакомить детей с новыми музыкальными произведениями; развивать чувство ритма, музыкальной памяти, координации движений, создать эмоционально - радостное настроение.
Работа с родителями.
• информировать родителей о теме проекта;
• привлечь родителей к оснащению группы игровым материалом;
• привлечь родителей к созданию, совместно с детьми, схематичного изображения «Мой маршрут от дома до детского сада»;
• привлечь родителей к проявлению интереса к правилам поведения на дороге : рассказ – беседа родителей «Правила нужно знать» (Смирнова С. В.);
• оформить информационный стенд для родителей «Безопасность дорожного движения»;
• разработать методические рекомендации для родителей с целью закрепления знаний о Правилах дорожного движения.
III этап. Заключительный.
Заключительным этапом работы над проектом стало :
• Изготовление стенгазеты «Осторожно, дети!»;
• Проведение Акции «Наших видно»;
• Физкультурное развлечение «Мы-водители»;
• Проблемные ситуации «Красный, желтый, зеленый…».
• Практическое занятие инспектора ГИБДД с детьми «Дорожные знаки».
Подводя итоги проектной деятельности, следует отметить, что совместными усилиями педагогов ДОУ (воспитателей старшей группы, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, сотрудников ГИБДД, родителей и детей старшей группы, удалось реализовать проект, направленный на повышение познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в области соблюдения ПДД. Создать условия для индивидуального развития и творческой самореализации детей; сплотить детский коллектив посредством проведения совместных мероприятий.
Познавательное развитие старших дошкольников рассматривалось в таких компонентах – когнитивном, мотивационном, эмоционально-волевом и деятельностно - практическом.
Формирование когнитивного критерия происходило в исследовательской деятельности дошкольников. В группе оформлен уголок ПДД. Под руководством воспитателей дети получают новые знания и передают их другим детям.
Эмоционально-волевой критерий – это осознание своих чувств, эмоций и чувств других людей, управление ими - это организация взаимодействия себя с другими людьми и управление этим взаимодействием в ходе совместной деятельности (развлечений, НОД, игр).
Развитие мотивационного критерия осуществляется посредством игр дидактических, подвижных, игр соревновательного характера - воспитывается умение справедливо оценивать результаты игры.
Действенно-практический критерий развивается у детей в процессе продуктивной деятельности. Ребёнок по отношению к изучаемым объектам овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Список литературы.
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей. Москва. ACT, 1998.
2. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. и др. Как обеспечить безопасность дошкольника. Книга для воспитателей детского сада. Москва, Просвещение, 2005.
3. Белая К. Ю. и др. «Твоя безопасность. Как себя вести дома и на улице», для среднего и старшего дошкольного возраста. Москва, «Просвещение», 2005 г.
4. Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ. Москва, ТЦ «Сфера», 2002.
5. Скоролупова Н. A. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». Москва, 2004.